Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЯНЬЦЗИ́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 633-634

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Самбурова

ТЯНЬЦЗИ́НЬ, один из го­ро­дов центр. под­чи­не­ния Ки­тая. Нас. ок. 15,2 млн. чел. (2014; из них ок. 4,8 млн. чел. – по­сто­ян­ные ми­гран­ты), в т. ч. го­род­ское нас. ок. 11,7 млн. чел. Вхо­дит в со­став фор­ми­рую­ще­го­ся ме­га­ло­по­ли­са Тянь­цзинь – Пе­кин – пров. Хэ­бэй. Рас­по­ло­жен в Сев. Ки­тае на по­бе­ре­жье зал. Бо­хай Жёл­то­го м.; на се­ве­ро-за­па­де гра­ни­чит с го­ро­дом центр. под­чи­не­ния Пе­ки­ном, с ос­таль­ных сто­рон ок­ру­жён пров. Хэ­бэй. В со­ста­ве Т. неск. гор. рай­онов центр. ча­с­ти и су­бур­ба­ни­зи­ров. зо­ны, неск. пре­им. сель­ских райо­нов и один сель­ский уезд. Круп­ный узел ав­то­мо­биль­ных и ж.-д. (с 2008 вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние с Пе­ки­ном) ма­ги­ст­ра­лей. Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Бинь­хай. Мет­ро­по­ли­тен (1984), вклю­ча­ет ли­нию ско­ро­ст­но­го трам­вая в р-не Бинь­хай (2007).

Воз­ник в 13 в. на мес­те ры­бац­ко­го пос. Чжи­гу. Но­сил назв. Чжи­гуч­жай, за­тем Хай­цзинь­чжэнь. С 1404 совр. назв. В пе­ри­од прав­ле­ния ди­на­стии Цин бла­го­да­ря сво­ему по­ло­же­нию на пе­ре­се­че­нии транс­порт­ных пу­тей пре­вра­тил­ся в важ­ный эко­но­мич. центр Сев. Ки­тая. В авг. 1860, во вре­мя анг­ло-фран­ко-ки­тай­ской вой­ны 1856–60, за­хва­чен анг­ло-франц. вой­ска­ми. По Пе­кин­ским анг­ло-кит. и фран­ко-кит. до­го­во­рам 1860 от­крыт для иностр. тор­гов­ли. Ме­сто под­пи­са­ния Тянь­цзинь­ских до­го­во­ров 1858 и Тянь­цзинь­ско­го трак­та­та 1858. В 1900, в пе­ри­од Ихэ­ту­ань, на два го­да пе­ре­шёл под управ­ле­ние иностр. дер­жав. В 1928 за­нят вой­ска­ми Го­минь­да­на. В 1937–45 под япон. ок­ку­па­ци­ей. С 1949 в со­ста­ве КНР.

Сре­ди дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: буд­дий­ский храм Да­бэй (1669 и 1940), хра­мы Кон­фу­ция (пре­фек­ту­ры, ос­но­ван в 1436; ок­ру­га, ос­но­ван в 1734), быв. рай­оны иностр. кон­цес­сий (за­строй­ка кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. в рус­ле совр. ев­роп. и япон. ар­хи­тек­ту­ры), клуб вы­ход­цев из пров. Гу­ан­дун (1907), те­ле­баш­ня (1988–91; выс. 415 м – са­мое высо­кое со­ору­же­ние Т.), зда­ния Тянь­цзинь­ско­го му­зея (2004, арх. Та­ка­ма­цу Син), Зап. ж.-д. во­кза­ла (2009–11, архит. бюро «gmp»), Ху­дож. му­зея (2012, ар­хит. бю­ро «KSP Jürgen Engel Architekten»), Боль­шо­го те­ат­ра (2010–2012; ар­хит. бю­ро «gmp»); ко­ле­со обо­зре­ния «Тянь­цзинь­ский глаз» (2008; выс. 120 м); не­бо­скрё­бы, в т. ч. «Tianjin Global Financial Center» (2008–11, ар­хит. бю­ро «Skidmore, Owings & Mer­rill»; выс. 337 м, са­мое вы­со­кое зда­ние Т.). Мо­ну­мент к 20-ле­тию Тянь­цзинь­ской зо­ны эко­но­мич. и тех­но­ло­гич. раз­ви­тия (2004, арх. Исод­за­ки Ара­та).

Важ­ный на­уч. и об­ра­зо­ват. центр Ки­тая. Гл. ву­зы: Нань­кай­ский ун-т (1919; один из са­мых пре­стиж­ных в стра­не) и Тянь­цзинь­ский ун-т (1895); сре­ди др. ву­зов – Тянь­цзинь­ские ун-ты: по­ли­тех­нич. (1912), мед., гражд. авиа­ции Ки­тая (оба 1951), нор­маль­ный (1958), тех­но­ло­гич. (1978), ком­мер­ции (1980); Ака­де­мия ис­кусств (1906), кон­сер­ва­то­рия (1958). Тянь­цзинь­ская б-ка (2012). Му­зеи: ес­теств. ис­то­рии (1927; совр. назв. с 1957), Тянь­цзинь­ский (2004), ис­то­рич. (2007), ху­до­жест­вен­ный (2009), Нац. мор­ской (2017) и др. Те­ат­ры: Нар. ху­до­жест­вен­ный (муль­ти­жан­ро­вый; 1951), Пе­кин­ской опе­ры (1995), Боль­шой (2012; вклю­ча­ет опер­ный, кон­церт­ный за­лы и пр., вы­сту­п­ле­ния те­ат­раль­ных трупп, ор­ке­ст­ров и др.). Цирк «Жем­чу­жи­на Бо­хая» (труп­па ве­дёт ис­то­рию с 1948). Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь дет­ской куль­ту­ры и иск-ва (с 2002).

Наи­бо­лее по­пу­ляр­ные ви­ды спор­та – фут­бол, бейс­бол, во­лей­бол. Круп­ней­шая спор­тив­ная аре­на – ста­ди­он в Тянь­цзинь­ском олим­пий­ском цен­тре (2007; ок. 55 тыс. мест).

Один из круп­ней­ших эко­но­мич. цен­тров Ки­тая. В струк­ту­ре ВРП до­ля пром-сти и строи­тель­ст­ва 49,4% (2014), сфе­ры ус­луг 49,3%, с. х-ва и ры­бо­лов­ст­ва 1,3%. Ок. 80% стои­мо­сти пром. про­дук­ции при­хо­дит­ся на до­лю тя­жё­лой пром-сти (2013), в т. ч. 31% – вы­со­ко­тех­но­ло­гич. про­из­водств. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: элек­трон­ная, авиа­ра­кет­но-кос­мич., ав­то­мо­би­ле­строе­ние, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, неф­те­хи­мич., фар­ма­цев­тич., лёг­кая и пи­ще­вку­со­вая. Сфор­ми­ро­ва­лись два кла­сте­ра пред­при­ятий: по про­из-ву те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ния (кор. ком­па­ния «Samsung Electronics» и амер. «Motorola Solutions») и элек­трон­ных ком­по­нен­тов (амер. «Vi­shay Intertechnology» и «CTS Corpo­ration», япон. «Rohm Semiconductor» и «Pa­nasonic Corporation», кор. «Sam­sung Electro-Mechanics»). Т. – один из гл. цен­тров авиа- и ра­ке­то­строе­ния Ки­тая; дей­ст­ву­ют ис­сле­до­ва­тель­ские и про­из­водств. под­раз­де­ле­ния ком­па­ний «Aviation Industry Corporation of Chi­na» (AVIC), «China Aerospace Science and Technology Corporation» (CASC) и «Chi­na Aerospace Science and Industry Corpo­ration» (CASIC); осу­ще­ст­в­ля­ют сбор­ку пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов A320, вер­то­лё­тов, ра­ке­то­но­си­те­лей и бес­пи­лот­ных ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов. Ев­роп. ком­па­ния «Airbus» и AVIC ве­дут совм. строи­тель­ст­во за­во­да по сбор­ке пас­са­жир­ских само­лё­тов А330 (ввод в строй в 2017). Лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли вы­пус­ка­ют два за­во­да ком­па­нии «FAW Group Corporation» (один – в сов­мест­ном вла­де­нии с япон. «Toyota Motor Corpora­tion»). Т. обес­пе­чи­ва­ет ок. 1/2 об­ще­на­цио­наль­но­го про­из-ва ве­ло­си­пе­дов. Так­же вы­пуск обо­ру­до­ва­ния для аль­тер­на­тив­ной энер­ге­ти­ки.

Неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая и неф­те­хи­мич. пром-сть пред­став­ле­на за­во­дом (в сов­мест­ном вла­де­нии ком­па­ний «Sino­pec Corp.» и са­уд. «Saudi Arabia Basic In­dustries Corporation») по пе­ре­ра­бот­ке 15 млн. т сы­рой неф­ти в год, про­из-ву 1 млн. т эти­ле­на, 600 тыс. т по­ли­эти­ле­на, 450 тыс. т по­ли­про­пи­ле­на, 420 тыс. т эти­ленг­ли­ко­ля, 350 тыс. т фе­но­ла, 200 тыс. т бу­та­дие­на и др. Св. 600 ком­па­ний (гл. обр. ки­тай­ских, так­же брит., дат. и др.) ве­дут на­уч. ис­сле­до­ва­ния и вы­пус­ка­ют разл. фар­ма­цев­тич. (вклю­чая тра­диц. кит.), био­тех­но­ло­гич. пре­па­ра­ты и мед. обо­ру­до­ва­ние. Хлоп­ча­то­бу­маж­ные, шёл­ко­вые и сме­шан­ные тка­ни и др. тек­стиль­ные из­де­лия про­из­во­дят ком­па­нии «Tia­njin Sinotex Diyang Textile Corporation», «Tianjin Tianyi Textile Group Co.», «Ti­anjin Tianyun Fabric Manufacturing Co.» и др., раз­но­об­раз­ные про­дук­ты пи­та­ния, со­усы, при­пра­вы, пи­ще­вые по­лу­фаб­ри­ка­ты и до­бав­ки – «Tianjin Tangchao Food Industry Co.», «Tianjin Shengzhihe Food Co.», франц. «Savencia Fromage & Dairy» и др.

Ве­ду­щие сек­то­ра сфе­ры ус­луг: адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, тор­гов­ля, на­уч.-ис­сле­до­ва­тель­ская и кон­гресс­но-вы­ста­воч­ная дея­тель­ность. В Т. раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ры круп­ных ком­мерч. бан­ков – Bank of Tianjin и China Bohai Bank. Уни­вер­саль­ный мор. порт Т. (об­щий гру­зо­обо­рот 500 млн. т, в т. ч. 13 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2013) об­слу­жи­ва­ет так­же Пе­кин, пров. Хэ­бэй, про­вин­ции и ав­то­ном­ные рай­оны внут­рен­не­го Ки­тая; обес­пе­чи­ва­ет па­ром­ное со­об­ще­ние с ря­дом го­ро­дов Ки­тая, Рес­пуб­ли­ки Ко­рея и Япо­нии; с 2010 при­ни­ма­ет кру­из­ные су­да. Мно­го­числ. ме­ж­ду­нар. кон­грес­сы и вы­став­ки про­хо­дят в вы­ста­воч­ных и кон­фе­ренц-цен­трах «Бинь­хай» (2003) и «Мэй­цзян» (2009).

В Т. ба­зи­ру­ет­ся Нац. су­пер­ком­пь­ю­тер­ный центр (при Нац. ун-те обо­рон­ных тех­но­ло­гий, г. Чан­ша), функ­цио­ни­ру­ют св. 170 зон раз­ви­тия и вы­со­ких тех­но­ло­гий, в т. ч. 5 гос. уров­ня (Тянь­цзинь­ская зо­на эко­но­мич. и тех­но­ло­гич. раз­ви­тия, Тянь­цзинь­ская экс­порт­ная про­цес­син­го­вая зо­на, зо­на раз­ви­тия вы­со­ких тех­но­ло­гий «Бинь­хай», Сво­бод­ная тор­го­вая зо­на мор. пор­та Т. и гос. мор. высо­ко­тех­но­ло­гич. зо­на раз­ви­тия «Тан­гу»). Сре­ди др. зон – Ме­ж­ду­нар. ло­гистич. зо­на аэ­ро­пор­та Бинь­хай, зо­на эко­но­мич. и тех­нич. раз­ви­тия «Бао­ди», зо­на раз­ви­тия «Уцин», зо­на эко­но­мич. раз­ви­тия «Да­ган», вы­со­ко­тех­но­ло­гич. парк «Бэй­чэнь» и др. Реа­ли­зу­ет­ся (к 2020) кит.-син­га­пур­ский про­ект по соз­да­нию эко­ло­ги­че­ски чис­то­го го­ро­да «Tianjin Eco-City» (пл. 30 км2; нас. 350 тыс. чел.).

Вернуться к началу