Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́РНДАЙК ЭДВАРД ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Федорович

ТО́РНДАЙК (Thorndike) Эд­вард Ли (31.8.1874, Уиль­ямс­берг, штат Мас­са­чу­сетс – 10.8.1949, Мон­троз, штат Нью-Йорк), амер. пси­хо­лог и пе­да­гог, пред­ста­ви­тель би­хе­вио­риз­ма, чл. Нац. АН США (1917). Учил­ся в Уэс­ли­ан­ском и Гар­вард­ском ун-тах, за­тем в Ко­лум­бий­ском ун-те (док­тор­ская дис. 1898), где с 1899 пре­по­да­вал в пе­да­го­гич. кол­лед­же; проф. с 1904. Пре­зи­дент Амер. пси­хо­ло­гич. ас­со­циа­ции (1912).

Соз­дан­ный Т. ме­тод «про­блем­но­го ящи­ка», или «ин­ст­ру­мен­таль­но­го нау­че­ния», стал у не­го ос­но­вой сис­тем­но­го изу­че­ния и из­ме­ре­ния по­ве­де­ния жи­вот­ных и лю­дей в ла­бо­ра­тор­ных ус­ло­ви­ях. По­ни­мая нау­че­ние как не­за­ви­си­мый от соз­на­ния и мыш­ле­ния про­цесс вы­ра­бот­ки свя­зей ме­ж­ду вос­при­ня­тым сти­му­лом и от­вет­ной ре­ак­ци­ей ор­га­низ­ма, Т. рас­смат­ри­вал в ка­че­ст­ве уни­вер­саль­ной фор­мы нау­че­ния «ме­тод проб и оши­бок», ко­гда не­ко­то­рые из со­вер­шае­мых ор­га­низ­мом слу­чай­ных ре­ак­ций со­еди­ня­ют­ся с раз­дра­жи­те­ля­ми со­глас­но за­ко­нам «воз­дей­ст­вия/эф­фек­та», «го­тов­но­сти», «тре­ни­ров­ки», «ас­со­циа­тив­но­го сдви­га» («Animal intelligence», 1911). Эти прин­ци­пы лег­ли в ос­но­ву раз­ра­бо­тан­ных Т. ме­то­дик вос­пи­та­ния и школь­но­го пре­по­да­ва­ния («The fundamentals of learning», 1932), при­зван­ных спо­соб­ст­во­вать фор­ми­ро­ва­нию же­ла­тель­ных ре­ак­ций, в т. ч. нравств. по­ступ­ков. Ввёл в пе­да­го­ги­ку по­ня­тие об­рат­ной свя­зи, тре­бо­вал за­пре­та на­ка­за­ний как за­кре­п­ляю­щих от­ри­ца­тель­ные чер­ты лич­но­сти и др.

Соч.: An introduction to the theory of mental and social measurements. N. Y., 1904; The elements of psychology. N. Y., 1905; Education psychology: The psychology of learning N. Y., 1913; The measurement of intelligence. N. Y., 1927; Прин­ци­пы обу­че­ния, ос­но­ван­ные на пси­хо­ло­гии / Вступ. ст. Л. С. Вы­гот­ско­го. 3-е изд. М., 1930; Пси­хо­ло­гия ариф­ме­ти­ки. М.; Л., 1932; Про­цесс уче­ния у че­ло­ве­ка. М., 1935; The psychology of wants, interest and attitudes. N. Y., 1935; Human nature and the social order. N. Y., 1940.

Вернуться к началу