Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИ́ХВИНСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА

Авторы: В. Б. Сапунов

ТИ́ХВИНСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА (с 15.11.1918 им. В. И. Ле­ни­на), ис­кус­ст­вен­ный вод­ный путь, свя­зы­вав­ший По­вол­жье с сев.-зап. ча­стью Рос­сии. За­ду­ма­на Пет­ром I для обес­пе­че­ния С.-Пе­тер­бур­га зер­ном и др. про­дук­та­ми из центр. Рос­сии, а так­же для дос­тав­ки в глубь стра­ны из сто­лич­но­го пор­та иностр. то­ва­ров. Со­ору­жа­лась в 1802–42; строи­тель­ст­во на­ча­то по про­ек­ту, под­го­тов­лен­но­му при уча­стии Ф. П. Де­вол­ла­на и 1(13).1.1802 ут­вер­ждён­но­му имп. Алек­сан­дром I. Вве­де­на в дей­ст­вие в 1811 в не­за­вер­шён­ном ви­де. Пер­во­на­чаль­но име­ла 7 шлю­зов, а так­же 66 по­лу­шлю­зов (с 1819 за­ме­ня­лись на шлю­зы), к 1842 – 62 шлю­за. Об­щая про­тя­жён­ность ок. 904 км, в т. ч. шлю­зо­ван­ных уча­ст­ков – ок. 188 км. Про­хо­ди­ла по ре­кам Вол­га, Мо­ло­га, Ча­го­до­ща (Ча­го­да), Го­рюн, оз. Ча­го­дощь (ны­не Во­жан­ское), р. Со­мин­ка, оз. Со­ми­но, р. Вол­чи­на (ны­не Вал­чен­ка), Тих­вин­ско­му ка­на­лу (его про­тя­жён­ность ок. 7 км), озё­рам Ег­ли­но и Пут­нее, ре­кам Тих­вин­ка и Сясь, Сяс­ско­му (Ста­ро­сяс­ско­му; св. 10 км) и Ла­дож­ско­му (Ста­ро­ла­дож­ско­му; ок. 111 км) ка­на­лам, Ла­дож­ско­му оз., р. Не­ва. Ко­неч­ные пунк­ты – Ры­бинск и С.-Пе­тер­бург (путь по всей Т. в. с. за­ни­мал в сред­нем 29 дней). На­зва­на по г. Тих­вин, в ко­тором до 1966 на­хо­ди­лось управ­ле­ние сис­те­мой. Дви­же­ние су­дов по Т. в. с. осу­ще­ст­в­ля­лось в обо­их на­прав­ле­ни­ях; к сер. 19 в. ок. 1,5 тыс. су­дов (гру­зо­подъ­ём­ность 19–24,5 т) в год пе­ре­во­зи­ли ок. 50 тыс. т гру­зов. Т. в. с. су­ще­ст­во­ва­ла на­ря­ду с Выш­не­во­лоц­кой вод­ной сис­те­мой (на­ви­га­ция от­кры­та в 1709) и Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мой (1810; в 1860-х гг. при­ня­ла на се­бя зна­чит. часть гру­зов Т. в. с.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., в ча­ст­но­сти в свя­зи со строи­тель­ст­вом в Ев­роп. Рос­сии же­лез­ных до­рог, об­ще­рос­сий­ское зна­че­ние Т. в. с. по­сто­ян­но сни­жа­лось. В 1906 зем­ст­ва Тих­вин­ско­го и Ус­тю­жен­ско­го уез­дов Нов­го­род­ской губ. ре­ши­ли ис­поль­зо­вать Т. в. с. толь­ко для ле­со­спла­ва и пе­ре­во­зок с.-х. про­дук­ции. В 1917–18, в Гражд. вой­ну 1917–22, гру­зо­поток вы­рос за счёт снаб­же­ния Пет­ро­гра­да зер­ном и му­кой из По­вол­жья. С 1930-х гг. ле­со­сплав со­хра­нял­ся в не­зна­чит. объ­ё­ме, к кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. сис­те­ма ста­ла не­рен­та­бель­ной. В 1966 за­кры­та на ос­но­ва­нии ре­ше­ния ис­пол­ко­ма Ле­нингр. об­ла­ст­но­го со­ве­та от 15.9.1965. К нач. 21 в. прак­ти­че­ски все со­ору­же­ния Т. в. с. раз­ру­ше­ны.

Лит.: Бу­чац­кий Л. Х. Тих­вин­ская сис­те­ма. СПб., 1893; Са­пу­нов В. Б. Тих­вин­ская вод­ная сис­те­ма… // Уч. зап. Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го гид­ро­ме­тео­ро­ло­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. 2007. № 4; Са­пу­нов В. Б., Уг­лов М. В. Из ва­ряг в ха­за­ры по ТВС. СПб., 2013.

Вернуться к началу