Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 165-166

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (псевд.; наст. имя и фам. Габ­ри­ель Тель­ес, Téllez) [24.3.1579, Мад­рид – 12.3.1648 (по не­ко­то­рым дан­ным, не позд­нее 20.2.1648), мон. Аль­ма­сан, Со­рия], исп. дра­ма­тург. Ро­дил­ся в обед­нев­шей дво­рян­ской се­мье. Пред­по­ло­жи­тель­но слу­шал лек­ции в Ун-те Аль­ка­ла-де-Эна­рес. В 1600 или 1601 всту­пил в ор­ден мер­се­да­ри­ев, в 1600 (по др. све­де­ни­ям, в 1601) при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в Гва­да­ла­ха­ре. Пре­сви­тер и ви­ка­рий в Со­рии (1608). В 1611–16 жил в То­ле­до. В 1616, со­про­во­ж­дая вер­хов­но­го ви­ка­рия ор­де­на, со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие на о. Сан-До­мин­го, где про­по­ве­до­вал и чи­тал лек­ции по тео­ло­гии. В 1618 вер­нул­ся в Ис­па­нию, в 1620 в Мад­ри­де во­шёл в круг Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо, ока­зав­ше­го зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние его творч. ма­не­ры. В 1625 по ре­ше­нию цер­ков­ных вла­стей вре­мен­но вы­слан из Мад­ри­да. Ис­то­рио­граф ор­де­на мер­се­да­ри­ев (1632); ма­гистр бо­го­сло­вия (1639). Как дра­ма­тург по­лу­чил из­вест­ность с 1606. Пер­вым опуб­ли­ко­ван­ным про­из­ве­де­ни­ем ста­ла кн. «То­лед­ские вил­лы» («Cigarrales de Toledo», 1621; рус. пер. 1972), вклю­чив­шая сти­хо­тво­ре­ния, но­вел­лы и дра­мы. Об­шир­ное лит. на­сле­дие Т. де М., од­но­го из са­мых яр­ких пред­ста­ви­те­лей исп. лит-ры ба­рок­ко, со­хра­ни­лось лишь час­тич­но. Наи­боль­шую из­вест­ность сни­ска­ли пье­сы, ока­зав­шие зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие исп. дра­ма­тур­гии; до на­ших дней дош­ли св. 80 ко­ме­дий и 5 ау­то (по собств. при­зна­ни­ям Т. де М., он на­пи­сал св. 400 пьес). Пье­сы Т. де М. на ре­лиг., бы­то­вые, ми­фо­ло­гич. и ис­то­рич. сю­же­ты от­ли­ча­ют ди­на­мизм дей­ст­вия, вни­ма­ние к мел­ким де­та­лям, раз­вле­ка­тель­ность и ди­дак­тич. ха­рак­тер, а так­же ост­рый юмор, ино­гда пе­ре­хо­дя­щий в са­ти­ру: «Бла­го­чес­ти­вая Мар­та» («Marta la pia­dosa», 1615, изд. в 1636; рус. пер. 1878), «Дон Хиль Зе­лё­ные шта­ны» («Don Gil de las calzas verdes», не позд­нее 1615; рус. пер. 1923), «Ан­то­на Гар­сия» («Antona Garcia», 1622) и др. Т. де М. во мно­гом раз­ви­вал эс­те­тич. прин­ци­пы Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо (сме­ше­ние тра­ги­че­ско­го и ко­ми­че­ско­го, от­каз от трёх единств тео­рии, об­ра­ще­ние к сти­хотв. фор­ме), од­на­ко зна­чи­тель­но уси­лил ин­три­гу (с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных приё­мов, в т. ч. пе­ре­оде­ва­ний, не­ожи­дан­ных от­кры­тий в био­гра­фии ге­ро­ев, вве­де­ния по­сто­рон­них фа­буль­ных ли­ний и др.) и пси­хо­логич. раз­ра­бот­ку ха­рак­те­ров (в т. ч. само­сто­ят., силь­ных жен­щин). В за­тра­ги­ваю­щей про­бле­мы сво­бо­ды во­ли и пред­оп­ре­де­ле­ния пье­се «Осу­ж­дён­ный за не­дос­та­ток ве­ры» («El condenado por des­confiado», не позд­нее 1625, изд. в 1635; рус. пер. 1935) Т. де М. вы­сту­пил как мас­тер со­ци­аль­но-фи­лос. дра­мы, от­ра­зив­ший про­ти­во­ре­чия «зо­ло­то­го ве­ка» исп. куль­ту­ры, в ко­то­рой со­че­та­лись ма­те­риа­ли­стич. ус­та­нов­ки Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и идеа­лы Контр­ре­фор­ма­ции. Наи­боль­шую из­вест­ность сни­ска­ла дра­ма «Се­виль­ский озор­ник, или Ка­мен­ный гость» («El bur­lador de Sevilla y com­bidado de piedra», не позд­нее 1620, изд. в 1630; рус. пер. 1890), став­шая пер­вой лит. об­ра­бот­кой ле­ген­ды о Дон Жуа­не. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – сти­хо­тво­ре­ния в ду­хе гон­го­риз­ма, ис­то­рич. со­чи­не­ния. На рус. язык со­чи­не­ния Т. де М. пе­ре­во­ди­лись с 1870-х гг.

Соч.: Те­атр. Л., 1935; Obras dramáticas completas. Madrid, 1946–1958. Vol. 1–3; Ко­ме­дии: В 2 т. М., 1969.

Лит.: Arellano I. Arquitecturas del ingenio: estudios sobre el teatro de Tirso de Molina. [Pamplona], 2001; Lamari N. El padre en la dramática de Tirso de Molina. Madrid, 2010; Poesse W. An annotated, analytical bibliography of Tirso de Molina studies, 1627–1977. Columbia; L., 1979.

Вернуться к началу