Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИЛЕ́ЦКИЙ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДИЛЕ́ЦКИЙ Николай Павлович (ок. 1630, Киев – не ранее 1681, Москва), украинский и русский теоретик музыки, композитор. Окончил Виленскую иезуитскую академию. Во 2-й половине 1670-х гг. жил преимущественно в Москве, предположительно в 1677–78 также в Смоленске. Автор музыкально-теоретического трактата «Идеа грамматики мусикийской» (альтернативное авторское название «Грамматика пения мусикийского»), в котором изложил композиционные основы партесного пения. Первоначальный вариант текста был написан на польском языке (1675, Вильно; не сохранился). Известны три авторские рукописные редакции на церковнославянском языке (1677, 1679, 1681). Труд Д., затрагивающий многие проблемы музыкальной теории и техники композиции, свидетельствует о глубокой осведомлённости автора в современной ему музыке. Д. различает три ладовых наклонения – «весёлое» (соответствует позднейшему мажору), «печальное» (минору) и «смешанное», иллюстрируя их примерами из собственной музыки, а также музыки московских (Тихон Макарьевский, Иван Календа, Николай Замаревич) и польских (М. Мильчевский, Я. Рожицкий, ок. 1635  ок.1703) композиторов 17 в. «Смешанное наклонение» – первое на русском языке описание переменного лада. Важное теоретическое достижение Д.  первое в истории описание квинтового круга (по терминологии Д., «колеса»), рекомендуемого им в качестве средства тонального развития композиции. Центральное место в книге занимает инструктивное изложение приёмов концертного сочинения (правильное построение мелодии, обмен мелодическими фразами в разных голосах, упорядоченное кадансирование, чередование хоровых тутти и трио и др.). О широком общественном резонансе трактата Д. свидетельствует значительное количество списков на русском и украинском языках (всего известно 26).

Д. – автор музыкальных сочинений в партесном стиле (канон на Пасху – так называемый Воскресенский; 3 цикла Служб Божиих, из них один для 4-голосного хора и два для 8-голосного; концерты «Вошел еси во церковь», «Иже образу Твоему»; Херувимская песнь и др.).

Соч.: «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Посмертный труд С. В. Смоленского. СПб, 1910 (по редакции 1681); Идеа грамматики мусикийской / Публ., пер., исследование и коммент. В. В. Протопопова. М., 1979 (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7).

Нотное изд.: Хоровые произведения / Сост. Н.А. Герасимова-Персидская. К., 1981.

Лит.: Протопопов В. Русская мысль о музыке в XVII в. М., 1989; Jensen C. R. A theoretical work of late seventeenth-century Muscovy: Nikolai Diletskii's Grammatika and the earliest circle of fifths // Journal of the American Musicological Society 45 (1992).

Вернуться к началу