Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИОХИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АНТИОХИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́Р­КОВЬ (АПЦ; Ан­ти­охий­ский пат­ри­ар­хат), од­на из ста­рей­ших ав­то­ке­фаль­ных пра­во­слав­ных церк­вей.

История АПЦ

Ос­но­ва­на в Ан­ти­охии – треть­ем по ве­ли­чи­не и зна­че­нию го­ро­де Рим. им­пе­рии 1–2 вв. Упо­ми­на­ние Ан­ти­охии в Но­вом За­ве­те свя­за­но с рас­ска­зом о вы­бо­рах пер­вых 7 диа­ко­нов Церк­ви (Де­ян. 6:3–6). В Ан­ти­охии хри­сти­ане из чис­ла уро­жен­цев Кип­ра и Ки­ре­наи­ки про­по­ве­до­ва­ли как сре­ди иуде­ев, так и среди эл­ли­нов (Деян. 11:20). Цер­ковь Ан­ти­охии воз­ник­ла в 40-е гг. 1 в. н. э., её ос­но­ва­те­ля­ми тра­дици­он­но счи­та­ют­ся апо­сто­лы Па­вел и Пётр. Имен­но в Ан­ти­охии по­сле­до­ва­те­ли Хри­ста «в пер­вый раз ста­ли на­зы­вать­ся хри­стиа­на­ми» (Де­ян. 11:26).

На 1-м Все­лен­ском (Ни­кей­ском) со­бо­ре (325) бы­ла под­твер­жде­на древ­няя тра­ди­ция, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой епи­скоп Ан­ти­охий­ский, как и епи­ско­пы Алек­сан­д­рий­ский и Рим­ский, про­воз­гла­шал­ся епи­ско­пом сво­его ок­ру­га, вклю­чав­ше­го Си­рию, Фи­ни­кию, Па­лес­ти­ну, Ара­вию, Ки­ли­кию, Исав­рию, Кипр и Месо­по­та­мию. По­сле 3-го Все­лен­ско­го (Эфес­ско­го) со­бо­ра (431), на ко­то­ром был ана­фе­мат­ст­во­ван Нес­то­рий, от АПЦ от­де­ли­лись христианские об­щи­ны перс. Ме­со­по­та­мии. На 4-м Все­лен­ском (Хал­ки­дон­ском) со­бо­ре (451) пред­стоя­тель АПЦ за­нял чет­вёр­тое по чес­ти ме­сто (по­сле пат­ри­ар­хов Рим­ско­го, Кон­стан­ти­но­поль­ско­го и Алек­сан­д­рий­ско­го, пе­ред Ие­ру­са­лим­ским). По ре­ше­нию это­го же со­бо­ра 58 епи­ско­пий АПЦ бы­ли пе­ре­да­ны Ие­ру­са­лим­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Осу­ж­де­ние мо­но­фи­зит­ст­ва на 4-м Все­лен­ском со­бо­ре при­ве­ло к то­му, что в сер. 6 в. Ан­ти­охий­ская цер­ковь фак­ти­че­ски раз­де­ли­лась на 2 церк­ви: пра­во­слав­ную (мель­кит­скую, от сир. сло­ва «мельк»  царь, т. е. под­дер­жи­вае­мую ви­зант. им­пе­ра­то­ром) и мо­но­фи­зит­скую [яко­вит­скую, по име­ни еп. Эдес­ско­го Яко­ва (Иакова) Ба­ра­дея]. В пе­ри­од араб­ско­го вла­ды­че­ст­ва (639–969) АПЦ су­ме­ла со­хра­нить свой ста­тус (при том что ара­бы под­дер­жи­ва­ли яко­ви­тов). В кон. 7 – нач. 8 вв. часть сир. хри­сти­ан, не при­няв­ших осу­ж­де­ние на 6-м Все­лен­ском со­бо­ре (680–81) уче­ния об од­ной во­ле во Хри­сте (мо­но­фе­лит­ст­ва), об­ра­зо­ва­ли отд. ма­ро­нит­ский пат­ри­ар­хат Ан­ти­охии (см. Ма­ро­ни­ты). По­сле то­го как Ви­зан­тия от­вое­ва­ла Ан­ти­охию, един­ст­вен­ной за­кон­ной цер­ко­вью в Си­рии бы­ла при­зна­на АПЦ. Во вре­мя по­хо­дов кре­сто­нос­цев в Ан­ти­охии был со­здан ка­то­лич. пат­ри­ар­хат (нач. 12 в.). В 12–13 вв. пра­во­слав­ные пат­ри­ар­хи, как пра­ви­ло, про­жи­ва­ли в из­гна­нии. В хо­де мам­люк­ско­го за­во­е­ва­ния Ан­ти­о­хия бы­ла раз­ру­ше­на (1268), и с 1366 пат­ри­ар­ший пре­стол был пе­ре­не­сён в Да­маск. В 18 в. про­изо­шёл рас­кол, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го из АПЦ вы­де­ли­лась уни­ат­ская Мель­кит­ская цер­ковь, под­чи­нён­ная па­пе Рим­ско­му, но со­хра­няю­щая тра­диц. об­ря­ды.

Современное положение АПЦ

Выс­шей вла­стью в во­про­сах ве­ро­ис­по­ве­да­ния, за­ко­но­да­тель­ст­ва и управ­ле­ния яв­ля­ет­ся Свя­щен­ный Си­нод в со­ста­ве 20 ми­тро­по­ли­тов. В нём пред­се­да­тель­ст­ву­ет пат­ри­арх, ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­ет выс­шую ис­пол­нит. власть (с 2012 – Иоанн Х). Ре­зи­ден­ция пат­ри­ар­ха на­хо­дит­ся в Да­ма­ске.

Официальных данных о численности верующих АПЦ нет, по различным оценкам, их число составляет от 800 тыс. до 2,5 млн. человек (2015). По этнической принадлежности – преимущественно арабы, главным образом в Сирии и Ливане. В начале 21 в. происходит отток верующих АПЦ с Ближнего Востока в Европу и Северную Америку, особенно в связи с вооружённым конфликтом в Сирии (начался в 2011–12) и деятельностью т. н. Исламского государства в Ираке и Леванте (ИГИЛ) и др. экстремистских организаций.

Богослужение ведётся на арабском и греческом языках. Патриархат состоит из 22 архидиоцезов (епархий), в т. ч. 13 на Ближнем Востоке (в Сирии, Ливане, Турции, Кувейте, Ираке), по 3 – в Южной Америке и Европе, по 1 – в Северной и Центральной Америке, а также Австралии и Океании. Североамериканский архидиоцез (включает 9 диоцезов) с 2003 пользуется автономией в вопросах внутреннего управления. В Сирии и Ливане насчитывается ок. 30 монастырей АПЦ, есть монастыри в Зап. Европе и Америке.

АПЦ яв­ля­ет­ся чле­ном Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей и Со­ве­та церк­вей Ближ­не­го Вос­то­ка.

В Мо­ск­ве име­ет­ся пред­ста­ви­тель­ст­во АПЦ – Ан­ти­охий­ское под­во­рье.

Лит.: Ле­бе­дев А. П. Ис­то­рия гре­ко-вос­точ­ной Церк­ви под вла­стью ту­рок: От па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля (1453) до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Сер­ги­ев По­сад, 1896–1901. Т. 1–2; Ис­то­рия хри­сти­ан­ской Церк­ви в ХIX в.: Пра­во­слав­ный Вос­ток. СПб., 1908. С. 238–261; Со­ко­лов И. И. Цер­ковь Ан­ти­охии. СПб., 1914; Atiya A. A his­tory of East­ern Chris­ti­an­ity. L., 1968; Skaff E. B. The place of An­ti­och in church his­tory. Camb. (Mass.), 1993; Dick I. Les Mel­kites: Grecs-Or­tho­doxes et Grecs-Catho­liques des Pa­tri­ar­cats dʼAn­ti­o­che, dʼAle­xan­drie et de Jérusalem. Turn­hout, 1994; Chris­tian com­mu­ni­ties in the Arab Mid­dle East. Oxf., 1998; Ан­ти­охий­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. 2.

Вернуться к началу