Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИЛЛА́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 169-170

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Алкин, С. А. Комиссаров, М. А. Стоякин

СИЛЛА́, од­но из т. н. Трёх го­су­дарств 1–7 вв. (на­ря­ду с Ко­гу­рё и Пэк­че), рас­по­ло­жен­ное на юго-вос­то­ке Ко­рей­ско­го п-ова; в 668–935 пер­вое еди­ное го­су­дар­ст­во ко­рей­цев (т. н. Объ­е­ди­нён­ное С.). Со­глас­но тра­ди­ции, воз­ник­ло в 57 до н. э. при уча­стии бе­жен­цев из Ко­чо­со­на. По ле­то­пи­си «Сам­гук са­ги» (сер. 12 в. н. э.), ос­но­ва­те­лем С. (пер­во­на­чаль­но Са­ро) был Пак Хёк­ко­се, ро­ж­дён­ный из яй­ца. Во­ж­ди С. ле­ген­дар­но­го пе­рио­да про­ис­хо­ди­ли из кла­на Пак. Ста­нов­ле­ние го­су­дар­ст­ва шло в хо­де войн с со­се­дя­ми, в т. ч. с Ло­ла­ном. В 59 бы­ли ус­та­нов­ле­ны от­но­ше­ния С. с Япо­ни­ей, од­на­ко не­дол­гие пе­рио­ды ми­ра пре­ры­ва­лись на­бе­га­ми япон­цев.

К кон. 3 в. гос-во С. под рук. кла­на Сок доби­лось ре­гио­наль­ной ге­ге­мо­нии, ус­та­но­ви­ло свя­зи с кит. ди­на­сти­ей Цзинь. В 356 к вла­сти при­шёл клан Ким, пра­ви­те­ли ко­то­ро­го в 5 в. при­ня­ли ин­ве­сти­ту­ру от пра­ви­те­ля им­пе­рии Сев. Вэй. Адм.-терр. сис­те­ма вклю­ча­ла по­лу­ав­то­ном­ные ок­ру­га (пу) во гла­ве с ро­до­вой зна­тью, влия­ние ко­то­рой ста­ра­лась ог­ра­ни­чить центр. власть. Ван Чид­жын (500–514) за­пре­тил че­ло­ве­че­ские жерт­вы при по­гре­бе­нии зна­ти; при дво­ре ко­пи­ро­вал­ся кит. це­ре­мо­ни­ал, ар­хит. прин­ци­пы и др., в 520 вве­де­на сис­те­ма ран­гов, в 536 – по­смерт­ные хра­мо­вые име­на и де­ви­зы прав­ле­ния. В 1-й тре­ти 6 в. гос. ре­ли­ги­ей стал буд­дизм. Позд­нее скла­ды­ва­ет­ся его сим­би­оз с кон­фу­ци­ан­ст­вом, на ос­но­ве че­го фор­ми­ру­ет­ся ин­сти­тут хва­ра­нов, на­прав­лен­ный на вос­пи­та­ние мо­ло­дё­жи в аб­со­лют­ной пре­дан­но­сти пра­ви­те­лю (ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ста­нов­ле­ние япон. Ко­дек­са бу­сидо).

В 553 гос-во С. за­хва­ти­ло зем­ли близ совр. г. Се­ул, зем­ли Ко­гу­рё у Япон­ско­го м., в 562 – гос-во Ве­ли­кая Кая, бо­га­тое же­ле­зом. Офор­ми­лось цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­во с силь­ной ари­сто­кра­ти­ей, мно­го­числ. сло­ем сво­бод­ных про­сто­лю­ди­нов, ча­ст­ны­ми и гос. ра­ба­ми (но­би). Ук­ре­пи­лись свя­зи с Ки­та­ем (Суй и Тан). Пред­ста­ви­те­ли зна­ти С. на­прав­ля­лись к тан­ско­му дво­ру на учё­бу. С сер. 7 в. на­се­ле­нию пред­пи­са­но но­сить кит. оде­ж­ды, в 674 был при­нят кит. ка­лен­дарь. Ван Мун­му (661–681), опи­ра­ясь на Ки­тай, за­хва­тил осн. часть зе­мель Ко­гу­рё и Пэк­че, вы­тес­нил тан­ские вой­ска, но при­знал се­бя кит. вас­са­лом.

В кор. ис­то­рио­гра­фии Объ­е­ди­нён­ное С. счи­та­ет­ся «Юж. гос-вом», а «Сев. гос-вом» – Бо­хай (кор. Пар­хэ). Ме­ж­ду ни­ми су­ще­ст­во­ва­ли ак­тив­ные взаи­мо­свя­зи и со­пер­ни­че­ст­во. На гра­ни­це с Бо­ха­ем воз­во­ди­лись «длин­ные ва­лы» и кре­по­сти. Об­ществ.-по­ли­тич. кри­зис нач. 10 в. и рост се­па­ра­тиз­ма в быв. зем­лях Ко­гурё и Пэк­че при­вели к рас­па­ду еди­но­го гос-ва. В 935 пра­ви­тель С. пе­ре­дал власть Ван Го­ну – ос­но­ва­те­лю гос-ва Ко­рё. С., впер­вые объ­е­ди­нив­шее ко­рей­цев, ста­ло ос­но­вой даль­ней­ше­го раз­ви­тия их го­су­дар­ст­вен­но­сти и куль­ту­ры.

Культура и искусство

В 101 ре­зи­ден­ци­ей пра­ви­те­лей С. ста­ла кре­пость Пан­воль (12 га на омы­вае­мой ре­кой воз­вы­шен­но­сти), не­по­да­лё­ку (в пре­де­лах совр. г. Кёнд­жу и близ не­го) рас­по­ла­гал­ся ог­ром­ный сто­лич­ный ком­плекс (из­вес­тен как Со­ра­боль, Ке­рим, Кым­сон, Кэй­сю, Кёнд­жу), пла­ни­ров­ка и ар­хи­тек­ту­ра ко­то­ро­го сло­жи­лась под влия­ни­ем Да­син-Чанъ­а­ня; в «Сам­гук са­ги» со­об­ща­ет­ся о ре­гу­ли­ро­ва­нии вы­со­ты по­стро­ек в со­от­вет­ст­вии с ран­гом вла­дель­ца. «Вост. дво­рец» (674) вклю­чал парк Анап­чи («Пруд ле­бе­дей и уток») с ис­кусств. во­до­ёма­ми и хол­ма­ми, па­виль­он Им­хэд­жон. В сер. 7 в. по­строе­на «Баш­ня для на­блю­де­ния за звёз­да­ми» (Чхом­сон­дэ; выс. 10 м; 28 уров­ней клад­ки из 365 гра­нит­ных бло­ков) – од­но из древ­ней­ших со­хра­нив­ших­ся ас­тро­но­мич. со­ору­же­ний в Азии (ис­поль­зо­ва­лось и для жерт­во­при­но­ше­ний ду­хам звёзд). С ут­вер­жде­ни­ем буд­диз­ма ак­тив­но строи­лись хра­мы и мо­на­сты­ри, в т. ч. Пуль­гук­са («Храм Зем­ли будд»), Сок­ку­рам. С 7 в. соз­да­ют­ся мн. па­мят­ни­ки «До­ли­ны будд» в го­рах Нам­сан, к югу от Кёнд­жу (ок. 100 хра­мов и 60 па­год, бо­лее 80 скульп­тур). Для 8 в. ти­пич­ны две 3-этаж­ные ка­мен­ные па­го­ды мон. Тан­сок­са; бо­лее позд­ние (в хра­ме По­рим­са и др.) – мень­ше, бо­лее де­ко­ра­тив­ны, со мно­же­ст­вом ми­ниа­тюр­ных «на­вер­ший». 5-этаж­ную па­го­ду в мон. Сонд­жу­са (выс. 6,6 м; 9 в.) свя­зы­ва­ют с тра­ди­ци­ей Пэк­че.

В ка­мен­ной скульп­ту­ре С. силь­но влия­ние буд­дий­ских пе­щер­ных хра­мов тан­ско­го Ки­тая, в т. ч. го­рель­еф­ное изо­бра­же­ние Буд­ды Ами­таб­хи на ло­то­со­вом тро­не, вы­се­чен­ное в 7 в. в гра­нит­ной ска­ле близ г. Кёнд­жу. Сре­ди круп­ных брон­зо­вых по­зо­ло­чен­ных ста­туй – «со­зер­цаю­ще­го Майт­рейи» (выс. 0,9 м; нач. 7 в.), Буд­ды Вра­че­ва­ния из хра­ма Пэн­нюль­са (1,8 м; кон. 8 в.). Же­лез­ная ста­туя (2,5 м) Буд­ды Вай­ро­ча­ны из мон. По­рим­са от­ли­ча­ет­ся «уг­ло­ва­ты­ми», жё­ст­ки­ми ли­ния­ми, ха­рак­тер­ны­ми для позд­ней С. Ма­лая пла­сти­ка 7–8 вв. в осн. пред­став­ле­на скульп­ту­рой для ал­та­рей хра­мов и до­мов зна­ти, в т. ч. 2 зо­ло­тые ста­ту­эт­ки и по­зо­ло­чен­ный ре­ли­к­ва­рий с име­нем пра­ви­те­ля (706) из брон­зо­во­го ков­че­га в па­го­де мон. Хван­бок­са в Кёнд­жу; для про­из­ве­де­ний 8–9 вв. ха­рак­те­рен фор­ма­лизм с ак­цен­том на де­та­ли. В 771 для мон. Пон­док­са в Пан­во­ле был от­лит брон­зо­вый ко­ло­кол выс. 3,65 м, мас­сой ок. 20,9 т, с ор­на­мен­том и тек­стом из 830 ие­рог­ли­фов. К не­мно­гим со­хра­нив­шим­ся па­мят­ни­кам жи­во­пи­си от­но­сит­ся Ава­там­са­ка-сут­ра (глав­ная сут­ра сек­ты Хва­ом; пе­ре­пи­са­на в 754), ук­ра­шен­ная изо­бра­же­ния­ми будд, бод­хи­саттв и др.

Силла. Золотая корона из кургана Собончхон. Государственный музей Кёнджу (Корея).

Мо­ги­лы выс­шей зна­ти С. 5 – нач. 6 вв. изу­ча­лись в Кёнд­жу: ка­мен­но-зем­ля­ные кур­га­ны; де­рев. сар­ко­фа­ги на га­леч­ных «по­душ­ках» или пли­тах, с бо­га­тым ин­вен­та­рём и че­ло­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми. Кур­ган Не­бес­ной Ло­ша­ди (Чхон­мач­хон; на­зван по фре­ске с изо­бра­же­ни­ем «ле­тя­щей» ло­ша­ди, свя­зан­ной с куль­том вер­хов­но­го бо­же­ст­ва чин­хан­ских пле­мён) – выс. 12,7 м, диа­метр 47 м; в сар­ко­фа­ге: зо­ло­тые ко­ро­на, шап­ка, на­бор­ный по­яс с под­вес­ка­ми, со­суд из го­лу­бо­го стек­ла, ору­жие, кон­ское сна­ря­же­ние и др. Ана­ло­гич­ны по пыш­но­сти об­ря­да кур­га­ны Зо­ло­той Ко­ро­ны (Кым­гванч­хон), Со­бонч­хон, Хван­нам­тэч­хон. Часть мо­гил в кон­ст­рук­ции и ин­вен­та­ре от­ра­жа­ют влия­ние бо­лее сев. куль­тур. Зна­ме­ни­ты ко­ро­ны пра­ви­те­лей С. – в фор­ме вет­вей де­ревь­ев с 3–4 уров­ня­ми и сти­ли­зо­ван­ных олень­их ро­гов, с неф­ри­то­вы­ми ка­п­ле­вид­ны­ми под­вес­ка­ми (ко­гок). С кон. 7 в. рас­про­стра­ня­ют­ся тру­по­сож­же­ния; ос­тан­ки по­ме­ща­ли в ке­ра­мич. ур­ны, ин­вен­тарь бе­ден, что ха­рак­тер­но для по­сле­до­ва­те­лей буд­диз­ма. См. так­же Ко­рея (раздел Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во).

Лит.: Во­робь­ев М. В. Древ­няя Ко­рея. М., 1961; он же. Ко­рея до вто­рой тре­ти VII ве­ка. СПб., 1997; Хан­гук ко­го­хак ка­ный. Се­ул, 2007; Gyeongju national museum. Seoul, 2010; Ти­хо­нов В. М., Кан Ман­гиль. Ис­то­рия Ко­реи. М., 2011, Т. 1.

Вернуться к началу