Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИКА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 157-158

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Д. Беляев
Погребальная маска культуры Сикан. Золото, медь, киноварь. 10–11 вв. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

СИКА́Н, Лам­ба­е­ке (Sicán, Lambayeque), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра, да­ти­руе­мая ок. 900–1350, на тер­ри­то­рии сев. по­бе­ре­жья Пе­ру. Об­ществ.-куль­то­вые цент­ры с комп­лек­са­ми, вклю­чаю­щи­ми сту­пен­ча­тые плат­фор­мы с ве­ду­щим на­верх пан­ду­сом. В круп­ней­шем, Ба­тан-Гран­де (со­сто­ит из нес­коль­ких групп, в т. ч. эпо­ним­ной для С.; ве­ро­ят­но, гл. центр в 10–11 вв.), – ок. 20 пи­ра­мид выс. до 30 м, из сыр­цо­вых кир­пи­чей, час­то с клей­ма­ми; в Ту­ку­ме (гл. центр пос­ле ка­та­стро­фич. эль-ни­ньо в 1100) 25 пи­ра­мид выс. до 20–25 м. В пи­ра­ми­де Уа­ка-Ло­ро 2 по­гре­бе­ния с ке­ра­ми­кой, ра­ко­ви­на­ми спон­ди­лус, ме­тал­лич. ук­ра­ше­ния­ми и ору­дия­ми, кос­тя­ми лам и др., со­про­во­ж­да­лись жен­ски­ми за­хо­ро­не­ния­ми-жерт­ва­ми; жен­ское по­гре­бе­ние в ком­плек­се Уа­ка-Чо­ту­на (Уа­ка-Чор­нан­кап) с мас­кой, ски­пет­ром, ук­ра­ше­ния­ми из зо­ло­та, се­реб­ра, ра­ко­вин, со­про­вож­да­лось 7 жерт­ва­ми. По­гре­ба­ли в си­дя­чей и скор­чен­ной по­зе. Рас­про­стра­не­на ис­кусств. де­фор­ма­ция че­ре­пов. Ха­рак­тер­ны ке­ра­мич. со­су­ды с 2 гор­лыш­ка­ми, со­еди­нён­ны­ми пе­ре­мыч­кой, рос­пись (кре­мо­вый, крас­ный, ко­рич­не­вый, чёр­ный цве­та; позд­нее от тём­но-се­ро­го до чёр­но­го; в осн. изо­бра­же­ния бо­гов, гео­мет­рич. ор­на­мент), штам­по­ван­ная ор­на­мен­та­ция. По­гре­баль­ные мас­ки, ри­ту­аль­ные но­жи («ту­ми»), куб­ки («ке­ро»), мо­ты­ги, но­жи и др. из ме­ди, мышь­я­ко­вой брон­зы, зо­ло­та. В Ба­тан-Гран­де ис­сле­до­ва­ны ме­тал­лур­гич. гор­ны (в зем­ле; слож­ной фор­мы; с гли­ня­ны­ми стен­ка­ми) с гли­ня­ны­ми со­пла­ми для под­ду­ва. В ареа­ле С. и в на­прав­ле­нии на се­вер до тер­ри­то­рии Эк­ва­до­ра встре­ча­ют­ся на­бо­ры «наи­пес», мед­ных пла­стин стан­дарт­но­го раз­ме­ра в ви­де бу­к­вы «I», воз­мож­но слу­жив­ших день­га­ми. Воз­глав­ляв­ший пан­те­он «Вла­ды­ка Си­ка­на» изо­бра­жал­ся фрон­таль­но, ан­тро­по­морф­ным, в слож­ной мас­ке, го­лов­ном убо­ре в ви­де ши­ро­ко­го ме­ся­ца, с серь­га­ми, ино­гда с клы­ка­ми ягуа­ра, час­то с 2 жез­ла­ми в ру­ках (син­тез тра­ди­ций мо­чи­ка и гл. бо­га Уа­ри). В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – ир­ри­гац. зем­ле­де­лие, жи­вот­но­вод­ст­во. С. уна­сле­до­ва­ла тра­ди­ции мо­чи­ка и уа­ри, во­спри­няв влия­ния гор­ной куль­ту­ры Ка­ха­мар­ка и, опо­сре­до­ван­но, из Ама­зо­нии. В сер. 14 в. но­си­те­лей С. под­чи­ни­ло гос-во Чи­мор (куль­ту­ра Чи­му).

Лит.: Moseley M. The incas and their ances­tors. L., 2001; The handbook of South American archaeology. N. Y., 2008; Quilter G. The ancient central Andes. L., 2014.

Вернуться к началу