Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕЛЬКУ́ПЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 706-707

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Тучкова

СЕЛЬКУ́ПЫ, са­мо­дий­ский на­род в Рос­сии. Чис­лен­ность 3,6 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Де­лят­ся на сев. и юж. груп­пы. Сев. (та­зов­ско-ту­ру­хан­ские) С. жи­вут в верх­нем и сред­нем те­че­нии р. Таз (в осн. Крас­но­сель­куп­ский р-н на юго-вос­то­ке Яма­ло-Не­нец­ко­го ав­то­ном­но­го окр. в Тю­мен­ской обл.; 2 тыс. чел.) и бас­сей­не р. Ту­ру­хан (Ту­ру­хан­ский р-н Крас­но­яр­ско­го края; 0,3 тыс. чел.); юж. (на­рым­ские, или сред­не­об­ские) С. – на ср. Оби и её при­то­ках (Кар­га­сок­ский, Па­ра­бель­ский, Кол­па­шев­ский и Верх­не­кет­ский райо­ны Том­ской обл.; 1,2 тыс. чел.). Са­мо­на­зва­ние та­зов­ских С. – сёль­куп, ту­ру­хан­ских – шӧль­куп, на ре­ках Тым, Ва­сю­ган, Па­ра­бель – чу­мыль­куп, на Оби вы­ше Нары­ма – шёш­кум, на р. Кеть – сюс­сы­кум. Го­во­рят в осн. по-рус­ски, св. 1 тыс. чел. со­хра­ня­ют сель­куп­ский язык. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные.

С. сфор­ми­ро­ва­лись в Ср. При­обье (аре­ал ку­лай­ской куль­ту­ры и рёл­кин­ской куль­ту­ры). С кон. 16 в. упо­ми­на­ет­ся объ­е­ди­не­ние С. Пе­гая Ор­да. С нач. 17 в. про­ис­хо­дит хри­стиа­ни­за­ция С., ас­си­ми­ля­ция их рус­ски­ми и об­ски­ми и чу­лым­ски­ми тюр­ка­ми. С 1630-х гг. часть С. пе­ре­се­ля­ет­ся на ре­ки Таз и Ту­ру­хан. К 19 в. сев. С. ос­вои­ли вер­хо­вья Та­за, ре­ки Верх­няя и Ниж­няя Баи­ха и пра­вобе­ре­жье Ени­сея от Ту­ру­хан­ска до Ка­ра­си­но; в их со­став во­шли груп­пы кет­ско­го, энец­ко­го, хан­тый­ско­го, эвен­кий­ско­го и рус. про­ис­хо­ж­де­ния.

Тазовские селькупы. Село Красноселькуп, Ямало-Ненецкий автономный округ. Фото А. Попова

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Зап. Си­би­ри (см. ст. Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра на­ро­дов Рос­сии в раз­де­ле На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). За­ни­ма­лись в осн. охо­той, ры­бо­лов­ст­вом (осо­бен­но по Оби, Та­зу и др. круп­ным ре­кам), на се­ве­ре – так­же оле­не­вод­ст­вом (в осн. са­мо­дий­ско­го ти­па, в ни­зовь­ях Та­за – в тун­д­ро­вом, на его при­то­ках – в та­ёж­ном ва­ри­ан­те), на юге с кон. 17 в. – жи­вот­но­вод­ст­вом (ло­ша­ди, ко­ро­вы, ов­цы). Тра­диц. по­се­ле­ния у юж. С. в осн. ста­цио­нар­ные («юр­ты»), у сев. – се­зон­ные. Жи­ли­ще кар­кас­ное или кар­кас­но-сруб­ное, на­зем­ное, по­лу­зем­лян­ка или зем­лян­ка (тяй-мат, ле­ви-мат, пой-мот, ка­ра­мо и др.), на се­ве­ре – так­же чум (мот); в 19 в. у юж. С. по­все­ме­ст­но – дом ти­па из­бы (мат, «юр­та»). Верх­няя оде­ж­да (порк, рус. пар­ка) – ени­сей­ско­го ти­па (рас­паш­ная без бо­ко­вых и с пле­че­вы­ми шва­ми и вшив­ным ру­ка­вом) со схо­дя­щи­ми­ся по­ла­ми, ме­хом на­ру­жу (кин­ньанг, кирнь­анг, рус. кыр­няж­ка); у юж. С. бы­ла рас­про­стра­не­на одеж­да из сбор­но­го ме­ха (понд­жел порг), су­кон­ная и тка­не­вая оде­ж­да; на Оби и Ке­ти из­вест­на оде­ж­да из на­лимь­ей ко­жи.

Ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о вер­хов­ном бо­же­ст­ве (Нум, Ноп) и др. оби­та­те­лях не­бес; о Ми­ро­вом дре­ве, со­еди­няю­щем зем­лю с не­бом (сев. С.), о ре­ке (Кол­та, Квай), по ко­то­рой се­лят­ся жи­вые, и о ре­ке, ве­ду­щей в за­гроб­ный мир; о злых ду­хах (ло­зы); Хо­зяй­ке (Ло), у сев. С.–Хо­зяи­не (Кы­зы) ниж­не­го ми­ра; о борь­бе жен­щи­ны-Солн­ца (Челд) со ста­ру­хой Ло за муж­чи­ну-Ме­сяц (Ирет), в ре­зуль­та­те ко­то­рой он раз­ры­ва­ет­ся по­по­лам; о Лес­ной жен­щи­не (Ма­чын-нейд) и Лес­ном хо­зяи­не (Ма­чыль-лоз) и др. Ша­ман­ское кам­ла­ние со­про­во­ж­да­ет­ся уда­ра­ми в бу­бен (на­рым­ское ну­ва, та­зов­ское нун­га). Осн. ка­лен­дар­ный празд­ник (По­рый-ап­сэ) свя­зан с при­лё­том уток (ап­рель – май). Бы­ли из­вест­ны спо­ра­дич. мед­ве­жьи празд­ни­ки. Фольк­лор вклю­ча­ет ге­ро­ич. пес­ни (квэльд­жут) о дея­ни­ях бо­га­ты­рей, пре­да­ния, ша­ман­ские ле­ген­ды, сказ­ки (чап­тэ) о по­хо­ж­де­ни­ях куль­тур­но­го ге­роя и трик­сте­ра (Ичи у сев. С., Ит­те, или Ид­же, у юж. С.), пес­ни (лэр).

С. (осо­бен­но юж.) в зна­чит. сте­пе­ни ут­ра­ти­ли тра­диц. куль­ту­ру. Вклю­че­ны в Пе­ре­чень ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ. В 1989 уч­ре­дит. съезд С. Том­ской обл. об­ра­зо­вал Том­скую об­ла­ст­ную ас­со­циа­цию ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов Се­ве­ра «Кол­та Куп».

Лит.: Про­ко­фье­ва Е. Д. Сель­ку­пы // На­ро­ды Си­би­ри. М.; Л., 1956; Пе­лих Г. И. Про­ис­хо­ж­де­ние сель­ку­пов. Томск, 1972; она же. Сель­куп­ская ми­фо­ло­гия. Томск, 1998; Хо­мич Л. В., Ири­ков С. И., Аю­по­ва Г. Е. Та­зов­ские сель­ку­пы. Очер­ки тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры. СПб., 2002; Ми­фо­ло­гия сель­ку­пов. Томск, 2004; На­ро­ды За­пад­ной Си­би­ри. М., 2005; Дон­нер К. У са­мое­дов в Си­би­ри. Томск, 2008; Сель­ку­пы. Очер­ки тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры и сель­куп­ско­го язы­ка. Томск, 2011.

Вернуться к началу