Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЭ́ДКЛИФФ-БРА́УН РАДКЛИФФ-БРАУН АЛФРЕД РЕДЖИНАЛД

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

РЭ́ДКЛИФФ-БРА́УН, Радк­лифф-Бра­ун (Radcliffe-Brown) Ал­фред Ред­жи­налд (17.1.1881, Бир­мин­гем – 24.10.1955, Лон­дон), брит. ан­тро­по­лог, ос­но­во­по­лож­ник струк­тур­но­го функ­цио­на­лиз­ма. Окон­чил Кем­бридж­ский ун-т (1906). В 1906–1908 изу­чал куль­ту­ру ан­да­ман­цев, в 1910–1912 – або­ри­ге­нов Зап. Ав­ст­ра­лии. Пре­по­да­вал в ун-тах Кейп­тау­на (с 1920), Сид­нея (с 1925), Чи­ка­го (с 1931), в Окс­фор­де (1937–46), Ун-те Алек­сан­д­рии (1947–49), Ун-те Род­са (Юж. Аф­ри­ка; 1951–54).

На­уч. взгля­ды Р.-Б. сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем по­зи­ти­виз­ма и франц. со­цио­ло­гич. шко­лы (Э. Дюрк­гейм и др.). По мне­нию Р.-Б., со­ци­аль­ные от­но­ше­ния яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей че­ло­ве­ка. В от­ли­чие от Б. Ма­ли­нов­ско­го, он по­ла­гал, что куль­ту­ра удов­ле­тво­ря­ет ба­зо­вые по­треб­но­сти не отд. че­ло­ве­ка, а об­ще­ст­ва в це­лом. Пред­став­лял об­ще­ст­во как ди­на­ми­че­скую, ос­но­ван­ную на вза­им­ном до­ве­рии сис­те­му взаи­мо­за­ви­си­мых, функ­цио­наль­но со­гла­сую­щих­ся друг с дру­гом эле­мен­тов. Р.-Б. внёс оп­ре­де­ляю­щий вклад в раз­ра­бот­ку тер­ми­нов и по­ня­тий со­ци­аль­но-струк­тур­но­го под­хо­да к изу­че­нию че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, в т. ч. ввёл по­ня­тия «со­ци­аль­ная струк­ту­ра» (рас­ста­нов­ка лю­дей в со­ци­аль­ной сис­те­ме), «со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция» (сис­те­ма­ти­за­ция ти­пов дея­тель­но­сти в со­ци­аль­ной сис­те­ме) и мн. др. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял изу­че­нию про­цес­сов фор­ми­ро­ва­ния куль­ту­ры и взаи­мо­дей­ст­вия раз­ных куль­тур. Р.-Б. счи­тал, что эт­но­ло­гия, ис­поль­зуя ис­то­рич. ме­тод, изу­ча­ет кон­крет­ные фак­ты, ка­саю­щие­ся про­шло­го и на­стоя­ще­го отд. на­ро­дов, а со­ци­аль­ная ан­тро­по­ло­гия, при­ме­няя срав­ни­тель­но-со­цио­ло­гич. ме­тод, ис­сле­ду­ет об­щие за­ко­ны раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва и его куль­ту­ры.

Взгля­ды Р.-Б. ока­за­ли боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние брит. шко­лы со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии, в США пред­ло­жен­ный им струк­тур­но-функ­цио­наль­ный ме­тод по­лу­чил раз­ви­тие в тру­дах Р. К. Мер­то­на, Т. Пар­сон­са, У. Л. Уор­не­ра и др.

Соч.: The social organization of Australian tribes. Melbourne; L., 1931; The Andaman islanders. Glencoe, 1948. N. Y., 1964; A natural science of society. Glencoe, 1957; Ме­тод в со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. М., 2001; Струк­ту­ра и функ­ция в при­ми­тив­ном об­ще­ст­ве: Очер­ки и лек­ции. М., 2001.

Лит.: Fortes M. A. Reginald Radcliffe-Brown, F. B. A.: A memoir // Man. 1956. Vol. 56; Stocking G. W. Jr. After Tylor. British social anthropology, 1888–1951. Madison, 1995; Ku­per A. Anthropology and anthropologists: The modern British school. 3rd ed. L.; N. Y., 1996; Ни­ки­шен­ков А. А. Ис­то­рия бри­тан­ской со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. СПб., 2008.

Вернуться к началу