РЕ́РИХ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́РИХ (Рёрих) Николай Константинович [27.9(9.10).1874, С.-Петербург – 13.12.1947, Наггар, Индия], рос. живописец, сценограф, археолог, обществ. деятель, писатель, д. чл. петерб. АХ (1909). Родился в семье нотариуса. Брал уроки рисования у М. О. Микешина (1891–93), окончил юридич. факультет С.-Петерб. ун-та (1898), одновременно учился в АХ (1893–97) у А. И. Куинджи, затем в студии Ф. Кормона в Париже (1900–1901). Секретарь ОПХ (1901–06) и директор Рисовальной школы ОПХ (1906–1918). Чл. Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (пред. в 1910–15). С кон. 1890-х гг. писал картины преим. на темы слав. языческой древности, др.-рус. преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902, все – в ГТГ), «Дозор» (1905), «Небесный бой» (1912, обе – в ГРМ) и др.; также виды др.-рус. архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1909; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913), МХТ («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1912) и др. театров. Работал в области декоративной (панно для дома Ф. Г. Бажанова в С.-Петербурге, 1910) и монументальной (росписи и мозаики в ц. Св. Духа в Талашкине, 1914) живописи. Произведения Р. чаще всего воссоздают суровые и величеств. пейзажи – «лики земли»; им свойственны напряжённая эмоциональность, лапидарность выразит. средств (контурный рисунок, локальные контрастные тона). В 1910-е гг. Р. вместе с женой, Е. И. Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока.
С 1918 жил за границей – в Выборге (до 1919), Лондоне (до 1920), США (до 1923); с 1923 – в Индии. Совершил большие экспедиции (1924–28 и 1934–1935) по Центр. и Вост. Азии, собрал ценные археологич. и этнографич. материалы. Исполнял виды Тибета (в т. ч. древних монастырей), Гималаев, Монголии и др. (значит. часть – в ГРМ); описал свои путешествия в книгах «Сердце Азии», «Алтай – Гималаи» (обе в 1929) и «Шамбала Сияющая» (1930). Духовно-филос. искания нашли отражение в сб-ках статей и эссе «Пути благословения» (1924), «Твердыня пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936) и др. С 1920-х гг. Р. занимался обширной просветительской и обществ. деятельностью; в 1954 на основе Пакта Рериха в Гааге принята междунар. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруж. конфликта. Сыновья Р. – Ю. Н. Рерих и живописец Святослав Николаевич Рерих (1904–93; жил преим. в Индии). В Нью-Йорке в 1949 возрождён Музей Р. (создан в 1923); в Москве в 1990 создан Фонд Рерихов (с 1991 Междунар. центр Рерихов) с Музеем им. Н. К. Рериха (1993).