Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́РИХ

Н. К. Рерих. «Заморские гости». 1901. Третьяковская галерея (Москва).

РЕ́РИХ (Рё­рих) Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич [27.9(9.10).1874, С.-Пе­тер­бург – 13.12.1947, Наг­гар, Ин­дия], рос. жи­во­пи­сец, сце­но­граф, ар­хео­лог, об­ществ. дея­тель, пи­са­тель, д. чл. пе­терб. АХ (1909). Ро­дил­ся в се­мье но­та­риу­са. Брал уро­ки ри­со­ва­ния у М. О. Ми­ке­ши­на (1891–93), окон­чил юри­дич. фа­куль­тет С.-Пе­терб. ун-та (1898), од­но­вре­мен­но учил­ся в АХ (1893–97) у А. И. Ку­инд­жи, за­тем в сту­дии Ф. Кор­мо­на в Па­ри­же (1900–1901). Сек­ре­тарь ОПХ (1901–06) и ди­рек­тор Ри­со­валь­ной шко­лы ОПХ (1906–1918). Чл. Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (с 1903) и объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (пред. в 1910–15). С кон. 1890-х гг. пи­сал кар­ти­ны пре­им. на те­мы слав. язы­че­ской древ­но­сти, др.-рус. пре­да­ний: «Го­нец. "Вос­ста род на род"» (1897), «За­мор­ские гос­ти» (1901), «Го­род стро­ят» (1902, все – в ГТГ), «До­зор» (1905), «Не­бес­ный бой» (1912, обе – в ГРМ) и др.; так­же ви­ды др.-рус. ар­хи­тек­ту­ры. Оформ­лял спек­так­ли ан­тре­при­зы С. П. Дя­ги­ле­ва («По­ло­вец­кие пля­ски» из опе­ры «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на, 1909; «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1913), МХТ («Пер Гюнт» Г. Иб­се­на, 1912) и др. те­ат­ров. Ра­бо­тал в об­лас­ти де­ко­ра­тив­ной (пан­но для до­ма Ф. Г. Ба­жа­но­ва в С.-Пе­тер­бур­ге, 1910) и мо­ну­мен­таль­ной (рос­пи­си и мо­заи­ки в ц. Св. Ду­ха в Та­лаш­ки­не, 1914) жи­во­пи­си. Про­из­ве­де­ния Р. ча­ще все­го вос­соз­да­ют су­ро­вые и ве­ли­честв. пей­за­жи – «ли­ки зем­ли»; им свой­ст­вен­ны на­пря­жён­ная эмо­цио­наль­ность, ла­пи­дар­ность вы­ра­зит. средств (кон­тур­ный ри­су­нок, ло­каль­ные кон­тра­ст­ные то­на). В 1910-е гг. Р. вме­сте с же­ной, Е. И. Ре­рих, об­ра­тил­ся к изу­че­нию куль­ту­ры и мис­ти­ки Вос­то­ка.

С 1918 жил за гра­ни­цей – в Вы­бор­ге (до 1919), Лон­до­не (до 1920), США (до 1923); с 1923 – в Ин­дии. Со­вер­шил боль­шие экс­пе­ди­ции (1924–28 и 1934–1935) по Центр. и Вост. Азии, со­брал цен­ные ар­хео­ло­гич. и эт­но­гра­фич. ма­те­риа­лы. Ис­пол­нял ви­ды Ти­бе­та (в т. ч. древ­них мо­на­сты­рей), Ги­ма­ла­ев, Мон­го­лии и др. (зна­чит. часть – в ГРМ); опи­сал свои пу­те­ше­ст­вия в кни­гах «Серд­це Азии», «Ал­тай – Ги­ма­лаи» (обе в 1929) и «Шам­ба­ла Сияю­щая» (1930). Ду­ховно-фи­лос. ис­ка­ния на­шли от­ра­же­ние в сб-ках ста­тей и эс­се «Пу­ти бла­го­сло­ве­ния» (1924), «Твер­ды­ня пла­мен­ная» (1932), «Не­ру­ши­мое» (1936) и др. С 1920-х гг. Р. за­ни­мал­ся об­шир­ной про­све­ти­тель­ской и об­ществ. дея­тель­но­стью; в 1954 на ос­но­ве Пак­та Ре­ри­ха в Гаа­ге при­ня­та ме­ж­ду­нар. Кон­вен­ция о за­щи­те куль­тур­ных цен­но­стей в слу­чае воо­руж. кон­флик­та. Сы­но­вья Р. – Ю. Н. Ре­рих и жи­во­пи­сец Свя­то­слав Ни­ко­лае­вич Ре­рих (1904–93; жил пре­им. в Ин­дии). В Нью-Йор­ке в 1949 воз­ро­ж­дён Му­зей Р. (соз­дан в 1923); в Мо­ск­ве в 1990 соз­дан Фонд Ре­ри­хов (с 1991 Ме­ж­ду­нар. центр Ре­ри­хов) с Му­зе­ем им. Н. К. Ре­ри­ха (1993).

Соч.: Из ли­те­ра­тур­но­го на­сле­дия. М., 1974; Из­бран­ное. М., 1979.

Лит.: Бе­ли­ков ПФ., Кня­зе­ва ВП. Ре­рих. 2-е изд. М., 1973; Н. К. Ре­рих: Жизнь и твор­че­ст­во: Сб. ста­тей. М., 1978; Ко­рот­ки­на ЛВ. Ре­рих в Пе­тер­бур­ге–Пет­ро­гра­де. Л., 1985; По­ля­ко­ва ЕИ. Н. Ре­рих. 2-е изд. М., 1985; Дер­жа­ва Ре­ри­ха: Сб. М., 1994; Ки­се­ле­ва (Яков­ле­ва) ЕП. Те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во Н. К. Ре­ри­ха. Са­ма­ра, 1996.

Вернуться к началу