Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЭ́ББИТТ МИЛТОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: М. М. Попова

БЭ́ББИТТ (Babbitt) Милтон (10.5.1916, Филадельфия  29.1.2011, Принстон), американский теоретик музыки, композитор, педагог. Действительный член Американской академии искусств и литературы (1986). В 1931 поступил на математический факультет Пенсильванского университета, вскоре перевёлся в Нью-Йоркский университет и сосредоточился на музыке. По окончании (1935, бакалавр) брал уроки композиции у Р. Сешнcа. В 1942 окончил (магистр) Принстонский университет, специализировался также у Сешнcа. В 1950-е гг. принимал участие в создании первого музыкального синтезатора

 >>
. В 1951–52 президент американского отделения Международного общества современной музыки
 >>
. Преподавал в Принстонском университете (математические дисциплины с 1943, музыкальные – с 1948; профессор с 1960), Джульярдской школе
 >>
(композиция, с 1973), университете штата Висконсин (г. Мадисон, с 1983; лекции о музыке изданы под названием «Words about music», 1987) и др. вузах США; в 1964 провёл семинар по современной музыке на Летних курсах новой музыки в Дармштадте. Среди учеников (композиция) – композитор Ф. Ржевский, дирижёр Х. Эрл. Диссертация «Функция структуры рядов в 12-тоновой системе» («The function of set structure in the twelve-tone system»; 1992).

Принципы своего «музыкально-математического» ви́дения 12-тоновой музыки изложил в ряде публикаций со 2-й пол. 1950-х гг. В статьях «12-тоновые инварианты как композиционные детерминанты» (1960) и «Структура множества как композиционная детерминанта» (1961) формируется ключевое для аналитического метода Б. понятие «структуры высотного множества», или «высотного ряда» (англ. set structure), основанное на линейной упорядоченности звуковысотных классов

 >>
. На основе трудов Б. с использованием его терминологии А. Форт
 >>
развил «теорию рядов» (англ. set theory; т. н. теория Бэббитта-Форта), которая в современном музыкознании США приобрела огромную популярность.

Композиторский стиль Б. сформировался под влиянием И. Ф. Стравинского

 >>
, А. Шёнберга
 >>
, А. фон Веберна
 >>
, А. Берга
 >>
и основан на прекомпозиционной рациональной идее произведения в сочетании с драматическим, поэтическим и др. аспектами. Наиболее известные сочинения: «Реквием соло» для сопрано и 2 фортепиано (1977), «Композиция для синтезатора» (1961), «Филомела» для сопрано и синтезатора (1964), «Concerto Piccolino» для вибрафона (1999), «Лебединая песня № 1» для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и двух гитар (2003). Пулитцеровская премия (1982).

Лит. соч.: The collected essays of Milton Babbitt / Ed. by S. Peles a. o. Princeton, 2003.

Лит.: Цареградская Т. В. Сет-теория в США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт // Музыкально-теоретические системы ХХ века / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 2011.

Вернуться к началу