ЛА́ТИМЕР ХЬЮ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́ТИМЕР (Latimer) Хью (между 1480 и 1495, Теркастон, графство Лестершир – 16.10.1555, Оксфорд), один из лидеров английской Реформации, протестантский богослов, проповедник.
Из семьи зажиточного йомена. Учился в Клэр-колледже Кембриджского университета (с 1506), бакалавр (1510), магистр искусств (1514), бакалавр теологии (1524). Рукоположен в иерея в Линкольншире (точная дата неизвестна). Имя Л. содержится в списке 12 священников, получивших в 1522 от Кембриджского университета право проповедовать в любой части Англии. Активно проповедуя, приобрёл популярность в Кембридже и за его пределами. Полемизируя с последователями М. Лютера, выступил с критикой сочинения Филиппа Меланхтона «Loci communes». Однако уже в 1525 Л. ответил отказом на предложение Н. Уэста, епископа Илийского, выступить с проповедью против протестантов, аргументируя свою позицию тем, что невозможно осудить учение, не ознакомившись с ним (работы Лютера были запрещены в Англии). Это привело к столкновению с церковными властями – Л. вызвали к кардиналу Т. Уолси, после встречи с которым он был ограничен в праве проповедовать.
В декабре 1529 Л. выступил с двумя проповедями о заповедях, получившими название «sermons on the card». Сравнение анализа заповедей с игрой в карты или кости было вызывающим, упоминание случаев и бытовых подробностей из собственной жизни, сатирические высказывания об известных людях разительно отличали манеру проповеди Л. от традиционной, что, наряду с содержанием, вызвало бурную реакцию и полемику в Кембридже. Король Генрих VIII заинтересовался проповедником-реформатором (возможно, Л. был рекомендован королю Т. Кромвелем, который познакомился с ним ранее и благодаря покровительству которого Л. удалось определённое время избегать преследований за ересь). Имя Л., «магистра теологии», содержится в списке кембриджских богословов, в 1530 поддержавших короля в деле о его разводе с Екатериной Арагонской. Л. был приглашён проповедовать перед королём во время Великого поста в 1530. В 1531 получил владение Вест-Кингтон (Уилтшир) и переехал туда, завершив 25-летнее пребывание в Кембридже. Проповедническая деятельность Л. на территории епархии без разрешения епископа стала поводом для обвинения в ереси (1532). Лондонский епископ Дж. Стоксли добился, чтобы Л. прибыл в Лондон и предстал перед Верхней палатой конвокации. На следствии Л. отказался согласиться с догматами о существовании чистилища и необходимостью поклонения святым, за что был заключён в тюрьму. Освобождён после того, как Т. Кранмер стал главой английского духовенства – архиепископом Кентерберийским (1533). (См. Реформация, раздел Реформация в Англии.) Росту популярности Л. способствовало его участие в теологическом диспуте с известным католическим проповедником У. Хеббердином (Бристоль, 1533).
В 1535 Л. был назначен епископом Вустерским. В 1536 выступил с проповедью на заседании конвокации, посвящённом обсуждению и принятию 1-го англиканского вероучительного документа – «Десяти статей». Проповедь Л., осуждавшая догмат о чистилище и употребление икон как не соответствующие Слову Божьему, была произнесена на латинском языке, впоследствии переведена на английский, выдержала множество изданий. Л. принимал активное участие в дебатах, представляя, наряду с др. епископами, группу последовательных сторонников церковных реформ во главе с Кранмером.
После издания «Шестистатейного статута» (1539) Л., не согласившись с его положениями, вынужден был отказаться от епископской кафедры, после чего заключён под стражу. Большинство исследователей полагают, что благодаря ходатайству Кранмера Л. был освобождён уже в 1540, другие считают, что он пребывал в заключении до конца правления Генриха VIII.
После внезапного падения Кромвеля (1540) Л. потерял своего самого влиятельного защитника при дворе и вынужден был оставаться в тени до восшествия на престол Эдуарда VI (1547), в период правления которого Л. принял деятельное участие в дальнейшем реформировании вероучения, в т. ч. в составлении Книги проповедей (Book of Homilies), содержание которой пронизано протестантскими понятиями.
18.1.1548 после «восьми лет тишины» Л. выступил в Лондоне с одной из самых знаменитых проповедей – «О плуге» (Homily about Plough), в которой назвал дьявола «самым усердным епископом и прелатом во всей Англии». Летом 1549, когда Англию охватило Роберта Кета восстание, Л. поддержал мятежников, выступая с проповедями о пороках века, о «чудовищном и зловещем голоде, чинимом человеком». Позиция Л., отличавшаяся от официальной, позволила ему завоевать ещё большую популярность в народе.
В 1549 Палата общин ходатайствовала перед королём о возвращении Л. епископской кафедры Вустера, но он отказался от церковной карьеры, решив посвятить жизнь проповеднической деятельности. Л. принял участие в работе различных церковных комиссий: по реформированию церковного права (1549–50); по рассмотрению ереси анабаптистов (1551); по изданию Книги общих молитв.
После прихода к власти католички Марии Тюдор (1553) в Англии был восстановлен католицизм, началось преследование протестантов. Л., к тому времени один из признанных лидеров Реформации и самый яркий её проповедник, получил сообщение (4.9.1553) о приказе на свой арест; не воспользовался возможностью избежать заключения и наказания, был помещён в Тауэр (13.9). В марте 1554 Л. вместе с епископом Никласом Ридли и Кранмером перевёден в тюрьму Бокардо в Оксфорде в ожидании суда. Осуждён и 16.10.1555 предан публичному сожжению вместе с Ридли. Согласно протестантскому преданию, в тот момент, когда начал разгораться костёр, Л. произнёс следующие слова: «Не стоит беспокоиться, мастер Ридли, сегодня мы зажгли такую свечу в Англии, которая, Божьей милостью, никогда не угаснет».
При жизни Л. издано неск. сборников его проповедей (в 1548, 1549, 1550); после смерти сборники, включающие 27 проповедей, издавались неоднократно (в 1562, 1571, 1572, 1584, 1596, 1635) и пользовались неизменной популярностью.