Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУНЬЦЮ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Б. Будаева

КУНЬЦЮ́Й [кит. kunqu – «куньшаньская пьеса (мелодия)»], куньцян (кит. kunqiang, сокр. от куньшаньцян, kunshanqiang – «куньшаньский напев / цяндяо»), куньцзюй [кит. kunju – «(драма) куньцюй»], вид (жанр) китайского профессионального музыкального театра; музыкальная драма. Возникновение и расцвет в 16–18 вв. (при династиях Мин и Цин). Послужил классическим образцом для Пекинской оперы цзинцзюй, Сычуаньской оперы чуаньцзюй и многих других региональных видов китайского музыкального театра. К. – искусство элитарное, сочетает в себе пение, инструментальную музыку, поэзию (плавная изящная мелодия; исполняемая в широком интонационном диапазоне декламация), танец с выразительными жестами (в т. ч. игра белыми длинными «струящимися рукавами» шуйсю); некоторые эпизоды реализуются в виде батальных сцен. Характерны яркий грим и красочные костюмы (указывают на амплуа), единичные декорации (стол, стул). Система амплуа со временем менялась; традиционная классификация имеет ряд субамплуа, основные среди них: шэн (молодые мужские персонажи), дань (женские персонажи), мо (мужские персонажи среднего и преклонного возраста), цзин (герои, у которых грим покрывает всё лицо), чоу (комики, часто с гримом в виде белого пятна на переносице).

Истоки К. восходят к мелодическому стилю куньцян, возникшему в 14 в. в местности Куньшань (ныне в пров. Цзянсу) в результате слияния местных мелодий и музыкальных традиций южнокитайской драмы наньси. Благодаря певцу Гу Цзяню куньцян широко распространился, и на его основе известный исполнитель женских ролей Вэй Лянфу (предположительно 1489–1566) с единомышленниками создали новый стиль шуймодяо, мелодика которого отличалась утончённостью и изысканностью рисунка. Вэй Лянфу в созданном им своде правил «Метрические законы арий» («Цюй люй»; изд. на кит. яз. в «Собрании трактатов о китайском классическом театре». 1959. Т. 5) отмечал, что интонационные рисунки мелодий и поэтических текстов должны быть особым образом согласованы между собой, чтобы не противоречить друг другу. Литературная основа К.  пьесы в распространённой в то время форме чуаньци («повествование об удивительном»). Сложные требования, предъявляемые новым жанром К. к пьесам чуаньци, ограничили круг драматургов-поэтов лишь самыми одарёнными авторами; таким образом репертуар К. составил одну из самых богатых по художественным достоинствам литературных сокровищниц китайского традиционного театра.

Первый драматург, сочинивший полноценную пьесу чуаньци для мелодий жанра куньцян,  Лян Чэньюй (предположительно ок. 1521 – ок. 1594); его драма «Девушка, моющая шёлк» быстро получила известность и открыла эпоху пьес К. Выдающиеся образцы текстов К. (всего 2500) – пьесы «Пионовая беседка [павильон]» Тан Сяньцзу (1598), «Дворец вечной жизни» Хун Шэна (1688), «Веер с персиковыми цветами» Кун Шанжэня (1698 или 1699), «Нефритовая шпилька» Гао Ляня. Сюжеты пьес К. впоследствии нередко обретали новую жизнь в более поздних видах театральных драм, напр. в репертуаре Пекинской оперы.

Стремительное распространение драмы К. по территории всей страны позволило ей стать первой в истории китайского театра общенациональной драмой, сохранявшей свою исключительную популярность (в первую очередь, среди высокообразованной элиты) на протяжении более двух веков. В кон. 18 в. её постепенно стала вытеснять Пекинская опера, становившаяся фаворитом у всех слоёв населения от императора Цяньлуна (правил в 1736–95) до простолюдинов благодаря использованию разговорной речи, большому количеству зрелищных батальных и акробатических сцен, разнообразию и живости музыкального языка, которому были присущи не только плавные, изящные мелодии южных регионов, но и активная, темпераментная мелодика севера страны.

Музыкальный материал К., как и др. региональных китайских драм (всего ок. 360 видов), передавался преимущественно устным путём, от учителей к ученикам (последние начинали обучение в очень раннем возрасте). В текстах пьес К., тем не менее, с помощью традиционной иероглифической нотации гунчэпу фиксировалась основная мелодическая линия, что считалось достаточным ввиду гетерофонной природы китайской музыки (где все вокальные и инструментальные голоса ведут, по сути, одну и ту же мелодию с незначительными вариантами). Композиционный принцип К.  чередование многочисленных инструментальных и вокальных формул-клише (цюйпай), каждая из которых имеет своё название, свой интонационно-ритмический рисунок, звучит в исполнении определённого инструмента или им сопровождается. Порядок чередования формул-клише и их адаптацию к стихотворному тексту чаще всего определял драматург; в связи с этим автор музыки (в европейском понимании) остаётся, как правило, анонимным. Широко распространённое в прошлом исполнение мужчинами женских ролей и, наоборот, женщинами – мужских, ныне встречается редко (напр., женщины могут выступать в амплуа стариков, мужчины – молодых девушек).

Оркестр К., как любого вида китайской драмы, состоит из 2 тембровых групп: струнно-духовой – вэньчан, аккомпанирующей пению, и ударной – учан, сопровождающей батальные сцены. Всего в оркестре К. 6–10 музыкантов. Используются бамбуковая поперечная флейта цюйди (ведущий инструмент оркестра; нередко применяются две флейты), бамбуковая продольная флейта сяо, бамбуковый или тростниковый губной орган шэн, цитра чжэн, 4-струнная лютня пипа, плоская круглая лютня юэцинь, 3-струнная лютня с длинной шейкой саньсянь. Группу ударных составляют: малый барабан баньгу и деревянная трещотка пайбань (их звучание нередко используется и в сопровождении пения для маркировки метрической доли; играет на них один музыкант – руководитель оркестра), большой и малый гонги дало и сяоло, тарелки наобо. Некоторые формулы-клише исполняет сона – язычковый инструмент типа гобоя.

В нач. 20 в. в Китае уже не было ни одной профессиональной труппы К.: жанр был на грани исчезновения. Лишь благодаря усилиям нескольких актёров, открывших в г. Сучжоу небольшую школу для сирот, искусство К. продолжало существовать и развиваться. В нач. 21 в. в Китае работают 6 профессиональных трупп: в Пекине (1957), Шанхае (1960), в провинциях Цзянсу (1956), Чжэцзян (1955, 1999), Хунань (1960). Музыкальная драма К. внесена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2008).

Лит.: Hung J. H. Ming Drama. Taipei, 1966; Strassberg R. The Singing Techniques of Kʼun-ch'ü and Their Musical Notation // Chinoperl Papers. 1976. Vol. 6; Чжао Цзиншэнь, Лу Епин Куньцюй яньчу ши гао (Очерки исполнительского искусства театра куньцюй). Шанхай, 1980; Mark L. L. Tone and Tune in Kunqu // Chinoperl Papers. 1983. Vol. 12; Birch С. Scenes for Mandarins: The Elite Theater of the Ming. N. Y., 1999; Серова С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI–XVII вв.). М., 1990; Swatek C. Peony Pavilion Onstage: Four Centuries in the Career of a Chinese Drama. Michigan, 2002; Хай Чжэнь Сицюй иньюэ лиши (История музыки китайской традиционной драмы сицюй). Пекин, 2003; Хан Чэн, Лю Хоушэн, Ляо Бэнь, Ду Голин Чжунго куньцюй ишу (Сценическое искусство театра куньцюй Китая). Нанкин, 2004; Xiao Li Chinese Kunqu Opera (transl. from Chinese). Long River, 2005; Чжунго дэ куньцюй ишу (Искусство китайской драмы куньцюй) / Отв. ред. Хань Чжунлян, Ван Пин, Яжан Юйхун. Шэньян, 2005.

Вернуться к началу