Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОГУ́ЧИЙ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Песочинский

МОГУ́ЧИЙ Андрей Анатольевич (р. 23.11.1963, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский режиссёр. Во время обучения в Ленинградском институте авиационного приборостроения (окончил в 1984) основал любительский коллектив, положивший начало группе Формальный театр (1989, активно функционировал до 2010). В 1989 окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. В Формальном театре заложил основы отечественного театрального перформанса, осуществил радикальные эксперименты в области метафорической образности, ассоциативного монтажа действия, невербальной драматургии спектакля, игровой интерпретации литературного материала, внесценического театрального пространства, осваивал традиции абсурдизма, методов Е. Гротовского, А. Арто, М. А. Чехова, европейского постмодернистского искусства, создавал собственные тренинги техники актёра. Среди постановок: «Лысая певица» Э. Ионеско (1989), «Петербург» по роману Андрея Белого (1991), «Две сестры» (монтаж разных текстов) и «Пьеса Константина Треплева „Люди, Львы, Орлы и Куропатки“» (по мотивам пьес А. П. Чехова; обе 1992), «Orlando furioso» по Л. Ариосто (1994), «Долгий рождественский обед» по Т. Уайлдеру (1995), «Гамлет-машина» по пьесам «Гамлет-машина» Х. Мюллера и «Дисморфомания» В. Г. Сорокина (1996), «Между собакой и волком» по повести Саши Соколова (2004, пр. «Золотая маска»). В 1994–2006 Формальный театр входил в структуру Театра-фестиваля «Балтийский дом», М. ставил спектакли для двух трупп: «Натуральное хозяйство в Шамбале» по пьесе А. П. Шипенко (1999), «Школа для дураков» (2-я редакция, 2000; приз критики фестиваля «Золотая маска», 2001), «ДК Ламанчский» (пьеса Д. Ширко с использованием тем романа М. Сервантеса «Дон-Кихот», 2005) и др. В 1-й половине 2000-х гг. обратился к синтетическим жанрам: театра-цирка («Кракатук» по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана, Цирк на Фонтанке, 2004), оперы в несценическом пространстве («Якоб Ленц» В. Рима, проектная постановка в помещении петербургского собора Св. Петра и Павла, 2001; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, на Соборной площади Московского Кремля, 2003), синтеза комедии масок, клоунады и мультимедиа-авангарда («PRO-Турандот», петербургский театр «Приют комедианта», 2004). В 2004–13 режиссёр Российского театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского театра), в котором осуществил постановки, своеобразно сочетавшие авангардную перформативность, масштабы театральной мистерии, мультимедийные технологии и актёрские традиции старейшей отечественной труппы: «Петербург» по Андрею Белому (2-я версия, 2005), «Иваны» по произведениям Н. В. Гоголя (2007; пр. «Золотая маска»), «Изотов» М. Е. Дурненкова (2009, пр. «Золотая маска»), «Счастье» по мотивам «Синей птицы» М. Метерлинка (2011, пр. «Золотая маска»). С 2013 художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова, где поставил спектакли: «Алиса» (многосюжетная композиция с использованием драмы-вербатим и мотивов романов Л. Кэрролла, 2013) и «Что делать» (спектакль-дискуссия о романе Н. Г. Чернышевского, 2014), «Пьяные» И. А. Вырыпаева (2015, премия « Золотая маска»). Организатор фестивалей: в Санкт-Петербурге – «Солнцеворот» (1997–2000), «Театральное пространство Андрея Могучего» (ежегодно с 2009); в Хельсинки – «Балтийский круг» (с 2000, с 2007 ежегодно). Инициатор многочисленных лабораторий для молодых режиссёров и драматургов, вёл мастер-классы в Европе и США. С 2016 преподаёт в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург).

Соч.: Прикосновение к фундаментальности // Театральная жизнь. 2006. № 3.

Лит.: Песочинский Н. Андрей Могучий почти без авангардного контекста // Петербургский театральный журнал. 1999. № 17; Хмелёва Н. Могучее пространство // Сцена. 2007. № 4; Годер Д. Художники, визионеры, циркачи: Очерки визуального театра. М., 2012; Карамайкина О. Режиссерский портрет Андрея Могучего // Театр. http://oteatre.info/rezhissyorsky-portret-andreya-moguchego/

Вернуться к началу