Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОГУ́ЧИЙ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: Н. В. Песочинский

МОГУ́ЧИЙ Андрей Анатольевич (р. 23.11.1963, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский режиссёр. Во время обучения в Ленинградском институте авиационного приборостроения (окончил в 1984) основал любительский коллектив, положивший начало группе Формальный театр (1989, активно функционировал до 2010). В 1989 окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. В Формальном театре заложил основы отечественного театрального перформанса

 >>
, осуществил радикальные эксперименты в области метафорической образности, ассоциативного монтажа действия, невербальной драматургии спектакля, игровой интерпретации литературного материала, внесценического театрального пространства, осваивал традиции абсурдизма, методов Е. Гротовского
 >>
, А. Арто
 >>
, М. А. Чехова
 >>
, европейского постмодернистского искусства, создавал собственные тренинги техники актёра. Среди постановок: «Лысая певица» Э. Ионеско (1989), «Петербург» по роману Андрея Белого (1991), «Две сестры» (монтаж разных текстов) и «Пьеса Константина Треплева „Люди, Львы, Орлы и Куропатки“» (по мотивам пьес А. П. Чехова; обе 1992), «Orlando furioso» по Л. Ариосто (1994), «Долгий рождественский обед» по Т. Уайлдеру (1995), «Гамлет-машина» по пьесам «Гамлет-машина» Х. Мюллера и «Дисморфомания» В. Г. Сорокина (1996), «Между собакой и волком» по повести Саши Соколова (2004, пр. «Золотая маска»). В 1994–2006 Формальный театр входил в структуру Театра-фестиваля «Балтийский дом», М. ставил спектакли для двух трупп: «Натуральное хозяйство в Шамбале» по пьесе А. П. Шипенко (1999), «Школа для дураков» (2-я редакция, 2000; приз критики фестиваля «Золотая маска», 2001), «ДК Ламанчский» (пьеса Д. Ширко с использованием тем романа М. Сервантеса «Дон-Кихот», 2005) и др. В 1-й половине 2000-х гг. обратился к синтетическим жанрам: театра-цирка («Кракатук» по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана, Цирк на Фонтанке, 2004), оперы в несценическом пространстве («Якоб Ленц» В. Рима, проектная постановка в помещении петербургского собора Св. Петра и Павла, 2001; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, на Соборной площади Московского Кремля, 2003), синтеза комедии масок, клоунады и мультимедиа-авангарда («PRO-Турандот», петербургский театр «Приют комедианта», 2004). В 2004–13 режиссёр Российского театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского театра), в котором осуществил постановки, своеобразно сочетавшие авангардную перформативность, масштабы театральной мистерии, мультимедийные технологии и актёрские традиции старейшей отечественной труппы: «Петербург» по Андрею Белому (2-я версия, 2005), «Иваны» по произведениям Н. В. Гоголя (2007; пр. «Золотая маска»), «Изотов» М. Е. Дурненкова (2009, пр. «Золотая маска»), «Счастье» по мотивам «Синей птицы» М. Метерлинка (2011, пр. «Золотая маска»). С 2013 художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова, где поставил спектакли: «Алиса» (многосюжетная композиция с использованием драмы-вербатим и мотивов романов Л. Кэрролла, 2013) и «Что делать» (спектакль-дискуссия о романе Н. Г. Чернышевского, 2014), «Пьяные» И. А. Вырыпаева (2015, премия « Золотая маска»). Организатор фестивалей: в Санкт-Петербурге – «Солнцеворот» (1997–2000), «Театральное пространство Андрея Могучего» (ежегодно с 2009); в Хельсинки – «Балтийский круг» (с 2000, с 2007 ежегодно). Инициатор многочисленных лабораторий для молодых режиссёров и драматургов, вёл мастер-классы в Европе и США. С 2016 преподаёт в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург).

Соч.: Прикосновение к фундаментальности // Театральная жизнь. 2006. № 3.

Лит.: Песочинский Н. Андрей Могучий почти без авангардного контекста // Петербургский театральный журнал. 1999. № 17; Хмелёва Н. Могучее пространство // Сцена. 2007. № 4; Годер Д. Художники, визионеры, циркачи: Очерки визуального театра. М., 2012; Карамайкина О. Режиссерский портрет Андрея Могучего // Театр. http://oteatre.info/rezhissyorsky-portret-andreya-moguchego/

Вернуться к началу