Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАКСИ́ТЕ́ЛЬ

Авторы: Д. Ю. Молок
«Отдыхающий сатир». Римская копия 2 в. н. э. с оригинала Праксителя ок. 340–330-х гг. до н. э. Новая глиптотека Карлсберга.

ПРАКСИ́ТЕ́ЛЬ (Πραξιτέλης), др.-греч. скульп­тор 4 в. до н. э. (ра­бо­тал в пе­ри­од 370–330). Уро­же­нец Афин, сын и уче­ник Ке­фи­со­до­та. Один из круп­ней­ших мас­те­ров позд­ней клас­си­ки; со­зда­вал скульп­ту­ры пре­им. в мра­мо­ре. О сти­ле П. по­зво­ля­ет су­дить ста­туя «Гер­мес с мла­ден­цем Дио­ни­сом» (ок. 340, Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия; см. илл. к ст. Клас­си­ка). Най­ден­ная в 1877, она бы­ла сра­зу оп­ре­де­ле­на как про­из­ве­де­ние П. по упо­ми­на­нию Пав­са­ния. Са­мое зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние П. – не­со­хра­нив­шая­ся ста­туя «Аф­ро­ди­та Книд­ская» (350–340; счи­та­ет­ся пер­вой греч. об­на­жён­ной ста­ту­ей Аф­ро­ди­ты) из хра­ма на о. Книд, ко­то­рую Пли­ний Стар­ший на­зы­вал «пре­крас­ней­шей ста­ту­ей не толь­ко Прак­си­те­ля, но во­обще в це­лом све­те». Боль­шим по­клон­ни­ком этой ста­туи был Лу­ки­ан. Луч­шие её ко­пии хра­нят­ся в му­зее Пио-Кле­мен­ти­но (Ва­ти­кан; см. илл. к ст. Гре­ция Древ­няя), Ко­ро­лев­ском му­зее иск-ва и ис­то­рии (Брюс­сель) и в Глип­то­те­ке (Мюн­хен). Дру­гое про­из­ве­де­ние П. – «Апол­лон Сау­рок­тон» («Уби­ваю­щий яще­ри­цу», брон­за) из­вест­но по опи­са­нию Пли­ния Стар­ше­го и в до­шед­ших до нас мра­мор­ных ко­пи­ях. Со­хра­ни­лась ба­за из Ман­ти­неи (Нац. му­зей, Афи­ны), ук­ра­шен­ная рель­е­фа­ми, на ко­то­рой стоя­ли ста­туи ра­бо­ты П. По со­об­ще­нию Пав­са­ния, сам П. осо­бен­но це­нил свою ста­тую «Са­тир, на­ли­ваю­щий ви­но», сто­яв­шую на ул. Тре­нож­ни­ков в Афи­нах. Воз­мож­но, имен­но она из­вест­на в ря­де ко­пий, луч­шие из ко­то­рых на­хо­дят­ся в Му­зее Аль­бер­ти­нум (Дрез­ден) и в Нац. ар­хео­ло­гич. му­зее (Па­лер­мо). Ста­туя «От­ды­хаю­щий са­тир», со­хра­нив­шая­ся во мно­же­ст­ве ко­пий [в му­зее Тор­ло­ния, Ка­пи­то­лий­ских му­зе­ях (Рим), фраг­мент – в Лув­ре (Па­риж), и др.], на­зва­на Пли­ни­ем Стар­шим «все­мир­но из­вест­ной». Лит. ис­точ­ни­ки древ­но­сти упо­ми­на­ют в чис­ле про­из­ве­де­ний П. ста­туи «Эрот», «Ар­те­ми­да» (в хра­ме Ан­ти­ки­ры), «Ле­то и Хло­ри­да» (в хра­ме Ар­го­са), а так­же ста­туи по­бе­ди­те­лей на спор­тив­ных со­стя­за­ни­ях, порт­ре­ты и по­гре­баль­ную скульп­ту­ру. У П. бы­ла сла­ва мас­те­ра, ко­то­рый «со­вер­шен­ным ис­кус­ст­вом на­де­лял свои мра­мор­ные фи­гу­ры ду­шев­ны­ми стра­стя­ми». Без­мя­теж­ной, утон­чён­ной гра­ци­ей сво­их тво­ре­ний П. ока­зал влия­ние как на со­вре­мен­ное ему иск-во, так и на по­сле­дую­щую эпо­ху эл­ли­низ­ма, осо­бен­но на алек­сан­д­рий­скую шко­лу скульп­ту­ры.

Сы­но­вья П. – Ке­фи­со­дот и Ти­марх так­же бы­ли скульп­то­ра­ми.

Лит.: Klein W. Praxiteles. Lpz., 1898; idem. Pra­xitelische Studien. Lpz., 1899; Ducati P. Prassitele. Firenze, 1928; American Journal of Archaeology. 1931. Vol 35; Rizzo G. E. Prassi­tele. Mil., 1932; Blinkenberg C. S. Knidia. Cph., 1933; Antonsson O. The Praxiteles marble group in Olympia. Stockh., 1937; Зе­ест И. Б. Прак­си­тель. М., 1941; Blümel C. Der Hermes eines Praxiteles. Baden-Baden, 1948; Бри­то­ва Н. Н. Прак­си­тель. М., 1958; Бе­лов Г. Д. Прак­си­тель. Л., 1973; Ridgway B. S. The Aphrodite of Arles // American Journal of Archaeology. 1976. Vol. 80; Pfrommer M. Ein Eros des Praxiteles // Archäologischer Anzeiger. 1980. H. 4; Corso A. Prassitele. Fonti eigrafiche e leterarie, vita e opere. Roma, 1988–1991. Vol. 1–3; Ajootian A. Praxiteles // Personal styles in Greek sculpture / Ed. O. Palagia, J. J. Pollitt. Camb., 1996.

Вернуться к началу