Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОРТ-САИ́Д

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 194-195

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОРТ-САИ́Д, го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Егип­та, адм. центр од­но­им. му­ха­фа­зы. Нас. 635,3 тыс. чел. (2013), пя­тый по чис­лу жи­те­лей в стра­не по­сле го­ро­дов Ка­ир, Алек­сан­д­рия, Ги­за и Шуб­ра-эль-Хей­ма. Вме­сте с вост. при­го­ро­дом Порт-Фу­ад об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию с нас. св. 1 млн. чел. Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го м., у сев. вхо­да в Су­эц­кий ка­нал, в вост. час­ти дель­ты р. Нил, на гра­ни­це Аф­ри­ки и Азии. С юга и за­па­да омы­ва­ет­ся во­да­ми оз. Ман­за­ла. Свя­зан ав­то­ма­ги­ст­ра­ля­ми с го­ро­да­ми Думь­ят, Алек­сан­д­рия и Ис­маи­лия, же­лез­ной до­ро­гой – че­рез Ис­маи­лию с Каи­ром (1904). Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Ос­но­ван 25.4.1859 в свя­зи с на­ча­лом со­ору­же­ния Су­эц­ко­го ка­на­ла. На­зван в честь Са­ид-па­ши, сдав­ше­го в кон­цес­сию Ф. М. де Лес­сеп­су уча­сток под строи­тель­ст­во ка­на­ла. Рас­цвет П.-С. при­шёл­ся на 2-ю пол. 19 – 1-ю пол. 20 вв. В 1882 за­хва­чен брит. вой­ска­ми, с это­го вре­ме­ни стал од­ним из осн. цен­тров ан­ти­ко­ло­ни­аль­но­го дви­же­ния (вос­ста­ния по­вто­ря­лись в 1921–54). С 1902 гл. порт стра­ны по экс­пор­ту хлоп­ка. В 1926 на вост. бе­ре­гу Су­эц­ко­го ка­на­ла ос­но­ван Порт-Фу­ад (Вост. П.-С.). По­сле Еги­пет­ской ре­во­лю­ции 1952 в со­ста­ве Егип. Рес­пуб­ли­ки (с 1953). Силь­но по­стра­дал от бом­бар­ди­ро­вок во вре­мя Су­эц­ко­го кри­зи­са 1956, ока­зал мощ­ное со­про­тив­ле­ние анг­ло-франц. де­сан­ту. День вы­во­да иностр. войск с тер­ри­то­рии Егип­та (23.12.1956) стал Нац. днём П.-С. В 1958–71 в со­ста­ве Объ­е­ди­нён­ной Араб­ской Рес­пуб­ли­ки (ОАР). В 1967–75 в свя­зи с за­кры­ти­ем Су­эц­ко­го ка­на­ла (из-за т. н. Шес­ти­днев­ной вой­ны) ока­зал­ся в изо­ля­ции. В 1973 при под­го­тов­ке к т. н. Вой­не Суд­но­го дня на­се­ле­ние го­ро­да бы­ло эва­куи­ро­ва­но (воз­вра­ще­но в 1979). В 1976 по­лу­чил ста­тус сво­бод­но­го пор­та. В 2002 ли­шил­ся это­го ста­ту­са и гос. фи­нан­си­ро­ва­ния (кро­ме суб­си­дий экс­порт­но ори­ен­ти­ро­ван­ным пред­при­яти­ям) на 5 лет по­сле по­ку­ше­ния на пре­зи­ден­та Х. Му­ба­ра­ка во вре­мя его ви­зи­та в П.-С. в 1999. Серь­ёз­но по­стра­дал во вре­мя Ре­во­лю­ции 2011. В 2012–13 один из гл. цен­тров ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ных вы­сту­п­ле­ний.

П.-С. – один из са­мых бла­го­ус­т­ро­ен­ных го­ро­дов Егип­та. Осн. дос­то­при­ме­ча­тель­но­сти: зда­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции Су­эц­ко­го ка­на­ла (го­лов­ной офис в Ис­маи­лии) в рус­ле эк­лек­тиз­ма (2-я пол. 19 в.), быв. ма­як (1869; од­но из пер­вых в ми­ре жел.-бе­тон. со­ору­же­ний), уни­вер­маг ком­па­нии «Simon Arzt» (1923), во франц. квар­та­ле с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой – 4- и 5-этаж­ные жи­лые до­ма 19 в. в ко­ло­ни­аль­ном сти­ле с де­рев. тер­ра­са­ми на фа­са­де. Ме­че­ти (в т. ч. Боль­шая ме­четь в Порт-Фуа­де, 1904), копт­ская ц. Св. Де­вы Ма­рии (1934–37, арх. Ж. Юло; в рус­ле ар де­ко с эле­мен­та­ми ро­ман­ско­го сти­ля; до 1985 ка­то­лич. со­бор Бо­го­ма­те­ри – Ца­ри­цы ми­ра).

Важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Егип­та. Гос. ун-т П.-С. (2010), от­де­ле­ния ря­да ву­зов др. го­ро­дов стра­ны. Пуб­лич­ная б-ка «Миср» (2004). Му­зеи: На­цио­наль­ный П.-С. (1986), во­ен­ный П.-С. (1964), еги­пет­ско­го совр. иск-ва (1995). Стро­ит­ся опер­ный те­атр (2014).

Круп­ный спор­тив­ный центр стра­ны. Один из ве­ду­щих спор­тив­ных клу­бов «Аль-Мас­ри», ко­ман­ды ко­то­ро­го вы­сту­па­ют в чем­пио­на­тах стра­ны по фут­бо­лу (об­ла­да­тель куб­ка 1998), ганд­бо­лу, хок­кею на тра­ве и лёг­кой ат­ле­ти­ке. Гл. со­стя­за­ния про­во­дят­ся на уни­вер­саль­ном ста­дио­не «Порт-Са­ид» (1954; 18 тыс. мест). В 1999 в го­ро­де про­хо­дил муж­ской чем­пио­нат ми­ра по ганд­бо­лу, в 2006 – мат­чи Куб­ка Аф­ри­ки по фут­бо­лу.

П.-С. – один из важ­ней­ших эко­но­мич. цен­тров Егип­та. Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; её ве­ду­щие сек­то­ра: транс­порт и ло­ги­сти­ка, тор­гов­ля (П.-С. – гл. центр по экс­пор­ту хлоп­ка и ри­са), адм., фи­нан­со­вые ус­лу­ги, ту­ри­стич. биз­нес. Пор­то­вый ком­плекс П.-С. (со­сто­ит из ста­ро­го пор­та П.-С. и но­во­го пор­та Порт-Фуа­да; сев. часть – глу­бо­ко­вод­ная) – 2-й по гру­зо­обо­ро­ту в стра­не по­сле Алек­сан­д­рии (в 2007 вве­зе­но 12,8 млн. т гру­зов, вы­ве­зе­но 12,4 млн. т; ок. 80% гру­зов пе­ре­гру­жа­ет­ся на бо­лее мел­кие су­да для транс­пор­ти­ров­ки по Су­эц­ко­му ка­на­лу) и 1-й по обо­ро­ту кон­тей­не­ров (ок. 3/4 мор. кон­тей­нер­ных пе­ре­во­зок стра­ны; 3,91 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2011). Круп­ный узел кру­из­но­го со­об­ще­ния по Сре­ди­зем­но­му м. (до 300 тыс. пас­са­жи­ров в год). Па­ром­ное со­об­ще­ние с г. Мер­син (Тур­ция). В ок­ре­ст­но­стях П.-С. раз­вит пляж­ный ту­ризм.

Круп­ный ин­ду­стри­аль­ный центр. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: га­зо­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, хи­мич., лёг­кая и пи­ще­вку­со­вая. Га­зо­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод (в со­вмест­ном вла­де­нии ком­па­ний «Gasco», брит. BP и итал. ENI; мощ­ность ок. 11,4 млрд. м3 при­род­но­го га­за в год; про­из-во про­па­на, этан-про­па­но­вой сме­си, сжи­жен­но­го по­пут­но­го неф­тя­но­го га­за и га­зо­во­го кон­ден­са­та). Вы­пуск эти­ле­на, про­пи­ле­на и по­ли­про­пи­ле­на, хло­ра и хлор­со­дер­жа­щих про­дук­тов, клея, син­те­тич. мою­щих средств и кос­ме­тич. пре­па­ра­тов; тка­ней из син­те­тич. во­ло­кон и оде­ж­ды; разл. про­дук­тов пи­та­ния, без­ал­ко­голь­ных на­пит­ков и др. Сре­ди пр. от­рас­лей пром-сти – су­до­ре­монт, элек­тро­тех­нич. (про­из-во ка­бель­ной про­дук­ции и ак­ку­му­ля­то­ров для ав­то­мо­биль­ной тех­ни­ки), сте­коль­ная, ке­ра­мич., чёр­ная ме­тал­лур­гия (сталь­ная ар­ма­ту­ра) и об­ра­бот­ка мра­мо­ра. Ры­бо­лов­ст­во. ТЭС (мощ­ность 682,5 МВт).

В 9 км к юго-за­па­ду от П.-С., на од­ном из ост­ро­вов оз. Ман­за­ла, на­хо­дят­ся руи­ны ср.-век. г. Тин­нис (Тен­нис; ос­тав­лен жи­те­ля­ми в 13 в.).

Вернуться к началу