Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОРТ-ЛУИ́

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 187-188

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Старикова

ПОРТ-ЛУИ́ (Port Louis), сто­ли­ца Мав­ри­кия, адм. центр од­но­им. ок­ру­га. Нас. ок. 155 тыс. чел. (2014, в пре­де­лах гор. аг­ло­ме­ра­ции ок. 670 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен в сев.-зап. час­ти о. Мав­ри­кий, на бе­ре­гу Ин­дий­ско­го ок., ок­ру­жён от­ро­га­ми гор Мо­ка-Порт-Луи. Узел ав­то­до­рог. Гл. мор. порт стра­ны (99% внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та Мав­ри­кия). Авиа­пе­ре­воз­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся че­рез ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Рам­гу­лам (в 50 км к юго-вос­то­ку от Порт-Луи).

Ос­но­ван в 17 в. гол­ланд­ца­ми. Как Се­ве­ро-За­пад­ный порт су­ще­ст­во­вал уже в 1638. C 1722 в со­ста­ве вла­де­ний Франц. Ост-Инд­ской ком­па­нии. С 1735 сто­ли­ца Мав­ри­кия и гл. порт для ос­та­нов­ки и по­пол­не­ния за­па­сов франц. су­дов, плы­ву­щих во­круг мы­са Доб­рой На­де­ж­ды, центр су­до­строе­ния. На­зван в честь франц. ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XV. С 1814 сто­ли­ца брит. ко­ло­нии Мав­ри­кий. Не­од­но­крат­но стра­дал от по­жа­ров, эпи­де­мий (хо­ле­ра в 1819, ма­ля­рия в 1867, чу­ма в 1899) и тро­пич. штор­мов (1892). Ста­тус го­ро­да по­жа­ло­ван П.-Л. брит. ко­ро­ле­вой Ели­за­ве­той II в 1966. С 1968 сто­ли­ца не­за­ви­си­мой Рес­пуб­ли­ки Мав­ри­кий. В 20 в. стал од­ним из гл. фи­нан­со­вых и пор­то­вых цен­тров Аф­ри­ки. В 1971 близ П.-Л. соз­да­на осо­бая экс­порт­ная зо­на.

В цен­тре П.-Л. с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой ко­ло­ни­аль­но­го вре­ме­ни со­хра­ни­лись жи­лые до­ма 18 в. с ши­ро­ки­ми ве­ран­да­ми. Буль­вар Плас-д’Арм ве­дёт от на­бе­реж­ной к До­му пра­ви­тель­ст­ва в сти­ле клас­си­циз­ма (нач. 1730-х гг., рас­ши­рен в 1738 и 1809, быв. ре­зи­ден­ция гу­бер­на­то­ров), зда­ни­ям гор. те­ат­ра (1820–22, арх. П. Пу­жад) и пар­ла­мен­та в рус­ле бру­та­лиз­ма (1966, арх. Э. М. Фрай). Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: Ци­та­дель (Форт-Аде­ла­ида; 1834–1840), Аап­ра­ва­си-Гхат (1849–59, пер­вый в брит. ко­ло­ни­ях пункт приё­ма и раз­ме­ще­ния тру­до­вых ми­гран­тов из Ин­дии; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), ме­четь Джам­ма (ок. 1850, рас­ши­ре­на в 1878), анг­ли­кан­ский со­бор Сент-Джеймс (ос­вя­щён в 1850), ка­то­лич. со­бор Сен-Луи (Св. Лю­до­ви­ка; 1932–33), буд­дий­ские и ин­дуи­ст­ские хра­мы, на­бе­реж­ная Ко­дан с ком­мерч. за­строй­кой в рус­ле пост­мо­дер­низ­ма. Па­мят­ни­ки гу­бер­на­то­рам Б. Ф. де Ла Бур­дон­не (1859, скульп­тор О. Дю­мон) и У. Нью­то­ну (1865, скульп­тор П. д’Эпине). Парк Жар­ден-де-ла-Ком­па­ньи.

П.-Л. – важ­ный об­ра­зо­ва­тель­ный и куль­тур­ный центр Мав­ри­кия. Тех­но­ло­гич. ун-т (2000). Ис­сле­до­ва­тель­ский центр мав­ри­кий­ской фло­ры и фау­ны (Мав­ри­кий­ский ин-т, 1880). Б-ки: го­род­ская (1851; в Гор. до­ме со­б­ра­ний), на­цио­наль­ная (2000). Му­зеи: Порт-Луи (1880), ес­теств. ис­то­рии (1880; рас­ти­тель­ный и жи­вот­ный мир Мас­ка­рен­ских о-вов и Ин­дий­ско­го ок., в т. ч. ске­ле­ты и чу­че­ла ис­ко­пае­мых птиц до­до; зда­ние 19 в.), Го­лу­бо­го Мав­ри­кия (2001; ис­то­рия и иск-во Мав­ри­кия), Мав­ри­кий­ский поч­то­вый (быв. зда­ние поч­там­та, 1865–68) и др. Му­ни­ци­паль­ный опер­ный те­атр (1822).

Сре­ди спор­тив­ных со­ору­же­ний – ип­по­дром на Мар­со­вом по­ле (1812, один из ста­рей­ших в ми­ре). Фут­боль­ный клуб «Порт-Луи 2000» – мно­го­крат­ный чем­пи­он стра­ны; при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Сен-Фран­суа – Кса­вье» (5 тыс. мест).

П.-Л. – гл. эко­но­ми­че­ский и де­ло­вой центр стра­ны, важ­ный фи­нан­со­вый центр Аф­ри­ки (оф­шор­ный и бан­ков­ский биз­нес). В П.-Л. на­хо­дят­ся Фон­до­вая бир­жа Мав­ри­кия, го­лов­ные офи­сы Центр. бан­ка Мав­ри­кия, ком­мерч. бан­ков (в т. ч. State Bank of Mauritius), фи­лиа­лы иностр. бан­ков, фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций и стра­хо­вых (в т. ч. ве­ду­щая нац. ком­па­ния сек­то­ра Mauritian Eagle Insurance) ком­па­ний. Важ­ное зна­че­ние име­ет иностр. ту­ризм, в т. ч. кру­из­ный (21,5 тыс. чел., 2009); сре­ди осн. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей – рас­по­ло­жен­ные близ П.-Л. Бо­та­нич. сад им. С. Рам­гу­ла­ма (1736, со­хра­ни­лось зда­ние Ша­то-де-Мон-Пле­зир в ко­ло­ни­аль­ном сти­ле) и Куль­тур­ный центр До­мен-ле-Пай (со­хра­не­но тра­диц. про­из-во ро­ма). Пор­то­вый ком­плекс П.-Л. (гру­зо­обо­рот ок. 7 млн. т, 2013; обес­пе­чи­ва­ет ок. 2% ВВП) – важ­ный пе­ре­гру­зоч­ный узел на пе­ре­се­че­нии осн. мор­ских пу­тей в Ин­дий­ском океа­не.

П.-Л. – важ­ный ин­ду­ст­ри­аль­ный центр. Вы­де­ля­ют­ся тек­стиль­ная (про­из-во тек­стиль­ных и швей­ных из­де­лий из им­порт­но­го сы­рья), пи­ще­вку­со­вая (ры­бо­пе­ре­ра­бот­ка, про­из-во кон­сер­вов из тун­ца, ма­ка­рон­ных из­де­лий, кон­сер­ви­ров. ово­щей, фрук­то­вых со­ков, рас­тит. ма­сел; роз­лив ал­ко­голь­ных на­пит­ков, в т. ч. ро­ма), хи­мич. (удоб­ре­ния, в т. ч. ком­плекс­ные, разл. про­дук­ты не­ор­га­нич. син­те­за, из­де­лия из пла­ст­масс, то­ва­ры бы­то­вой хи­мии), ко­же­вен­но-обув­ная и юве­лир­ная пром-сть. Вы­пуск ме­тал­ло­из­де­лий, обо­ру­до­ва­ния для са­хар­ной, швей­ной и ко­же­вен­ной пром-сти. Су­до­строе­ние и су­до­ре­монт. Дей­ст­ву­ют 4 ТЭС. Стро­ит­ся НПЗ (2014).

Лит.: Боль­шов И. Г. Мав­ри­кий. М., 1986.

Вернуться к началу