Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́РИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 163-164

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова

ПО́РИ (фин. Pori, швед. Бьёр­не­борг, Björ­neborg), го­род на юго-за­па­де Фин­лян­дии, адм. центр обл. Са­та­кун­та. Нас. 83,5 тыс. чел. (2014, с при­го­ро­да­ми св. 100 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен на р. Ко­ке­мя­энйо­ки, близ по­бе­ре­жья Бот­ни­че­ско­го зал. Бал­тий­ско­го мо­ря. Транс­порт­ный узел. Вы­со­ко­ско­ро­ст­ны­ми ав­то­ма­ги­ст­ра­ля­ми со­еди­нён с круп­ны­ми го­ро­да­ми Фин­лян­дии. Ж.-д. со­об­ще­ние с Там­пе­ре, Хель­син­ки. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт. Мор. порт.

Ос­но­ван в 1558 гер­цо­гом Фин­лянд­ским Юха­ном (см. Юхан III) под швед. назв. Бьёр­не­борг («мед­ве­жья кре­пость»; про­из­но­ше­ние на фин. яз. сло­ва «borg» эво­лю­цио­ни­ро­ва­ло в совр. назв.) на мес­те бо­лее древ­не­го на­се­лён­но­го пунк­та Ул­фс­бю (Ул­вс­бю, Ул­ви­ла; гор. пра­ва с 1365). За под­держ­ку, ока­зан­ную Эри­ку XIV в борь­бе с его бра­том Юха­ном, в 1560-е гг. по­лу­чил го­род­ские и тор­го­вые при­ви­ле­гии, об­ла­дал шта­пель­ным пра­вом (в 1617 и 1636 ли­шал­ся его). В 16 в. раз­ви­вал­ся как центр экс­пор­та ры­бы из Фин­лян­дии и им­пор­та пред­метов рос­ко­ши из кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы. С 1634 в со­ста­ве Або-Бьёр­не­борг­ско­го ле­на Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Фин­лянд­ско­го (ВКФ) Швед. ко­ро­лев­ст­ва. В 17 в. пе­ре­жи­вал упа­док, в 1698 по­стра­дал от по­жа­ра. В пе­ри­од Се­вер­ной вой­ны 1700–21 взят рос. вой­ска­ми (1713). В 18 в. по­сте­пен­но вос­ста­нав­ли­вал­ся. В 1765 го­ро­ду бы­ло вновь пре­дос­тав­лено шта­пель­ное пра­во; к это­му вре­ме­ни на­счи­ты­вал ок. 1,5 тыс. жит. В 1801 по­стра­дал от по­жа­ра. С 1808 в со­ста­ве Рос. им­пе­рии, с 1811 уезд­ный центр Або-Бьёр­не­борг­ской гу­бер­нии ВКФ. В пе­ри­од рус.-швед. вой­ны 1808–09 (см. Рус­ско-швед­ские вой­ны) один из опор­ных пунк­тов рос. войск. В 1852 поч­ти пол­но­стью вы­го­рел. Вновь стал ак­тив­но раз­ви­вать­ся с 1870-х гг. В 1895 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с г. Там­пе­ре (Там­мер­форс). К кон. 19 в. на­счи­ты­вал св. 12 тыс. жит., име­лись тек­стиль­ные, ко­же­вен­ные фаб­ри­ки; в пор­ту П., на о. Ре­по­саа­ри (Реф­сё; сам го­род из-за от­сту­п­ле­ния мо­ря от­да­лил­ся от по­бе­ре­жья на 15–20 км), раз­ви­ва­лось ко­раб­ле­строе­ние; рос­ло зна­че­ние П. как куль­тур­но­го цен­тра. С 1917 в со­ста­ве не­за­ви­си­мой Фин­лян­дии. В 1938 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Хаа­па­мя­ки. В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны аэ­ро­порт П. (стро­ил­ся с 1937) ис­поль­зо­вал­ся как ба­за герм. ВВС. Во 2-й пол. 20 в. ак­тив­но раз­ви­вал­ся за счёт пор­то­вой дея­тель­но­сти, пред­при­ятий ле­со­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей, тек­стиль­ной пром-сти, ма­ши­но­строе­ния. В 1972 при­сое­ди­нил по­се­ле­ние Ах­лай­нен. По­сле эко­но­мич. кри­зи­са 1970-х гг. ис­пы­ты­вал за­труд­не­ния. Со 2-й пол. 1990-х гг. эко­но­мич. по­ло­же­ние П. улуч­ши­лось, чис­лен­ность на­се­ле­ния ста­ла рас­ти. В 1998–2009 часть гу­бер­нии (ля­ни) Зап. Фин­лян­дия, с 2010 адм. центр обл. Са­та­кун­та.

Ар­хит. ан­самбль Ста­ро­го го­ро­да, за­стро­ен­но­го в сер. 19 – нач. 20 вв., вклю­ча­ет: Ста­рую ра­ту­шу (1839–41, арх. К. Эн­гель), зда­ния гор. те­ат­ра (1884, арх. Й. Стен­берг) и ху­дож. га­ле­реи (1885, арх. Ф. Линд­ст­рём) в сти­ле не­оре­нес­сан­са, дво­рец Р. Юн­не­лиу­са (1895, арх. А. Кро­ок; ны­не зда­ние Гор. со­ве­та). В сти­ле нео­го­ти­ки по­строе­ны: ка­фед­раль­ный лю­те­ран­ский со­бор (1859–63, ар­хи­тек­то­ры Г. фон Ше­витц, К. фон Хей­де­кен), мав­зо­лей гор. со­вет­ни­ка Ф. Юсе­лиу­са (1903, арх. Й. Стен­бек); в ду­хе мо­дер­низ­ма – вил­ла Май­реа (1938–39, арх. А. Аал­то).

В П. – По­ли­тех­нич. ун-т Са­та­кун­ты (1997); Уни­вер­си­тет­ский центр (2004), при ко­то­ром дей­ст­ву­ют ре­гио­наль­ные под­раз­де­ле­ния 4 круп­ней­ших ву­зов Фин­лян­дии – Ун-та Тур­ку, Ун-та Там­пе­ре, Тех­но­ло­гич. ун-та Там­пе­ре и Ун-та ар­хи­тек­ту­ры и ди­зай­на А. Аал­то. Му­зеи: обл. Са­та­кун­та (1888, ис­то­ри­ко-крае­вед­че­ский; св. 70 тыс. экс­по­на­тов; с 1973 – в но­вом зда­нии; вклю­ча­ет ес­те­ст­вен­но-на­уч. центр Арк­ки), ху­дож. (1979; в зда­нии быв. кон­то­ры «Элей­я­ран­та», 1857, арх. К. фон Хей­де­кен, рас­ши­ре­но в 1897; про­из­ве­де­ния финл. иск-ва с 19 в.); Ху­дож. га­ле­рея (1984). Гор. те­атр (1931). Гор. опе­ра (1976, опе­ра, опе­рет­та, спек­так­ли для де­тей). Ка­мер­ный ор­кестр (1938). С 1966 еже­год­но про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. джа­зо­вый фес­ти­валь.

В 1856 ос­но­ван пер­вый спор­тив­ный клуб в Фин­лян­дии. Фут­боль­ный клуб «Джаз» – 2-крат­ный чем­пи­он стра­ны (1993, 1996); вы­сту­па­ет на ста­дио­не «По­ри» (ок. 12 тыс. мест). Хок­кей­ный клуб «Эс­сят» – 3-крат­ный чем­пи­он стра­ны (1971, 1978, 2013); вы­сту­па­ет во Двор­це спор­та «По­ри» (6,5 тыс. мест). Проф. клу­бы по хок­кею с мя­чом и амер. фут­бо­лу.

В нач. 2010-х гг. П. – важ­ный эко­но­мич. центр Фин­лян­дии. Бо­лее 70% ра­бо­таю­щих за­ня­то в сфе­ре ус­луг (осн. сек­то­ра – тор­гов­ля, транс­порт и ло­ги­сти­ка, адм., со­ци­аль­ные ус­лу­ги, вклю­чая здра­во­охра­не­ние). Транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги раз­ви­ва­ют­ся в т. ч. на ба­зе мор. пор­та (гру­зо­обо­рот св. 5,5 млн. т в год), в со­ста­ве ко­то­ро­го 2 тер­ми­на­ла-аван­пор­та: Тах­ко­луо­то (об­ра­бот­ка на­лив­ных и на­сып­ных, гл. обр. уг­ля, гру­зов) и Мян­тю­луо­то (в осн. кон­тей­не­ры, лес и пи­ло­ма­те­риа­лы). Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся ту­ризм (в т. ч. ме­ж­ду­на­род­ный) – рек­реа­ци­он­ный, спор­тив­ный (в осн. па­рус­ный спорт и винд­сёр­финг), куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный (один из ин­те­рес­ных объ­ек­тов – пес­ча­ные дю­ны у по­бе­ре­жья Бот­ни­че­ско­го зал., в рай­оне Юу­те­ри).

Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти (со­хра­ня­ет важ­ное зна­че­ние в эко­но­ми­ке го­ро­да) – ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­лур­гия. В П. – верфь ком­па­нии «Technip Offshore Fin­land» (про­из-во и об­слу­жи­ва­ние кон­ст­рук­ций, тех­нич. и инж. сис­тем оф­шор­ных плат­форм для до­бы­чи неф­ти и га­за), за­во­ды фирм «Sampo Rosenlew» (зер­но­убо­роч­ная и ле­со­за­го­то­ви­тель­ная тех­ни­ка) и «Hollming Works» (гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ния и ком­по­нен­ты к ним). Дей­ст­ву­ют пред­при­ятия круп­ной ме­тал­лур­гич. ком­па­нии «Boliden» (про­из-во мед­ных ка­то­дов, а так­же зо­ло­та и се­реб­ра вы­со­кой про­бы), ком­па­ний «Lu­va­ta» (ок. 40 тыс. т разл. из­де­лий из ме­ди пром. на­зна­че­ния, ок. 90% про­дук­ции экс­пор­ти­ру­ет­ся) и «Kemira» (св. 120 тыс. ди­ок­си­да ти­та­на для ла­ко­кра­соч­ной пром-сти в год). Про­из-во тек­стиль­ных из­де­лий, про­дук­тов пи­та­ния.

В при­го­ро­де П., в пос. Ах­лай­нен, – де­рев. цер­ковь (1796, арх. С. Кё­ук­ка-Кёхл­ст­рё­мин, от­дель­но стоя­щая ко­ло­коль­ня – 1832, арх. К. Эн­гель), од­но из ста­рей­ших со­ору­же­ний Са­та­кун­ты. В 30 км к се­ве­ро-за­па­ду от го­ро­да – ры­бац­кая дер. Ре­по­саа­ри на од­но­им. ост­ро­ве (про­жи­ваю­щие здесь ры­ба­ки под­дер­жи­ва­ют тра­диц. ук­лад жиз­ни, ха­рак­тер­ный для кон. 19 – нач. 20 вв.) с де­рев. по­строй­ка­ми 18–19 вв. (в т. ч. цер­ковь с 8-гран­ной ко­ло­коль­ней, 1876).

Лит.: Jaakkola J. Porin historia. Pori, 1958; Ruuth J. W., Jokipii M. Porin kaupungin historia, 1558–1809. Pori, 1958; Saarinen J. Porin historia, 1809–1939. [Pori], 1972; Koi­vuniemi J. Joen rytmissä. Porin kaupungin historia. 1940–2000. [Pori], 2004.

Вернуться к началу