Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАНЁР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 340

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Петручик 
Фото А. И. Нагаева Рис. 1. Двухместный планёр.

ПЛАНЁР (франц. planeur, от planer – па­рить), без­мо­тор­ный ле­та­тель­ный ап­па­рат тя­же­лее воз­ду­ха; под­дер­жи­ва­ет­ся в по­лё­те за счёт аэ­ро­ди­на­мич. подъ­ём­ной си­лы, соз­да­вае­мой на кры­ле на­бе­гаю­щим по­то­ком воз­ду­ха. П. на­зы­ва­ют так­же не­су­щую кон­ст­рук­цию ЛА (без дви­га­те­лей, обо­ру­до­ва­ния, воо­ру­же­ния). Раз­но­вид­ность П. – мо­то­пла­нё­ры. Раз­ли­ча­ют два ре­жи­ма по­лё­та П.: пла­ни­ро­ва­ние (сколь­же­ние) и па­ре­ние. Пла­ни­ро­ва­ние – ус­та­но­вив­ший­ся по­лёт с по­сто­ян­ным сни­же­ни­ем под не­ко­то­рым уг­лом к го­ри­зон­ту (угол пла­ни­ро­ва­ния). Па­ре­ние – ис­поль­зо­ва­ние подъ­ём­ной си­лы, соз­да­вае­мой воз­душ­ны­ми (вос­хо­дя­щи­ми) по­то­ка­ми и под­дер­жи­ваю­щей П. в воз­ду­хе. П. мо­гут под­ни­мать­ся в вос­хо­дя­щих по­то­ках на боль­шие вы­соты (бо­лее 15 км). Пи­ло­ты С. Фос­сет и Э. Эне­волд­сон (США) на П. с раз­ма­хом кры­ла 22 м на­бра­ли выс. 15,453 км в г. Эль-Ка­ла­фа­те (2006, Ар­ген­ти­на). Ре­корд даль­но­сти по­лё­та (3008 км) на П. с раз­ма­хом кры­ла 26,5 м при­над­ле­жит К. Оль­ман­ну (2003, Гер­ма­ния; ус­та­нов­лен над ар­ген­тин­ски­ми Ан­да­ми). Совр. П. раз­ли­ча­ют: по на­зна­че­нию – учеб­ные, тре­ни­ро­воч­ные и спор­тив­ные (см. в ст. Пла­нёр­ный спорт); чис­лу мест – од­но- и двух­ме­ст­ные (рис. 1). Для взлё­та П. при­ме­ня­ют­ся ре­зи­но­вые амор­ти­за­то­ры, ста­цио­нар­ные мо­то­ле­бёд­ки, ав­то­мо­би­ли (ред­ко), а так­же са­мо­лё­ты (наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный спо­соб). Обыч­но ис­поль­зу­ют од­но­мо­тор­ный лёг­кий са­мо­лёт (воз­мож­на од­но­врем. бук­си­ров­ка двух П.). Аэ­ро­ди­на­мич. ком­по­нов­ка П. мо­жет быть раз­лич­ной (мо­но­план, би­план, «ле­таю­щее кры­ло», бес­хво­ст­ка и т. д.), су­ще­ст­ву­ют так­же т. н. ба­лан­сир­ные П. (управ­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ме­ще­ни­ем те­ла пи­ло­та, см. так­же Дель­та­план).

Рис. 2. Схема простейшего планёра: 1 – педали управления рулём направления; 2 – ручка управления рулём высоты и элеронами; 3, 8 – элероны; 4 – тросы к рулю направления; 5 &ndas...

Осн. аг­ре­га­ты П. (рис. 2): кры­ло; фю­зе­ляж; по­верх­но­сти управ­ле­ния – эле­ро­ны, ру­ли вы­со­ты и на­прав­ле­ния; взлёт­но-по­са­доч­ные при­спо­соб­ле­ния – лыж­ное ли­бо ко­лёс­ное шас­си (с амор­ти­за­ци­ей и без амор­ти­за­ции, уби­раю­щее­ся, как пра­ви­ло у спор­тив­ных П., и не­уби­раю­щее­ся); бук­сир­ный за­мок с кре­п­ле­ни­ем к не­му тро­са «уз­деч­кой» (во из­бе­жа­ние ава­рий­ной си­туа­ции при ошиб­ках пи­ло­ти­ро­ва­ния пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся ав­то­ма­тич. от­кры­тие бук­сир­но­го зам­ка). Для из­го­тов­ле­ния П. ис­поль­зу­ют ме­тал­лы, дре­ве­си­ну, тка­ни, стек­ло­во­лок­но и/или их со­че­та­ния. В П.-па­ри­те­лях, ко­то­рые долж­ны об­ла­дать са­мым вы­со­ким аэ­ро­ди­на­мич. ка­че­ст­вом, при­ме­ня­ют стек­ло­во­лок­но и, в не­ко­то­рых слу­ча­ях, баль­зо­вую дре­ве­си­ну (баль­су).

Мо­то­пла­нё­ры (мо­тор­ные П.) снаб­же­ны не­боль­шим вспо­мо­гат. порш­не­вым дви­га­те­лем, ко­то­рый ис­поль­зу­ют для са­мо­сто­ят. взлё­та (по­сле взлё­та дви­га­тель вы­клю­ча­ют, на не­ко­то­рых П. его уби­ра­ют внутрь фю­зе­ля­жа), а так­же на­бо­ра вы­со­ты в по­лё­те (т. н. кру­из­ные мо­то­пла­нё­ры), в ава­рий­ных си­туа­ци­ях и др.

Историческая справка

Пер­вые по­лёты че­ло­ве­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем ЛА тя­же­лее воз­ду­ха бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны на П., ко­то­рые не име­ли ка­би­ны лёт­чи­ка, шас­си. В 1853 сэр Дж. Кей­ли (Ве­ли­ко­бри­та­ния) смог про­ле­теть неск. мет­ров на соз­дан­ной им ком­би­ни­ров. кон­ст­рук­ции П. и ма­хо­лё­та. Во 2-й пол. 19 в. бла­го­да­ря ис­сле­до­ва­ни­ям ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей (Ф. д’Эс­терно, Н. А. Аренд­та, Л. Муйа­ра, А. Пе­но и др.) бы­ло ус­та­нов­ле­но, что при­чи­ной па­ря­ще­го по­лё­та яв­ля­ет­ся вер­ти­каль­ное пе­ре­ме­ще­ние возд. масс, и до­ка­за­на тео­ре­тич. воз­мож­ность соз­да­ния без­мо­тор­но­го ап­па­ра­та-па­ри­те­ля. Один из пер­вых П.-па­ри­те­лей пти­це­об­раз­ной фор­мы (про­об­ра­зом стал аль­бат­рос, умею­щий дол­го па­рить в воз­ду­хе без взма­хов) по­стро­ил и ис­пы­тал в 1856 франц. мо­ряк Ж. М. Ле Бри. В 1868 Ле Бри ис­пы­тал но­вый П., на ко­то­ром он су­мел осу­ще­ст­вить пла­ни­рую­щие по­лё­ты на рас­стоя­ние до 30 м. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков идей пла­не­риз­ма в Рос­сии – Н. А. Арендт (врач, об­ществ. дея­тель, пер­во­про­хо­дец отеч. воз­ду­хо­пла­ва­ния) вы­дви­нул ряд пред­по­ло­же­ний о без­мо­тор­ных по­лё­тах, од­на­ко его взгля­ды не встре­ти­ли по­ни­ма­ния и под­держ­ки в во­ен­ном мин-ве, и Арендт не смог реа­ли­зо­вать свои идеи. В кон. 19 – нач. 20 вв. со­вер­ше­но боль­шое чис­ло крат­ко­вре­мен­ных пла­ни­рую­щих спус­ков с хол­мов, бла­го­да­ря ко­то­рым че­ло­век на­учил­ся управ­лять по­лё­том П. В 1891–96 О. Ли­ли­ен­таль пер­вым про­вёл ряд ус­пеш­ных пла­ни­рую­щих по­лё­тов на рас­стоя­ние до 250 м на т. н. ба­лан­сир­ных П. Боль­шой вклад в со­вер­шен­ст­во­ва­ние кон­ст­рук­ции П. вне­сли П. Пил­чер (Ве­ли­ко­бри­та­ния), О. Ша­нют (США) и бра­тья О. и У. Райт. На­чи­ная при­мер­но с 1908 по­лё­ты на ба­лан­сир­ных П. ста­но­вят­ся рас­про­стра­нён­ны­ми. Позд­нее ба­лан­сир был за­ме­нён управ­ле­ни­ем ру­ля­ми – та­ки­ми же, как и на са­мо­лё­тах. В 1913 в Кры­му рус. кон­ст­рук­тор С. П. Доб­ро­воль­ский впер­вые в Рос­сии со­вер­шил па­ря­щие по­лё­ты про­дол­жи­тель­но­стью ок. 5 мин на П.-би­пла­не с сис­те­мой ру­ле­во­го управ­ле­ния; в нём лёт­чик на­хо­дил­ся в си­дя­чем по­ло­же­нии.

В СССР пла­нё­ро­строе­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 1920–1930-е гг.; кон­ст­рук­то­ра­ми бы­ли К. К. Ар­це­улов, Г. Ф. Гро­шев, В. И. Емель­я­нов, С. В. Иль­ю­шин, Б. Н. Ше­ре­ме­тев, А. С. Яков­лев и др. Кон­ст­рук­ция П. пре­тер­пе­ла су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния (ка­би­ну лёт­чи­ка за­кры­ли про­зрач­ным «фо­на­рём», рез­ко умень­ши­лось макс. се­че­ние фю­зе­ля­жа, уве­ли­чил­ся раз­мах кры­ла, при­ме­не­но од­но­ко­лёс­ное шас­си, уби­раю­щее­ся в по­лёте), ко­то­рые при­ве­ли к уве­ли­че­нию аэ­ро­ди­на­мич. ка­че­ст­ва П., а так­же к умень­ше­нию ми­ним. ско­ро­сти его сни­же­ния (до 0,5 м/сек). В 1930 лёт­чик В. А. Сте­пан­чо­нок на од­но­ме­ст­ном П. «Крас­ная звез­да» СК-3 кон­ст­рук­ции С. П. Ко­ро­лё­ва впер­вые вы­пол­нил «мёрт­вую пет­лю». В 1932 П. И. Гро­хов­ский и Б. Д. Ур­ла­пов раз­ра­бо­та­ли 16-ме­ст­ный де­сант­но-транс­порт­ный П. Г-63 (мо­но­план с раз­ма­хом кры­ла 28 м) «Яков Ал­кс­нис».

В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны в СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Япо­нии строи­лись мно­го­ме­ст­ные де­сант­ные бук­сир­ные П. для пе­ре­бро­ски сол­дат и тех­ни­ки че­рез ли­нию фрон­та. На фрон­тах Вел. Отеч. вой­ны при­ме­ня­ли 7-ме­ст­ный де­сант­ный П. А-7 кон­ст­рук­ции О. К. Ан­то­но­ва и 11-ме­ст­ный Гр-29 кон­ст­рук­ции В. К. Гри­бов­ско­го. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в СССР бы­ли раз­ра­бо­та­ны ещё две мо­де­ли во­ен­ных П. – Ил-32 и Як-14. Се­рий­но про­из­во­дил­ся толь­ко Як-14, ко­то­рый ис­поль­зо­вал­ся до сер. 1950-х гг.

В 1960-х гг. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние мо­то­пла­нё­ры. В нач. 1970-х гг. П. спор­тив­но­го на­зна­че­ния и ме­то­ды по­лё­тов на них бы­ли зна­чи­тель­но усо­вер­шен­ст­во­ва­ны, что по­зво­ли­ло вы­пол­нить ре­корд­ные по­лё­ты на выс. до 14 км, даль­но­стью св. 1000 км.

Лит.: Ше­ре­ме­тев Б. Н. Пла­не­ры. М., 1959; Вель­гус С., Ма­ку­ля Э., Скшид­лев­ский С. Пе­ре­ле­ты на пла­не­ре. М., 1963; За­мя­тин В. М. Пла­не­ры и пла­не­ризм. М., 1974; Шме­лев В. Ф. Пла­не­ро­во­ж­де­ние. М., 1977; Кос­тен­ко И. К. Ле­таю­щие кры­лья. 2-е изд. М., 1988; Со­бо­лев Д. А. Ис­то­рия са­мо­ле­тов. 1919–1945. М., 1997; Ken S. The glider pilot’s ma­nual. 2nd ed. Shrewsbury, 1999; Кра­силь­щи­ков А. П. Пла­не­ры Рос­сии. [2-е изд.]. М., 2005.

Вернуться к началу