Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАНЁРНЫЙ СПОРТ

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 342

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Петручик
Планёрный спорт. Фото А. И. Нагаева

ПЛАНЁРНЫЙ СПОРТ, вид авиа­ци­он­но­го спор­та, с ис­поль­зо­ва­ни­ем пла­нё­ра. Пла­нёр­ны­ми ви­да­ми спор­та за­ни­ма­ет­ся ко­мис­сия по пла­не­риз­му – IGC (International Gliding Commission), вхо­дя­щая в со­став Ме­ж­ду­на­род­ной авиа­ци­он­ной фе­де­ра­ции (ФАИ). Со­рев­но­ва­ния про­во­дят­ся на од­но­ме­ст­ных и двух­ме­ст­ных пла­нё­рах. Пла­нё­ры де­лят­ся на 2 груп­пы: пла­нё­ры-па­ри­те­ли (вы­пол­ня­ют­ся дли­тель­ные мар­шрут­ные па­ря­щие по­лё­ты с ис­поль­зо­ва­ни­ем вос­хо­дя­щих по­то­ков воз­ду­ха) и пи­ло­таж­ные пла­нё­ры (пря­мые и об­рат­ные по­лё­ты слож­но­го пи­ло­та­жа).

Спор­тив­ные дис­ци­п­ли­ны в П. с. со­от­вет­ст­ву­ют клас­сам пла­нё­ров, на ко­то­рых про­во­дят­ся со­рев­но­ва­ния. Осн. кри­те­рия­ми, раз­де­ляю­щи­ми пла­нё­ры на клас­сы, яв­ля­ют­ся раз­мах его кры­ла и его спо­соб­ность к вы­пол­не­нию пи­ло­та­жа. По клас­си­фи­ка­ции ФАИ все со­рев­но­ва­ния на пла­нё­рах де­лят­ся на чем­пио­нат­ные (про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. и нац. со­рев­но­ва­ния) и ре­корд­ные (ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся ре­кор­ды). Ре­кор­ды ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся в че­ты­рёх клас­сах пла­нё­ров: DO (от­кры­тый); D15 (пла­нё­ры с раз­ма­хом крыль­ев 15 м); D13 (пла­нё­ры с раз­ма­хом крыль­ев 13 м); DU (ульт­ра­лёг­кие пла­нё­ры, в ко­то­рые вхо­дят сверх­лёг­кие – макс. взлёт­ная мас­са не пре­вы­ша­ет 220 кг, и мик­ро­лиф­то­вые – для на­бо­ра вы­со­ты ис­поль­зу­ют очень ма­лень­кие по раз­ме­рам и ско­ро­сти вос­хо­дя­щие по­то­ки воз­ду­ха, т. н. мик­ро­лиф­ты). Ка­ж­дый класс де­лит­ся на 2 ка­те­го­рии – ос­нов­ную (General) и жен­скую (Feminine). Ре­кор­ды в П. с. – не­за­ви­си­мо от клас­са де­лят­ся на 3 груп­пы: дис­тан­ци­он­ные ре­кор­ды (от­кры­тая даль­ность; даль­ность по­лё­та до на­зна­чен­но­го пунк­та; даль­ность по­лё­та с воз­вра­ще­ни­ем к мес­ту стар­та; дис­тан­ция замк­ну­то­го тре­уголь­но­го мар­шру­та; сво­бод­ная дис­тан­ция че­рез 3 по­во­рот­ных пунк­та; сво­бод­ная дис­тан­ция с воз­вра­ще­ни­ем к мес­ту стар­та); ре­кор­ды ско­ро­сти (ско­рость на тре­уголь­ном мар­шру­те на рас­стоя­ние 100–1250 км; ско­рость с воз­вра­ще­ни­ем к мес­ту стар­та на дис­тан­ции 500–2500 км); ре­кор­ды вы­со­ты (вы­иг­рыш вы­со­ты, т. е., кро­ме мак­си­маль­но воз­мож­ной на­бран­ной вы­со­ты, фик­си­ру­ет­ся вы­со­та, с ко­то­рой пла­нёр са­мо­стоя­тель­но на­чал на­би­рать вы­со­ту; кро­ме аб­со­лют­ной вы­со­ты, фик­си­ру­ет­ся толь­ко мак­си­маль­но на­бран­ная вы­со­та).

П. с. за­ро­дил­ся по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны. В 1930-х гг. П. с. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, СССР) и США. В про­грам­му лет­них Олим­пий­ских игр в Бер­ли­не (1936) вхо­ди­ли по­ка­за­тель­ные со­рев­но­ва­ния по П. с. Чем­пио­на­ты ми­ра и Ев­ро­пы про­во­дят­ся один раз в 2 го­да; 1-й чем­пио­нат ми­ра со­сто­ял­ся в 1937 (Гер­ма­ния). Сов. пла­не­ри­сты впер­вые при­ня­ли уча­стие в 7-м чем­пио­на­те ми­ра в 1958 (Поль­ша).

На­ча­лом мас­со­во­го раз­ви­тия П. с. в СССР счи­та­ют­ся пер­вые все­со­юз­ные пла­нёр­ные ис­пы­та­ния 7.11.1923 в Кок­те­бе­ле, на ко­то­рых за­фик­си­ро­ва­ны пер­вые ре­кор­ды СССР. Од­ним из ини­циа­то­ров слё­та был К. К. Ар­це­улов; пред­став­лено 9 мо­де­лей пла­нё­ров, в т. ч. пла­нёр А-5 мо­де­ли Ар­це­уло­ва.

Раз­ви­тие пла­не­риз­ма в СССР свя­за­но с Осо­авиа­хи­мом (с 1951 ДОСААФ). К 1941 сов. пла­не­ри­стам при­над­ле­жа­ло 13 ми­ро­вых ре­кор­дов из 18, ре­ги­ст­ри­ро­вав­ших­ся ФАИ. В 1948 соз­да­на Все­со­юз­ная сек­ция П. с. (в 1960 во­шла в со­став Фе­де­ра­ции авиац. спор­та СССР), с 1966 са­мо­сто­ят. фе­де­ра­ция П. с.; про­во­ди­лись чем­пио­на­ты СССР по пла­нёр­но­му спор­ту. В 1994 уч­ре­ж­де­на Фе­де­ра­ция пла­нёр­но­го спор­та Рос­сии. В 2000 пла­не­ри­сты Рос­сии ус­та­но­ви­ли 4 ми­ро­вых ре­кор­да в клас­се ульт­ра­лёг­ких пла­нё­ров. На окт. 2012 за­фик­си­ро­ва­ны ми­ро­вые ре­кор­ды для под­клас­сов: DO, дис­тан­ция замк­ну­то­го тре­уголь­но­го мар­шру­та в ос­нов­ной ка­те­го­рии – 1117,2 км (Люк­сем­бург); D15, ско­рость на тре­уголь­ном мар­шру­те на рас­стоя­ние 750 км в жен­ской ка­те­го­рии – 117,25 км/ч (Ис­па­ния); DO, даль­ность по­лё­та с воз­вра­ще­ни­ем к мес­ту стар­та в ос­нов­ной ка­те­го­рии – 1219,01 км (Бель­гия); DO, ско­рость на тре­уголь­ном мар­шру­те на рас­стоя­ние 100 км в ос­нов­ной ка­те­го­рии – 179 км/ч (Бель­гия).

Лит. см. при ст. Пла­нёр.

Вернуться к началу