ДЕЛЬТАПЛА́Н
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЛЬТАПЛА́Н, сверхлёгкий (от 10 до 40 кг) планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид греч. буквы Δ. Разбег при взлёте и посадка Д. осуществляются с помощью ног пилота. Конструкция Д. состоит из каркаса, изготавливаемого из холоднотянутых дюралюминиевых труб с наружными диаметрами от 25 до 60 мм и толщиной стенок от 1,0 до 2,0 мм, и мягкой обшивки из высокопрочных синтетич. материалов (лавсана, дакрона, майлара, трилама). У совр. спортивных аппаратов отд. элементы каркаса могут выполняться из углепластика. Поверхность крыла в полёте имеет вид двух конич. поверхностей, совмещённых у вершины. Д. управляется за счёт перемещения пилота, располагающегося сидя или лёжа в спец. подвесной системе, относительно рулевой трапеции, жёстко соединённой с каркасом (балансирный способ управления, предложенный в 1891 О. Лилиенталем). Форма крыла Д. берёт своё начало от летат. аппаратов, разработанных Ф. Рогалло (1951, США). Первые полёты на прототипах Д., буксируемых автомобилем или катером, проводились с сер. 20 в. Совр. Д. появились в нач. 1970-х гг., после изобретения подвесной системы и рулевой трапеции, что позволило выполнять старт с помощью ног и совершать свободный полёт.
Осн. применение Д. – спортивные полёты (см. Дельтапланерный спорт). На основе конструкции Д. созданы летат. аппараты с силовой установкой: мотодельтапланы, взлёт которых осуществляется с помощью ног пилота, и дельталёты, оснащённые тележкой с колёсным шасси. Дельталёт является самым распространённым аппаратом сверхлёгкой авиации для практич. применения (чаще всего используют в с. х-ве для опыления полей).