Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕЛЬТАПЛА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДЕЛЬТАПЛА́Н, сверх­лёг­кий (от 10 до 40 кг) пла­нёр с ба­лан­сир­ным управ­ле­ни­ем и гиб­ким кры­лом, имею­щим в пла­не вид греч. бу­к­вы Δ. Раз­бег при взлё­те и по­сад­ка Д. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся с по­мо­щью ног пи­ло­та. Кон­ст­рук­ция Д. со­сто­ит из кар­ка­са, из­го­тав­ли­вае­мо­го из хо­лод­но­тя­ну­тых дю­ра­лю­ми­ние­вых труб с на­руж­ны­ми диа­мет­ра­ми от 25 до 60 мм и тол­щи­ной сте­нок от 1,0 до 2,0 мм, и мяг­кой об­шив­ки из вы­со­ко­проч­ных син­те­тич. ма­те­риа­лов (лав­са­на, дак­ро­на, май­ла­ра, три­ла­ма). У совр. спор­тив­ных ап­па­ра­тов отд. эле­мен­ты кар­ка­са мо­гут вы­пол­нять­ся из уг­ле­пла­сти­ка. По­верх­ность кры­ла в по­лё­те име­ет вид двух ко­нич. по­верх­но­стей, со­вме­щён­ных у вер­ши­ны. Д. управ­ля­ет­ся за счёт пе­ре­ме­ще­ния пи­ло­та, рас­по­ла­гаю­ще­го­ся си­дя или лё­жа в спец. под­вес­ной сис­те­ме, от­но­си­тель­но ру­ле­вой тра­пе­ции, жё­ст­ко со­еди­нён­ной с кар­ка­сом (ба­лан­сир­ный спо­соб управ­ле­ния, пред­ло­жен­ный в 1891 О. Ли­ли­ен­та­лем). Фор­ма кры­ла Д. бе­рёт своё на­ча­ло от ле­тат. ап­па­ра­тов, раз­ра­бо­тан­ных Ф. Ро­гал­ло (1951, США). Пер­вые по­лё­ты на про­то­ти­пах Д., бук­си­руе­мых ав­то­мо­би­лем или ка­те­ром, про­во­ди­лись с сер. 20 в. Совр. Д. по­яви­лись в нач. 1970-х гг., по­сле изо­бре­те­ния под­вес­ной сис­те­мы и ру­ле­вой тра­пе­ции, что по­зво­ли­ло вы­пол­нять старт с по­мо­щью ног и со­вер­шать сво­бод­ный по­лёт.

Осн. при­ме­не­ние Д. – спор­тив­ные по­лё­ты (см. Дель­та­пла­нер­ный спорт). На ос­но­ве кон­ст­рук­ции Д. соз­да­ны ле­тат. ап­па­ра­ты с си­ло­вой ус­та­нов­кой: мо­то­дель­та­пла­ны, взлёт ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ног пи­ло­та, и дель­та­лё­ты, ос­на­щён­ные те­леж­кой с ко­лёс­ным шас­си. Дель­та­лёт яв­ля­ет­ся са­мым рас­про­стра­нён­ным ап­па­ра­том сверх­лёг­кой авиа­ции для прак­тич. при­ме­не­ния (ча­ще все­го ис­поль­зу­ют в с. х-ве для опы­ле­ния по­лей).

Вернуться к началу