Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЗАНЕ́ЛЛО

Пизанелло. «Принцесса из дома д’Эсте». Ок. 1435–40. Лувр (Париж).

ПИЗАНЕ́ЛЛО (Pisanello; наст. имя и фам. Ан­то­нио ди Пуч­чо ди Чер­ре­то, di Puccio di Cerreto) [ок. 1395, Пи­за или Ве­ро­на – ок­тябрь(?) 1455], итал. жи­во­пи­сец, гра­фик, ме­даль­ер. Ве­ро­ят­но, вы­рос и учил­ся в Ве­ро­не, сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем сев.-итал. мас­те­ров ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки Аль­тикь­е­ро и Сте­фа­но да Ве­ро­на («Ма­дон­на с ку­ро­пат­ка­ми», ок. 1420, му­зей Кас­тель­век­кьо, Ве­ро­на; рос­пись сте­ны над­гро­бия Н. Бренд­зо­ни, 1426–28, ц. Сан-Фер­мо-Мад­жо­ре, Ве­ро­на). В пе­ри­од ок. 1415–22 со­труд­ни­чал с Джен­ти­ле да Фаб­риа­но, совм. с ко­торым уча­ст­во­вал в соз­да­нии рос­пи­сей в За­ле Боль­шо­го Со­ве­та во Двор­це до­жей в Ве­не­ции (не сохр.). По­сле смер­ти Джен­ти­ле (1427), ко­то­рый за­ве­щал П. свои ра­бо­чие ин­ст­ру­мен­ты, П. за­кон­чил на­ча­тые им рос­пи­си в ц. Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но в Ри­ме (1431–32, не сохр.). Пре­бы­ва­ние в Ри­ме и пред­по­ла­гае­мое пу­те­ше­ст­вие в Тос­ка­ну обо­га­ти­ло стиль П. ре­нес­санс­ны­ми чер­та­ми, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют соз­дан­ные в 1430-е гг. порт­рет имп. Си­гиз­мун­да I Люк­сем­бурга (Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на) и «Муж­ской порт­рет» (Па­лац­цо Рос­со, Ге­нуя). Во фре­ске «Св. Ге­ор­гий и прин­цес­са» (1436–38, ка­пел­ла Пел­лег­ри­ни в ц. Сант-Ана­ста­зия, Ве­ро­на) ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны на­тур­ные шту­дии, со­хра­нив­шие­ся в со­ста­ве т. н. Ко­дек­са Вал­лар­ди (Лувр, Па­риж). Де­ко­ра­тив­ность жи­во­пи­си со­че­та­ет­ся с не­по­сред­ст­вен­ны­ми на­тур­ны­ми на­блю­де­ния­ми в кар­ти­нах «Ви­де­ние св. Ев­ста­фия» (ок. 1438 – 1442) и «Яв­ле­ние Ма­дон­ны св. Ан­то­нию Аб­ба­ту и св. Ге­ор­гию» (ок. 1435 – 1441, обе – Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Ра­бо­тая при дво­ре Лио­нел­ло д’Эсте в Фер­ра­ре (1432, 1438, 1441–48), П. стал ро­до­на­чаль­ни­ком ме­даль­ер­но­го ис­кус­ст­ва в Ита­лии. Гу­ма­ни­стич. пред­став­ле­ния о че­ло­ве­ке осо­бен­но пол­но рас­кры­лись в порт­ре­тах «Прин­цес­са из до­ма д’Эсте» (ок. 1435–1440, Лувр, Па­риж) и Лио­нел­ло д’Эсте (1441, Ака­де­мия Кар­ра­ра, Бер­га­мо; соз­дан в со­стя­за­нии с Я. Бел­ли­ни). С 1422 ре­гу­ляр­но вы­пол­нял за­ка­зы при дво­ре гер­цо­гов Гон­за­га в Ман­туе (1424–26, 1439, 1440-е гг.). В очень пло­хом со­стоя­нии дош­ли не­за­кон­чен­ные рос­пи­си, изо­бра­жаю­щие во­ен. и ры­цар­ские сце­ны в Па­лац­цо Ду­ка­ле в Ман­туе (ок. 1447), тем не ме­нее яв­ляю­щие­ся са­мым мас­штаб­ным из со­хра­нив­ших­ся про­из­ве­де­ний П. Ра­бо­тал так­же в Ми­ла­не, Па­вии (рос­пи­си в зам­ке Вис­кон­ти, не сохр.), при дво­ре ко­ро­ля Аль­фон­са V Ара­гон­ско­го в Неа­по­ле (1448–1449). В на­сле­дии П. важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют ри­сун­ки. П. был пре­им. мас­те­ром на­тур­ной шту­дии, ко­то­рая у не­го ста­но­вит­ся пред­ва­рит. эта­пом ра­бо­ты над жи­во­пис­ным про­из­ве­де­ни­ем.

Твор­че­ст­во П. зна­ме­ну­ет со­бой пе­ре­ход от ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки к Воз­ро­ж­де­нию в иск-ве Сев. Ита­лии. К тра­ди­ции ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки вос­хо­дят при­сталь­ный ин­те­рес к де­та­лям, лю­бовь к изо­бра­же­нию птиц и зве­рей, са­мо­цен­ная вы­ра­зи­тель­ность ли­нии, от­сут­ст­вие ин­те­ре­са к про­бле­мам пер­спек­ти­вы и про­стран­ст­ва. В то же вре­мя его иск-во от­ме­че­но эле­мен­та­ми но­во­го ху­дож. ви­де­ния – ин­те­ре­сом к че­ло­ве­ку. П. был од­ним из са­мых зна­ме­ни­тых мас­те­ров сво­его вре­ме­ни; гу­ма­нист Гва­ри­но да Ве­ро­на по­свя­тил П. по­эму, пре­воз­но­ся его как ху­дож­ни­ка, ов­ла­дев­ше­го ис­кус­ст­вом под­ра­жать при­ро­де.

Лит.: Degenhart B. Pisanello. W., 1941; Fos­si Todorow M. I disegni del Pisanello e del­la sua cerchia. Firenze, 1966; Chiarelli R. L’ope­ra com­pleta di Pisanello. Mil., 1972; Май­ская М. И. Пи­за­нел­ло. М., 1981; Pisa­nello: le peintre aux sept vertus. P., 1996; Gor­don D., Syson L. Pisanello: painter to the Renaissance court. L., 2001.

Вернуться к началу