Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРГА́М

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 614-615

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Голофаст
Руины храма Траяна в Пергаме. 118 н. э.

ПЕРГА́М (греч. Πέργαμον или Πέργαμος, букв. – ци­та­дель, кре­пость), древ­ний го­род, один из круп­ней­ших тор­го­вых и куль­тур­ных цен­тров гре­ко-рим. ми­ра. Рас­по­ло­жен на сев. бе­ре­гу р. Ка­ик (ны­не Ба­кыр), в 110 км к се­ве­ру от совр. г. Из­мир, в 26 км к вос­то­ку от совр. по­бе­ре­жья Эгей­ско­го мо­ря. У под­но­жия ак­ро­по­ля П. ны­не на­хо­дит­ся г. Бер­га­ма (рай­он­ный центр в иле Из­мир, Тур­ция). На­ча­ло ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­нию П. по­ло­жи­ла слу­чай­ная на­ход­ка в 1871 час­ти рель­е­фов Ал­та­ря Зев­са нем. до­рож­ным инж. К. Ху­ма­ном. В 1878–86 рас­коп­ки ве­лись Му­зея­ми Бер­ли­на го­су­дар­ст­вен­ны­ми под рук. Ху­ма­на, А. Кон­це, Р. Бо­на. В нач. 20 в. рас­коп­ки про­дол­жи­лись под рук. В. Дёрп­фель­да, за­тем их вёл Герм. ар­хео­ло­гич. ин-т (про­дол­жа­ют­ся и ны­не). С 2006 совм. с Му­зе­ем г. Бер­га­ма из­уча­ет­ся нек­ро­поль, рас­по­ло­жен­ный к юго-вос­то­ку от го­ро­да. Ис­сле­до­ва­ния в ок­ре­ст­но­стях П. со­сре­до­то­че­ны на Элее, гл. га­ва­ни П., и на сель­ских по­се­ле­ни­ях эл­ли­ни­стич. вре­ме­ни в до­ли­не р. Ка­ик.

П. ос­но­ван пе­ре­се­лен­ца­ми из Гре­ции в 12 в. до н. э. В 283–133 до н. э. сто­ли­ца Пер­гам­ско­го цар­ст­ва. В 133 до н. э. П. пе­ре­дан Ат­та­лом III Ри­му и вско­ре стал сто­ли­цей пров. Азия, ос­та­ва­ясь круп­ным эко­но­мич. и куль­тур­ным цен­тром. Во 2 в. н. э. пе­ре­жил ещё один пери­од рас­цве­та: ряд важ­ных эл­ли­ни­стич. зда­ний и хра­мов пе­ре­страи­вал­ся в со­от­вет­ст­вии с рим. вку­са­ми; воз­ве­де­но неск. но­вых хра­мов, в т. ч. боль­шое (ок. 300×100 м) свя­ти­ли­ще егип. бо­гов, а так­же гим­на­сий, рас­по­ло­жен­ный на 3 смеж­ных тер­ра­сах; гор. за­строй­ка вы­хо­дит за пре­де­лы обо­ро­нит. стен и за­ни­ма­ет весь зап. склон хол­ма, на вер­ши­не ко­то­ро­го на­хо­дит­ся ак­ро­поль; в Ниж­нем го­ро­де был по­стро­ен те­атр. К кон. 2 в. П. ста­но­вит­ся важ­ным хри­сти­ан­ским цен­тром; храм Се­ра­пи­са в свя­ти­ли­ще егип. бо­гов пре­об­ра­зо­ван в цер­ковь. В ран­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од П. при­хо­дит в упа­док. В 716 раз­ру­шен ара­ба­ми, позд­нее вос­ста­нов­лен ви­зан­тий­ца­ми, в 1330 за­хва­чен тур­ка­ми.

Ок­ру­жён­ный сте­ной ак­ро­поль П. (Верх­ний го­род; изу­чен бла­го­да­ря рас­коп­кам поч­ти пол­но­стью) рас­по­ла­га­ет­ся на тер­ра­сах го­ры (270 м над уров­нем мо­ря). По­стро­ен по об­раз­цу афин­ско­го Ак­ро­по­ля; вклю­чал: цар­ские двор­цы; ар­се­нал и ка­зар­мы; мно­го­числ. стои; хра­мы Афи­ны (3 в. до н. э.; с ко­лон­на­дой из 190 до­ри­че­ских ко­лонн), Дио­ни­са (2 в. до н. э.), Трая­на (118 н. э.; по­стро­ен на ис­кусств. тер­ра­се, под­дер­жи­вае­мой ги­гант­ской сте­ной; сеть свод­ча­тых пе­ре­хо­дов под хра­мом умень­ша­ла си­лу зем­ле­тря­се­ний), Ал­тарь Зев­са; б-ку; аго­ру; те­атр на 10 тыс. зри­те­лей и т. д. П. снаб­жа­ли во­дой ок. 40 ак­ве­ду­ков; рим. ин­же­не­ры соз­да­ли сис­те­му, бла­го­да­ря ко­то­рой во­да по­сту­па­ла в цис­тер­ну, рас­по­ло­жен­ную в са­мой вы­со­кой точ­ке ак­ро­по­ля и от­ту­да рас­пре­де­ля­лась по го­ро­ду.

Пергамский алтарь. Реконструкция западной стороны. Мрамор. Пергамский музей (Берлин).

Осо­бен­но зна­ме­нит Ал­тарь Зев­са (т. н. Пер­гам­ский ал­тарь). Он соз­дан ок. 181–159 до н. э. (есть др. вер­сии да­ти­ро­вок) арх. Ме­не­кра­том из Си­кио­на в оз­на­ме­но­ва­ние по­бе­ды (в оп­ре­де­ле­нии, ка­кой имен­но, ис­сле­до­ва­те­ли рас­хо­дят­ся) над га­ла­та­ми (см. в ст. Кель­ты). Со­сто­ял из 5-сту­пен­ча­то­го цо­ко­ля (36,4×34,2 м) с ле­ст­ни­цей ши­ри­ной 20 м с зап. сто­ро­ны и верх­ней пло­щад­ки, ок­ру­жён­ной ко­лон­на­дой, со ста­туя­ми на кры­ше. По пе­ри­мет­ру цо­ко­ля (120 м) тя­нул­ся фриз выс. 2,3 м, го­рель­е­фы ко­то­ро­го при­зна­ны ше­дев­ром эл­ли­ни­стич. иск-ва и пред­став­ля­ют со­бой са­мую боль­шую скульп­тур­ную ком­по­зи­цию по­сле Пар­фе­но­на. Со­глас­но ис­точ­ни­кам, в ра­бо­те при­ни­ма­ли уча­стие до 40 скульп­то­ров (най­де­но 15 под­пи­сей), од­ним из ве­ду­щих сре­ди них счи­та­ет­ся Пи­ро­мах (Фи­ро­мах) из Афин. Рель­е­фы изо­бра­жа­ют ги­ган­то­ма­хию – борь­бу бо­гов про­тив ги­ган­тов (34 бо­ги­ни, 20 бо­гов, 59 ги­ган­тов и 28 жи­вот­ных – змей, со­бак, ло­ша­дей, «ле­тя­щих» ко­ней Зев­са, му­лов, львов). На сте­нах ал­тар­но­го дво­ри­ка – ма­лый фриз (выс. 1 м), по­свя­щён­ный Те­ле­фу, сы­ну Ге­рак­ла и ми­фич. ос­но­ва­те­лю П. В 8 в. ал­тарь был ра­зо­бран, а мра­мор ис­поль­зо­ван в хо­де строи­тель­ст­ва ви­зант. обо­ро­нит. сте­ны. Фраг­мен­ты ал­та­ря, най­ден­ные в 1878–86 К. Ху­ма­ном, вы­ве­зе­ны в Гер­ма­нию с раз­ре­ше­ния тур. сул­та­на Аб­дул-Ха­ми­да II. Для эк­спо­ни­ро­ва­ния ал­та­ря в Бер­ли­не был спе­ци­аль­но соз­дан Пер­гам­ский му­зей. Фриз от­рес­тав­ри­ро­ван под рук. С. Бер­то­лин.

В древ­но­сти осо­бую из­вест­ность име­ли Пер­гам­ская биб­лио­те­ка в ак­ро­по­ле П. и Аск­ле­пи­он (свя­ти­ли­ще Аск­ле­пия). Пер­вый храм Аск­ле­пия, со­глас­но Пав­са­нию, поя­вил­ся в 1-й пол. 4 в. до н. э., од­на­ко рас­цве­та свя­ти­ли­ще дос­тиг­ло во 2 в. н. э. (осо­бен­но при имп. Ад­риа­не), ко­гда оно ста­ло од­ним из круп­ней­ших мед. и те­ра­пев­тич. цен­тров Древ­не­го ми­ра. Аск­ле­пи­он вклю­чал про­пи­леи, круг­лый храм Аск­ле­пия, храм Те­ле­сфо­ра с ве­ду­щим к не­му под­зем­ным тон­не­лем (дли­на 80 м), б-ку, те­атр на 3,5 тыс. чел. С П. свя­за­но усо­вер­шен­ст­во­ва­ние пер­га­мен­а. В Апо­ка­лип­си­се П. упо­ми­на­ет­ся в свя­зи с од­ной из се­ми церк­вей, где рас­по­ло­жен «пре­стол са­та­ны». Б. ч. на­хо­док из П. – в Ар­хео­ло­гич. му­зее в г. Бер­га­ма. Еже­год­ные от­чё­ты о рас­коп­ках пуб­ли­ку­ют­ся в «Archäologischer An­zeiger»; сис­те­ма­тич. пуб­ли­ка­ции вы­хо­дят в се­ри­ях «Al­tertümer von Pergamon» и «Pergameni­sche Forschungen».

Лит.: Gelzer Н. Pergamon unter Byzantinern und Osmanen. B., 1903; Kunze M. The Per­ga­mon Altar: its rediscovery, history and recon­struction. Mainz am Rhein, 1995; Pergamon citadel of the gods. Harrisburg, 1998; Radt W. Pergamon. Geschichte und Bauten einer anti­ken Metropole. Darmstadt, 1999; Klinkott M. Die Stadtmauern. B., 2001. Tl 1: Die by­zan­ti­nischen Befestigungsan­lagen; Rheidt K. The Ur­ban economy of Per­gamon // The economic history of Byzantium: from the 7th through the 15th century. Wash., 2002; Pirson F. Elaia, der maritime Satellit Pergamons // Festschrift W. Radt. Istanbuler Mitteilungen. 2004. Bd 54.

Вернуться к началу