Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕГУ́

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Гожева

ПЕГУ́ (Ба­го), го­род в Ниж­ней Мьян­ме, адм. центр адм. об­лас­ти Пегу. Нас. 284,2 тыс. чел. (2012), чет­вёр­тый по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле Ян­го­на, Ман­да­лая и Мо­ламь­яй­на. Рас­по­ло­жен на р. Пе­гу, в 76 км к се­ве­ро-вос­то­ку от Ян­го­на. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог, ж.-д. стан­ция на ли­нии Ян­гон – Ман­далай. Реч­ной порт. Стро­ит­ся ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Ханта­ва­ди (сда­ча в эк­сплу­ата­цию на­ме­че­на на 2018).

Ран­ние по­се­ле­ния в ок­ре­ст­но­стях П., из­вест­ные с пе­рио­да не­оли­та, на­хо­ди­лись на зем­ле, на­зы­вае­мой древними гре­ка­ми и ин­дий­ца­ми «Зо­ло­той» и на­се­лён­ной в осн. мо­на­ми. Со­глас­но од­ной из ле­генд, П. ос­но­ван в 573 (по др. вер­сии, ок. 825) дву­мя брать­я­ми-прин­ца­ми Та­ма­лой и Ви­ма­лой из мон­ско­го г. Тат­хо­уна на том мес­те, где не­ко­гда Буд­да уви­дел двух чу­дес­ных птиц-хам­са, сто­яв­ших друг на дру­ге на кро­шеч­ном ост­ров­ке по­сре­ди мо­ря, и пред­ска­зал воз­ник­но­ве­ние го­ро­да. Пер­во­на­чаль­но но­сил назв. Хан­та­ва­ди (от па­лий­ско­го Хам­са­ва­ти «Ко­ро­лев­ст­во птиц-хам­са»), с 14 в. совр. назв. В 9–11 вв. центр од­но­им. го­су­дар­ст­ва. В этот пе­ри­од в П. рас­про­стра­нил­ся буд­дизм тхе­ра­ва­ды, рас­ши­ри­лись свя­зи с гос-вом Два­ра­ва­ти и буд­ди­ста­ми Шри-Лан­ки. В сер. 11–13 вв. вас­сал го­су­да­рей Па­га­на, в 14–16 вв. вновь сто­ли­ца не­за­ви­си­мо­го го­су­дар­ст­ва (из­вест­но как Ра­ман­на­де­са), вре­ме­на­ми кон­тро­ли­ро­вав­ше­го зна­чит. часть тер­ри­то­рии совр. Мьян­мы. При пра­ви­тель­ни­це Шин­со­бу (1453; по не­ко­то­рым дан­ным, 1472) и её пре­ем­ни­ке Дхам­ма­зе­ди (по др. дан­ным, 1472–1492) рас­ши­ри­лись куль­то­вое строи­тель­ст­во, тор­гов­ля и ме­ж­ду­нар. свя­зи со Шри-Лан­кой, Ки­та­ем, Ин­ди­ей, Ма­лак­кой и Ев­ро­пой. В 1435 П. по­се­тил пер­вый в ис­то­рии Мьян­мы ев­ро­пе­ец – ве­не­ци­ан­ский тор­го­вец Н. ди Кон­ти, в 1495 – ге­ну­эз­ский ку­пец И. де Сан­то-Сте­фа­но, в 1505 – бо­лон­ский ку­пец Л. ди Вар­те­ма и др., опи­сав­шие его бо­гат­ст­во и осн. пред­ме­ты тор­гов­ли (шел­лак, сан­да­ло­вое де­ре­во, тик, шёлк, ру­би­ны и др.). Упо­ми­на­ет­ся в пу­те­вых за­пи­сях Афа­на­сия Ни­ки­ти­на под назв. «Пев­гу». С 1531 под вла­стью пра­ви­те­ля из Та­ун­гу Мин­тэя Швейт­хи (1531–50), а за­тем его пре­ем­ни­ка Бай­ин­нау­на. В кон. 16 в. П. ут­ра­тил по­ли­тич. по­зи­ции. В 1757 за­хва­чен и раз­граб­лен ко­ро­лём Ала­унп­хая, стал вас­са­лом пра­ви­те­лей Верх­ней Мьян­мы. В 1852–62 по­сле 2-й анг­ло-бир­ман­ской вой­ны (см. Анг­ло-бир­ман­ские вой­ны) ме­сто пре­бы­ва­ния брит. ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. В 1862 во­шёл в со­став Брит. Бир­мы. По­сле об­ре­те­ния Мьян­мой не­за­ви­си­мо­сти в 1948 по­лу­чил ста­тус важ­но­го ре­лиг. и куль­тур­но-ис­то­рич. цен­тра.

П. име­ет до­воль­но об­шир­ную тер­ри­то­рию, вы­тя­ну­тую по оси вос­ток – за­пад и пе­ре­се­кае­мую поч­ти по цен­тру р. Пе­гу. В его сев.-вост. час­ти на­хо­дил­ся древ­ний го­род 9–15 вв., от ко­то­ро­го со­хра­ни­лись фраг­мен­ты фун­да­мен­тов строе­ний. Но­вый го­род, за­ло­жен­ный в 1566 в 500 м к за­па­ду от ста­ро­го, поч­ти квад­рат­ный в пла­не (при­мер­но 2×2 км), ок­ру­жён рва­ми с во­дой, сте­на­ми с 20 во­ро­та­ми и баш­ня­ми. Эти со­ору­же­ния до на­ших дней не дош­ли. В нач. 21 в. ре­кон­ст­руи­ро­ван гл. дво­рец Кан­бо­за­та­ди (ны­не му­зей) с ко­ро­лев­ски­ми апар­та­мен­та­ми и за­лом для приё­мов, а так­же Пче­ли­ный дво­рец.

К се­ве­ро-вос­то­ку от двор­цо­во­го ком­плек­са на­хо­дит­ся гл. буд­дий­ская свя­ты­ня П. – сту­па Шве­мо­до, по пре­да­нию, ос­но­ван­ная св. 1 тыс. лет на­зад и со­дер­жа­щая в ре­ли­к­вар­ной ка­ме­ре свя­щен­ные во­лос­ки и зу­бы Буд­ды (не­од­но­крат­но пе­ре­страи­ва­лась и в 1954 дос­тиг­ла выс. 114 м; са­мая вы­со­кая в Мьян­ме). Це­ли­ком по­зо­ло­чен­ная, она име­ет ко­ло­ко­ло­об­раз­ную центр. часть и вы­со­кое за­вер­ше­ние. На вы­мо­щен­ной ка­мен­ны­ми пли­та­ми плат­фор­ме – мно­же­ст­во не­боль­ших свя­ти­лищ. Весь ком­плекс об­не­сён сте­ной.

В зап. час­ти П. на­хо­дит­ся ком­плекс Шве­таль­яун – «Зо­ло­той ле­жа­щий Буд­да» (дли­на 55 м, выс. 16 м), са­мая древ­няя в Мьян­ме скульп­ту­ра это­го ти­па. Соз­дан­ная в кон. 10 в., она бы­ла об­на­ру­же­на в 1881, рес­тав­ри­ро­ва­на, в 1920-е гг. над ней со­ору­жён храм-тэ­за­ун из жел.-бе­тон. и сталь­ных кон­ст­рук­ций. Дру­гая ги­гант­ская ста­туя ле­жа­ще­го Буд­ды Сейн­таль­яун («Ал­маз­ный Буд­да», 15–16 вв., дли­на ок. 50 м) рас­по­ло­же­на в 2,5 км к вос­то­ку от П. К па­мят­ни­кам мо­ну­мен­таль­ной куль­то­вой скульп­ту­ры от­но­сит­ся так­же мо­ну­мент Чай­пун (1476), пред­став­ляю­щий со­бой ком­по­зи­цию из че­ты­рёх ог­ром­ных ста­туй си­дя­щих будд во­круг мас­сив­но­го пи­ло­на (об­щая выс. ок. 30 м, выс. ста­туй 20 м), сим­во­ли­зи­рую­щих че­ты­ре буд­дий­ские эры. Сре­ди буд­дий­ских ком­плек­сов в зап. час­ти П. – Ма­ха­зе­ди («Ве­ли­кая сту­па»; ос­но­ван в 1560, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1982), Шве­гу­га­ле с ок­ру­жаю­щим сту­пу под­зем­ным тон­не­лем, в ко­то­ром ус­та­нов­ле­ны 64 ста­туи си­дя­щих будд (ос­но­ван в 1494), Ма­ха­каль­я­ни­тейн с хра­мом для ор­ди­на­ции мо­на­хов и мо­на­стыр­ским зда­ни­ем (ос­но­ван в 1476, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1954). В П. на­хо­дят­ся кол­ледж и шко­ла ме­ди­та­ции ви­пас­са­на.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – пром. (гл. обр. пе­ре­ра­бот­ка с.-х. про­дук­ции, про­из­во­ди­мой в адм. обл. Пе­гу) и тра­диц. ре­мес­лен­ные про­из-ва. Круп­ней­шие пром. пред­при­ятия: Центр ху­дож. об­ра­бот­ки дре­ве­си­ны, ме­бель­ный ком­би­нат, та­бач­ная фаб­ри­ка «Три льва» (руч­ное из­го­тов­ле­ние си­гар). Ре­мес­лен­ные мас­тер­ские про­из­во­дят брон­зо­вые ко­ло­ко­ла, раз­но­об­раз­ные из­де­лия из пер­ла­мут­ра, де­ре­ва, кос­ти, кук­лы-ма­рио­нет­ки и др. Раз­ви­ва­ет­ся ин­ду­ст­рия ту­риз­ма.

Лит.: Холл Д. Дж. Е. Ис­то­рия Юго-Вос­точ­ной Азии. М., 1958; Оже­гов С. С. Ар­хи­тек­ту­ра Бир­мы. М., 1970; Guil­lon E. The Mons: A civilization of Southeast Asia. Bangkok, 1999; Лис­то­па­дов Н. А. Бир­ма. Стра­на к югу от го­ры Ме­ру. М., 2002; Aung-Thwin M. The mists of Ra̅mañña: the legend that was lower Burma. Honolulu, 2005; Reid R., Grosberg M. My­an­mar (Burma). 10th ed. Footscray; L., 2009.

Вернуться к началу