Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАЛЛЕ́ЛЬНЫЕ ТОНА́ЛЬНОСТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 299

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАРАЛЛЕ́ЛЬНЫЕ ТОНА́ЛЬНОСТИ, две то­наль­но­сти про­ти­во­по­лож­но­го ла­до­во­го на­кло­не­ния, имею­щие оди­на­ко­вый со­став сту­пе­ней диа­то­ни­ки (напр., до-ма­жор и ля-ми­нор). В П. т. сов­па­да­ют клю­че­вые зна­ки, их то­ни­че­ские тре­зву­чия име­ют об­щую боль­шую тер­цию (на I сту­пе­ни в ма­жо­ре, на III сту­пе­ни в ми­но­ре). Взаи­мо­дей­ст­вие на­ту­раль­но-ла­до­вых форм П. т. ве­дёт к об­ра­зо­ва­нию па­рал­лель­но-пе­ре­мен­но­го ла­да (см. Пе­ре­мен­ный лад); взаи­мо­дей­ст­вие их ак­кор­до­во-гар­мо­нич. ла­до­вых форм об­ра­зу­ет па­рал­лель­ную ма­жо­ро-ми­нор­ную сис­те­му (см. Ма­жо­ро-ми­нор); взаи­мо­дей­ст­вие П. т. с од­но­им. то­наль­но­стя­ми при­во­дит к их объ­еди­не­нию в разл. ма­жо­ро-ми­нор­ные и хро­ма­тич. ла­до­вые струк­ту­ры (см. Хро­ма­тизм). В англ. муз. тер­ми­но­ло­гии П. т. на­зы­ва­ют­ся «род­ст­вен­ны­ми» (rela­tive keys), а од­но­имён­ные – «па­рал­лель­ны­ми» (parallel keys), что не­ред­ко по­рож­да­ет пу­та­ни­цу при пе­ре­во­де англ. тек­стов на рус. язык.

Вернуться к началу