Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНФИ́ЛОВ ГЛЕБ АНАТОЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 239-240

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Г. А. Панфилов. Кадр из фильма «Васса». 1983.

ПАНФИ́ЛОВ Глеб Ана­толь­е­вич (р. 21.5.1934, Маг­ни­то­горск), рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, нар. арт. РСФСР (1984). Муж И. М. Чу­ри­ко­вой. По окон­ча­нии в 1957 хи­ми­ко-тех­но­ло­гич. ф-та Ураль­ско­го по­ли­тех­нич. ин-та ра­бо­тал мас­те­ром, ин­же­не­ром на за­во­де в Сверд­лов­ске. С 1961 на Сверд­лов­ском ТВ, где по­ста­вил до­ку­мен­таль­ные и иг­ро­вые филь­мы: «Вста­вай в наш строй» (1959), «Убит не на вой­не» (1962), «Де­ло Кур­та Клау­зе­ви­ца» (1963) и др. В 1960–63 учил­ся на за­оч­ном от­де­ле­нии опе­ра­тор­ско­го ф-та ВГИКа (мас­тер­ская А. Д. Го­лов­ни). В 1965 окон­чил ре­жис­сёр­ское от­де­ле­ние Выс­ших кур­сов сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров (мас­тер­ская Л. З. Трау­бер­га). Ре­жис­сёр­ский по­черк П., од­но­го из ос­но­во­по­лож­ни­ков т. н. ис­то­рич. реа­лиз­ма в отеч. ки­но, от­ли­ча­ет­ся сдер­жан­но­стью вы­ска­зы­ва­ния, иро­нич­ной ин­то­на­ци­ей. Де­бют П. «В ог­не бро­да нет» (1967, пр. Мкф в Ло­кар­но) – фильм о со­бы­ти­ях Гражд. вой­ны 1917–22, ре­шён­ный как тра­ге­дия о не­сбы­точ­ном. Под­лин­ный тра­гизм про­сту­пал и за ко­мич. ин­то­на­ци­ей ф. «На­ча­ло» (1970, пр. Мкф в Ве­не­ции), став­ше­го ду­хов­ным при­го­во­ром глу­бо­кой стаг­на­ции в об­ще­ст­ве. В ф. «Про­шу сло­ва» (1976, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри), иро­ни­че­ски ост­ра­няя со­бы­тий­ность (см. Ост­ра­не­ние), П. ис­сле­до­вал фе­номен «вин­ти­ка сис­те­мы», че­ло­ве­ка во вла­сти. Склон­ность к гро­те­ск­но­му за­ост­ре­нию со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ки про­яви­лась в ф. «Те­ма» (1979, вы­шел в про­кат в 1986, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не) – ис­то­рии о ду­шев­ном кра­хе ус­пеш­но­го пи­са­те­ля, осоз­наю­ще­го фальшь собств. жиз­ни. Ана­ли­зу ин­фан­ти­лиз­ма сов. со­циу­ма нач. 1970-х гг. по­свя­щён ф. «Ва­лен­ти­на» по пье­се «Про­шлым ле­том в Чу­лим­ске» А. В. Вам­пи­ло­ва (1981). Раз­мыш­ле­ни­ем о кри­зи­се рос. об­ще­ст­ва пе­ред Окт. ре­во­лю­ци­ей 1917 стал ф. «Вас­са» по пье­се «Вас­са Же­лез­но­ва» М. Горь­кого (1983, пр. Мкф в Мо­ск­ве; Гос. пр. РСФСР, 1985). Двой­ст­вен­но­стью ав­тор­ской по­зи­ции от­ме­чен мощ­ный по вы­ра­зит. сред­ст­вам т/ф «Мать» по од­но­им. ро­ма­ну Горь­ко­го (1990, пр. Мкф в Кан­не): идея при­вле­ка­тель­но­сти со­циа­ли­стич. ре­во­лю­ции во­шла в дис­со­нанс с пе­ре­стро­еч­ны­ми на­строе­ния­ми в об­ще­ст­ве. Глу­бо­ким со­чув­ст­ви­ем к ге­ро­ям про­ни­зан эпич. ки­но­ро­ман «Ро­ма­но­вы: вен­це­нос­ная се­мья», рас­ска­зы­ваю­щий о тра­ге­дии се­мьи имп. Ни­ко­лая II. Ост­род­ра­ма­тич. на­сы­щен­но­стью и прон­зит. пси­хо­ло­гиз­мом от­ли­ча­ет­ся те­ле­се­ри­ал «В кру­ге пер­вом» по од­но­им. ро­ма­ну А. И. Сол­же­ни­цы­на (2006). В 2008 П. эк­ра­ни­зи­ро­вал на ТВ пье­су «Без ви­ны ви­но­ва­тые» А. Н. Ост­ров­ско­го. Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их и др. филь­мов, в т. ч.: «Сте­па­но­ва па­мят­ка» по ска­зам П. П. Ба­жо­ва (1977) и «Че­ло­век, ко­то­ро­му вез­ло» (1978; оба – реж. К. В. Ер­шов), «Встре­ча» по рас­ска­зу В. Г. Рас­пу­ти­на (1980, реж. А. А. Иты­ги­лов), ди­ло­гии реж. Н. С. Ми­хал­ко­ва «Утом­лён­ные сол­н­цем-2. Пред­стоя­ние» (2010) и «Утом­лён­ные солн­цем-2. Ци­та­дель» (2011). По­ста­вил спек­так­ли в Моск. те­ат­ре им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (с 1990 «Лен­ком»): «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (1986), «...Sor­ry» А. М. Га­ли­на (1992), «Ак­ви­тан­ская льви­ца» по мо­ти­вам пье­сы «Лев зи­мой» Дж. Гол­дме­на (2010). С 1977 ру­ко­во­ди­тель ре­жис­сёр­ской мас­тер­ской на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров. С 1991 худ. рук. сту­дии «Ве­ра».

Соч.: Не­на­висть или лю­бовь? [О сво­ем «Гам­ле­те»] // Те­атр. 1988. № 7; Те­ма. Ки­но­сце­на­рий. М., 1989 (совм. с А. М. Чер­вин­ским); Жан­на д’Арк. Ки­но­по­весть // Ав­ро­ра. 1990. № 11–12; Ме­рой со­вес­ти (совм. с И. Чу­ри­ко­вой) // Ваш Г. Ко­зин­цев. Вос­по­ми­на­ния. Сб. М., 1996.

Лит.: Фо­мин В. И. Пе­ре­се­че­ние па­рал­лель­ных. М., 1976; Ми­хал­ко­вич В. Под­лин­ность и вы­мы­сел // Ки­но­па­но­ра­ма. Аль­ма­нах. М., 1981. Вып. 3; Де­мин В. Г. Пан­фи­лов. М., 1986; Гер­бер А. Ро­ма­но­вы Пан­фи­ло­ва // Ис­кус­ст­во ки­но. 1997. № 9.

Вернуться к началу