Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О’НИ́Л ЮДЖИН ГЛАДСТОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 204

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский
Фото Alice Boughton

ОНИ́Л (O’Neill) Юд­жин Глад­стон (16.10.1888, Нью-Йорк – 27.11.1953, Бос­тон), амер. дра­ма­тург. Ро­дил­ся в се­мье ирл. эмиг­ран­тов, сын дра­ма­тич. ак­тё­ра. Был вы­ну­ж­ден пре­рвать учё­бу в Прин­стон­ском ун-те (1906–07); же­нил­ся про­тив во­ли от­ца, по­ки­нул дом, пе­ре­ме­нил мно­же­ст­во про­фес­сий (мат­рос, раз­но­ра­бо­чий, зо­ло­то­ис­ка­тель, ре­пор­тёр и др.). Ски­тал­ся по Юж. Аме­ри­ке. В 1914 по­сещал се­ми­нар по дра­ма­тур­гии в Гар­вард­ском ун-те. Пер­вый сб. «Жа­ж­да и дру­гие од­но­акт­ные пье­сы» («Thirst, and other one act plays») вы­шел в 1914. В 1916 груп­пой мо­ло­дых те­ат­раль­ных но­ва­то­ров «Про­винс­таун плей­ерс» бы­ла по­став­ле­на пер­вая «мор­ская» пье­са О’Н. «К вос­то­ку, на Кар­дифф» («Bound east for Cardiff», 1916), а вско­ре – и все ос­таль­ные его одно­акт­ные «мор­ские» пье­сы, с при­су­щи­ми им по­вы­шен­ным вни­ма­ни­ем к не­при­гляд­ным сто­ро­нам амер. дей­ст­ви­тель­но­сти, бес­по­щад­ным реа­лиз­мом, час­то пе­ре­хо­дя­щим в на­ту­ра­лизм, ост­рой экс­прес­сив­но­стью, от­ка­зом от штам­пов и ус­то­яв­ших­ся приё­мов, ко­то­ры­ми О’Н. бро­сал вы­зов мел­ко­те­мью и раз­вле­ка­тель­но­сти гос­под­ство­вав­ших на амер. сце­не фар­сов и ме­ло­драм.

Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность сни­ска­ли мно­го­акт­ные дра­мы О’Н., ста­вив­шие­ся на Брод­вее в 1920-е гг.: «За го­ри­зон­том» («Beyond the horizon», 1920, рус. пер. 1971), «Ко­роль Джон» («The emperor Jones», 1921, рус. пер. 1926), «Ан­на Кри­сти» («Anna Christie», 1921, рус. пер. 1925), «Кос­ма­тая обезь­я­на» («The hairy ape», 1922, рус. пер. 1925), «Кры­лья да­ны всем де­тям че­ло­ве­че­ским» («All God’s сhildren got wings», 1924, в рус. пер. – «Негр», 1930), «Лю­бовь под вя­за­ми» («Desire under the elms», 1925, рус. пер. 1927), «Ве­ли­кий бог Бра­ун» («The great god Brown», 1926) и др., для ко­то­рых ха­рак­тер­ны столк­но­ве­ние воз­вы­шен­ной ро­ман­тич. меч­ты и гру­бой ре­аль­но­сти, бур­ные ду­шев­ные пе­ре­жи­ва­ния, ра­со­вые и со­ци­аль­ные кон­флик­ты, убе­ди­тель­ная пси­хо­ло­гич. про­ри­сов­ка пер­со­на­жей. Во мно­гом раз­ви­вав­шие тра­ди­ции А. Стринд­бер­га, Б. Шоу, Г. Иб­се­на, эти пье­сы за­ло­жи­ли ос­но­вы амер. дра­ма­тур­гии 20 в. Но­ва­тор­ский ха­рак­тер при­сущ пье­сам «Ве­ли­кий бог Бра­ун», «Ла­зарь сме­ял­ся» («Lazaurus laug­hed», 1927), 9-акт­ной пье­се «Стран­ная ин­тер­лю­дия» («Strange interlude», 1928), где О’Н. от­кры­то экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет со сце­нич. про­стран­ст­вом, ши­ро­ко ис­поль­зу­ет мас­ки и хор, внут­рен­ний мо­но­лог и при­ём по­то­ка соз­на­ния, а так­же, рез­ко по­ры­вая с тра­ди­ция­ми сце­нич. дек­ла­мации, вос­соз­да­ёт осо­бый мир «те­ат­ра твор­че­ско­го во­об­ра­же­ния».

Мо­ти­вы ут­ра­ты нравств. ори­ен­ти­ров и об­щих цен­но­стей, от­чу­ж­де­ния лич­ности от вра­ж­деб­но­го и рав­но­душ­но­го ми­ра, кра­ха и рас­па­да амер. се­мьи ха­рак­тер­ны для мо­ну­мен­таль­ной три­ло­гии «Тра­ур – участь Элек­тры» («Mour­ning becomes Electra», 1931, рус. пер. 1975), в ко­то­рой раз­во­ра­чи­ваю­щая­ся на амер. Юге ис­то­рия при­об­ре­та­ет мас­штаб др.-греч. тра­ге­дии.

Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ний позд­не­го пе­рио­да – ал­ле­го­рич. тра­ге­дия «Про­да­вец льда гря­дёт» («The iceman cometh», созд. в 1939, пост. в 1946), ав­то­био­гра­фич. пси­хо­ло­гич. дра­мы «Дол­гое пу­те­ше­ст­вие в ночь» («Long day’s journey into night», 1940, рус. пер. 1971), «Лу­на для па­сын­ков судь­бы» («A moon for the misbegotten», 1942, рус. пер. 1971). В сер. 1930-х – 1940-е гг. ра­бо­тал над эпи­ко-дра­ма­тич. цик­лом «Ска­за­ние о соб­ст­вен­ни­ках, обо­крав­ших се­бя са­мих» («A tale of possesions self-dis­possesed») – поч­ти двух­ве­ко­вой ис­то­рии воз­ник­но­ве­ния и кра­ха од­но­го из амер. се­мей­ных кла­нов; бу­ду­чи не­удов­ле­тво­рён ре­зуль­та­том, унич­то­жил б. ч. соз­дан­но­го тек­ста (из 6 на­пи­сан­ных пьес со­хра­ни­лись 2).

В СССР по­пу­ляр­ность О’Н. в 1920–1930-е гг. свя­за­на с ус­пеш­ны­ми по­ста­нов­ка­ми его пьес в Ка­мер­ном те­ат­ре А. Я. Таи­ро­ва в Мо­ск­ве. Не­ко­то­рые пье­сы О’Н. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

Но­бе­лев­ская пр. (1936).

Соч.: Пье­сы: В 2 т. М., 1971; Complete plays. N. Y., 1988. Vol. 1–3.

Лит.: Floyd V. The plays of E. O’Neill: A new assessment. N. Y., 1985; Wainscott RH. Sta­g­ing O’Neill: The experimental years. New ­Haven, 1988; Ко­ре­не­ва ММ. Твор­че­ст­во Ю. О’Нила и пу­ти аме­ри­кан­ской дра­мы. М., 1990; Black SA. E. O’Neill: beyond mourning and tragedy. New Haven, 2002; Фрид­штейн ЮГ. Ю. О’Нил: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1982.

Вернуться к началу