Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОКРУЖНО́Е ПОСЛА́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 39

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ОКРУЖНО́Е ПОСЛА́НИЕ, до­ку­мент Рус. ста­ро­об­рядч. церк­ви (Бе­ло­кри­ниц­кая ие­рар­хия), из­дан­ный 24.2(8.3).1862 от име­ни ста­ро­об­рядч. моск. Ду­хов­но­го со­ве­та, ад­ре­со­ван­ный всем ста­ро­об­ряд­цам, при­ем­лю­щим Бе­ло­кри­ниц­кую ие­рар­хию, с це­лью уни­фи­ка­ции воз­зре­ний и еди­не­ния ста­ро­об­ряд­цев.

В 1850-х – нач. 1860-х гг. сре­ди ста­ро­об­ряд­цев, в т. ч. при­ем­лю­щих Бе­ло­кри­ниц­кую ие­рар­хию, уси­ли­лись эс­ха­то­ло­гич. ожи­да­ния: на 1860 пред­ска­зы­вал­ся ко­нец све­та, рас­про­стра­ня­лись при­су­щие бес­по­пов­цам пред­став­ле­ния о ду­хов­ном ан­ти­хри­сте. В нач. 1862 ста­рооб­рядч. на­чёт­чик, пи­са­тель, апо­ло­гет Ила­ри­он Ге­ор­гие­вич Ка­ба­нов (псевд. Ксе­нос) [окт. 1819 – 4(16).12.1882], обес­по­ко­ен­ный рас­про­стра­не­ни­ем по­доб­ных на­строе­ний, пред­ло­жил со­ста­вить О. п. Боль­шин­ст­во его пунк­тов на­пи­сал на­ме­ст­ник Бе­ло­кри­ниц­кой ми­тро­по­лии еп. Браи­лов­ский Онуф­рий (Па­ру­сов), фак­ти­че­ски воз­глав­ляв­ший то­гда Бе­ло­кри­ниц­кое со­гла­сие в Рос­сии. О. п. под­пи­са­ли 4 ар­хие­рея [ар­хи­еп. Ан­то­ний (Шу­тов), епи­ско­пы Браи­лов­ский Онуф­рий, Ка­зан­ский Паф­ну­тий и Бал­тов­ский Вар­ла­ам], 3 свя­щен­ни­ка, 3 диа­ко­на и инок Алим­пий (Ми­ло­ра­дов). 15.4.1863 О. п. бы­ло под­пи­са­но и за­гра­нич­ным ста­ро­об­рядч. со­бо­ром – епи­ско­па­ми Слав­ским Ар­ка­ди­ем, Вас­луй­ским Ар­ка­ди­ем, Туль­чин­ским Иу­сти­ном, а так­же бе­ло­кри­ниц­ким ар­хи­диа­ко­ном Фи­ла­ре­том.

В О. п. при­во­дит­ся пе­ре­чень и сжа­тый об­зор 10 «лож­ных и бас­но­слов­ных» ста­ро­об­рядч. со­чи­не­ний (в т. ч. Апо­ка­лип­си­са сед­ми­тол­ко­во­го, Кни­ги Ев­ста­фия Бо­го­сло­ва, Сло­ва от стар­че­ст­ва и др.); го­во­рит­ся о веч­но­сти Церк­ви и свя­щен­ст­ва (про­тив бес­по­пов­ско­го уче­ния о «пре­кра­ще­нии» свя­щен­ст­ва по­сле рас­ко­ла Рус. церк­ви и о том, что мож­но спа­стись и без свя­щен­ст­ва); о «за­блу­ж­де­ни­ях» си­но­даль­ной Церк­ви, из-за ко­то­рых ста­ро­об­ряд­цы от неё от­де­ля­ют­ся [из­ме­не­ние «древ­ле­цер­ков­ных пре­да­ний», на­ло­же­ние Боль­шим Мо­с­ков­ским со­бо­ром (1666–1667) клятв на по­сле­до­ва­те­лей ста­рых об­ря­дов, «жес­то­ко­слов­ные по­ри­цания» на имя «Исус» и дву­пер­ст­ное сло­же­ние при кре­ст­ном зна­ме­нии, рез­кие вы­ра­же­ния по­ле­ми­стов си­но­даль­ной Церк­ви]; о на­пи­са­нии «Ии­сус» (про­тив бес­по­пов­ско­го ут­вер­жде­ния, что под этим на­пи­са­ни­ем скры­ва­ет­ся ан­ти­христ, ко­то­ро­го буд­то бы по­чи­та­ет си­но­даль­ная Цер­ковь); об изо­бра­же­нии кре­ста; о Ев­ха­ри­стии; о мо­ле­нии за ца­ря (про­тив тех, кто от­ка­зы­ва­ет­ся мо­лить­ся за власть); из­ло­же­но уче­ние об ан­ти­хри­сте, о кон­це све­та и Вто­ром при­ше­ст­вии Хри­ста. Текст О. п. не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­вал­ся ста­ро­об­ряд­ца­ми (Яс­сы, 1864; Ко­ло­мыя, 1876; [М.], 2005), а так­же рас­про­стра­нял­ся в ру­ко­пис­ных спи­сках.

Из­да­ние О. п. при­ве­ло к раз­де­ле­нию ста­ро­об­ряд­цев Бе­ло­кри­ниц­ко­го со­гла­сия на при­знав­ших по­сла­ние («ок­руж­ни­ки»; бóль­шая часть) и не при­знав­ших его («про­ти­во­ок­руж­ни­ки», «не­ок­руж­ни­ки»). «Не­ок­руж­ни­ки» об­ра­зо­ва­ли отд. со­гла­сие; им уда­лось при­влечь на свою сто­ро­ну митр. Бе­ло­кри­ниц­ко­го Ки­рил­ла (Ти­мо­фее­ва), ко­то­рый в на­ру­ше­ние ка­но­нич. пра­вил ру­ко­по­ло­жил на Мо­с­ков­скую ка­фед­ру еп. Ан­то­ния (Кли­мо­ва), про­зван­но­го Но­вым, или Вто­рым. В це­лях ли­к­ви­да­ции рас­ко­ла Ос­вя­щен­ный со­бор Бе­ло­кри­ниц­ко­го со­гла­сия 1(13).11.1865 объ­я­вил О. п. «яко не быв­шим», что, од­на­ко, не пре­кра­ти­ло рас­ко­ла. В даль­ней­шем «не­ок­руж­ни­ки» раз­де­ли­лись на сто­рон­ни­ков еп. Ни­же­го­род­ско­го Ио­си­фа и но­во­го еп. Мо­с­ков­ско­го Ио­ва (Бо­ри­со­ва). Для при­ми­ре­ния «не­ок­руж­ни­ков» с Бе­ло­кри­ниц­ким со­гла­си­ем в ию­не 1906 со­сто­ял­ся со­бор, при­шед­ший к вы­во­ду, что пре­пят­ст­вий для объ­е­ди­не­ния нет; был под­пи­сан акт о при­ми­ре­нии. Боль­шин­ст­во «не­ок­руж­ни­ков» вер­ну­лись в Бе­ло­кри­ниц­кое со­гла­сие, но часть их во гла­ве с еп. Ио­вом (Бо­рисо­вым) от­ка­за­лась от при­ми­ре­ния. В 1906–07 от еп. Ио­ва от­де­ли­лась груп­па, не при­знаю­щая ре­ги­ст­ра­цию об­щин («не­об­щин­ни­ки»), от ко­то­рых, в свою оче­редь, в 1908 от­де­ли­лась груп­па за­ва­лов­цев [по­сле­до­ва­те­лей ино­ка Ген­на­дия (За­ва­ло­ва)], не имев­шая епи­ско­пов. По­след­ний «не­ок­руж­ни­че­ский» еп. Бо­го­род­ский Пётр (Гла­зов) умер в 1952 в за­клю­че­нии. Во 2-й пол. 20 в. су­ще­ст­во­ва­ли ма­ло­чис­лен­ные груп­пы «не­ок­руж­ни­ков», из-за от­сут­ст­вия свя­щен­ни­ков пе­ре­шед­ших к бес­по­пов­ской прак­ти­ке.

По­сле из­да­ния О. п. ряд ис­сле­до­ва­те­лей ста­ро­об­ряд­че­ст­ва (Н. И. Суб­бо­тин, И. Ф. Ниль­ский, П. И. Мель­ни­ков) вы­ска­за­ли мне­ние, что ста­ро­об­ряд­цы Бе­ло­кри­ниц­ко­го со­гла­сия близ­ки к вос­со­еди­не­нию с си­но­даль­ной Цер­ко­вью. О. п. кос­вен­ным об­ра­зом по­влия­ло на пе­ре­ход в еди­но­ве­рие 23.6(5.7).1865 ря­да ста­ро­об­рядч. дея­те­лей, в т. ч. еп. Онуф­рия (Па­ру­со­ва).

Ис­точн.: Ок­руж­ное по­сла­ние, со­став­лен­ное И. Г. Ксе­но­сом и из­дан­ное ста­ро­об­ряд­че­ски­ми епи­ско­па­ми 24 фев­ра­ля 1862 г. с при­ло­же­ни­ем Ус­та­ва и Омыш­ле­ния, со­став­лен­ных тем же ав­то­ром / Изд. Н. И. Суб­бо­тин. М., 1893.

Лит.: Пар­фе­ний (Аге­ев), ие­ром. Раз­бор Окруж­но­го по­сла­ния, со­став­лен­но­го лже­ар­хие­пи­ско­пом ав­ст­рий­ско-по­пов­щин­ской сек­ты Ан­то­ни­ем, с со­труд­ни­ка­ми. М., 1863; По­пов НИ. Что та­кое со­вре­мен­ное ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сии. М., 1866; Суб­бо­тин НИ. Вос­по­ми­на­ния об ав­то­ре Ок­руж­но­го по­сла­ния и пе­ре­пис­ка с ним // Брат­ское сло­во. 1884. Т. 1. № 4–7; Ар­се­ний, еп. Ска­зание, ка­ко по­став­лен во епи­ско­па Вто­рый Ан­то­ний, име­нуе­мый Гус­лиц­кий… // Ар­се­ний, еп. Соч. М.; Ржев, 2010. Т. 2.

Вернуться к началу