Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРА́НТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 319

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Орецкая

ОРА́НТА (от лат. orans, род. п. oran­tis – мо­ля­щий­ся), изо­бра­же­ние муж­ской или жен­ской фи­гу­ры с воз­де­ты­ми ру­ка­ми, пред­стоя­щей пе­ред Бо­гом в мо­лит­ве, в прось­бе о за­ступ­ни­че­ст­ве; один из ико­но­гра­фич. ти­пов Бо­го­ма­те­ри.

Ис­то­ки об­раза О., пер­во­на­чаль­но но­сив­ше­го обоб­щён­ный, сим­во­лич. ха­рак­тер, ле­жат в ан­тич­ном иск-ве, в ко­то­ром О. бы­ла ал­ле­го­ри­ей бла­го­чес­тия. В хри­сти­ан­ском иск-ве О. поя­ви­лась в 3 в. в рос­пи­сях ка­та­комб (напр., в т. н. за­ле Оран­та под ц. Сан­ти-Джо­ван­ни-э-Пао­ло в Ри­ме, кон. 3 – нач. 4 вв.) и в рель­е­фах сар­ко­фа­гов (сар­ко­фаг с биб­лей­ски­ми сце­на­ми, ок. 300, Гор. му­зей Вел­лет­ри, Ита­лия, и др.). С 4 в. она при­об­ре­та­ет ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ров. ха­рак­тер и на­чи­на­ет вос­при­ни­мать­ся как изо­бра­же­ние кон­крет­ных лю­дей (изо­бра­же­ние св. Ве­не­ран­ды в ар­ко­со­лии свя­тых Ве­не­ран­ды и Пе­тро­нил­лы в ка­та­ком­бах До­ми­тил­лы 2-й пол. 4 в. в Ри­ме, и др.). Как пра­ви­ло, та­кие изо­бра­же­ния са­мо­дос­та­точ­ны, ре­же вхо­дят в со­став ком­по­зи­ций, как на фре­ске Хри­сти­ан­ской ка­пел­лы в рай­оне боль­ни­цы св. Ио­ан­на в Ри­ме ок. сер. 5 в., где пред­став­лен Хри­стос, ко­ро­ную­щий двух жён с воз­де­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми. В по­зе О. изо­бра­жа­ли хри­сти­ан­ских свя­тых (му­че­ни­ки в ро­тон­де Св. Ге­ор­гия в г. Са­ло­ни­ки, кон. 4 – 1-я четв. 5 вв.; св. Апол­ли­на­рий в ц. Сант-Апол­ли­на­ре-ин-Клас­се в Ра­вен­не, ок. 549; св. Лу­ка Сти­рит в мон. Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де, 1030–40-е гг.), вет­хо­за­вет­ных пер­со­на­жей (пра­отец Ной на фре­ске Гре­че­ской ка­пел­лы ка­та­комб При­сцил­лы в Ри­ме, ок. 320–340; про­рок Да­ни­ил во рву льви­ном на ми­ниа­тю­ре «Хри­сти­ан­ской то­по­гра­фии» Кос­мы Ин­ди­ко­п­ло­ва, 2-я пол. 9 в., Б-ка Ва­ти­ка­на; три от­ро­ка в ог­нен­ной пе­щи на крыш­ке сар­ко­фа­га из Ка­пи­то­лий­ских му­зе­ев, нач. 4 в.; Су­сан­на на фре­ске гроб­ни­цы 5 в. из Му­зея ви­зант. куль­ту­ры в г. Са­ло­ни­ки).

Богоматерь Оранта. Мозаика. 12 в. Собор Святого Марка. Венеция.

Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния Бо­го­ма­те­ри Оран­та от­но­сят­ся к 6 в. (напр., в со­ста­ве сце­ны «Воз­не­се­ние» в Еван­ге­лии Рав­ву­лы, 586, Б-ка Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция). Об­раз Бо­го­ма­те­ри О. в ап­си­дах мо­жет быть так­же свя­зан с те­мой Вто­ро­го при­ше­ст­вия Хри­ста, напр. в 17-й ка­пел­ле в Бауи­те (6–7 вв., Еги­пет). В сред­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри О. по­ме­ща­лось в кон­хе ап­си­ды (Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, 1030–40-е гг.; фре­ски Эс­ки-Гю­мюш в Кап­па­до­кии, ок. сер. 11 в.; ц. Спа­си­те­ля в г. Ца­ленд­жи­ха в Гру­зии, 1384–96).

Об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри О. мо­жет со­про­во­ж­дать сло­во «Влахер­ни­тис­са»; так ус­та­нав­ли­ва­ет­ся их связь со зна­ме­ни­тым кон­стан­ти­но­поль­ским хра­мом Бо­го­ро­ди­цы во Влахер­нах, где, ве­ро­ят­но, хра­ни­лись про­то­ти­пы икон с та­кой ико­но­гра­фи­ей.

Изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с воз­де­ты­ми ру­ка­ми и Мла­ден­цем на гру­ди, об­раз ко­то­ро­го мо­жет быть за­клю­чён в ме­даль­он, на­зы­ва­ют Зна­ме­ние, Во­пло­ще­ние, Влахер­ни­тис­са, Ве­ли­кая Па­на­гия, Эпи­скеп­сис и Пла­ти­те­ра (или «Шир­шая не­бес»). Не­смот­ря на мно­же­ст­вен­ность на­зва­ний, прин­ци­пи­аль­но­го раз­ли­чия ме­ж­ду ни­ми нет, в ка­ж­дом слу­чае ис­поль­зу­ет­ся на­зва­ние, ис­то­ри­че­ски за­кре­пив­шее­ся за тем или иным кон­крет­ным об­ра­зом. Бо­го­ма­терь мо­жет быть пред­став­ле­на в рост (как на фре­ске, за­ни­мав­шей гл. ап­си­ду ц. Спа­са на Не­ре­ди­це, 1198), по­груд­но (напр., на ли­це­вой сто­ро­не дву­сто­рон­ней ико­ны из Со­фий­ско­го со­бо­ра Нов­го­ро­да Ве­ли­ко­го, 1130–1140-е гг.) или по по­яс (фре­ска вост. час­ти со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Фе­ра­пон­то­ва мон., 1502, Дио­ни­сий с сы­новь­я­ми), а Хри­стос мо­жет изо­бра­жать­ся как бла­го­слов­ляю­щим пра­вой ру­кой и со свит­ком в ле­вой руке (ико­на Бо­го­мате­ри Влахер­ни­тис­сы из Си­най­ско­го мо­насты­ря св. Ека­те­ри­ны, ок. сер. 13 в.), так и бла­го­слов­ляю­щим обеи­ми ру­ка­ми (ико­на Бо­го­ма­те­ри Пла­ти­те­ры, 15 в., мон. Пан­то­кра­то­ра на Афо­не). Про­то­тип та­ко­го об­раза мож­но встре­тить во фраг­мен­те рос­пи­си ка­та­комб Боль­шо­го клад­би­ща в Ри­ме (2-я четв. 4 в.), од­на­ко его при­ме­ры в ви­зант. ис­кус­ст­ве из­вест­ны лишь с 11 в. Этот ико­но­гра­фич. тип сим­во­ли­зи­ру­ет Бо­го­во­пло­ще­ние; его смысл за­клю­чён в на­чаль­ных стро­ках Еван­ге­лия от Ио­ан­на (Ин. 1:1, 14) и сло­вах из Кни­ги про­ро­ка Исайи «Се, Де­ва во чре­ве при­имет и ро­дит Сы­на и на­рекут имя Ему Эм­ма­ну­ил, что зна­чит: с на­ми Бог» (Ис. 7:14), по­сколь­ку Хри­стос обыч­но пред­став­лен в ико­но­гра­фич. ти­пе Эм­ма­нуи­ла.

Не­смот­ря на зна­чит. смы­сло­вое от­ли­чие от ти­па О., тер­мин «О.» ино­гда ис­поль­зу­ет­ся в на­зва­нии зна­ме­ни­той ико­ны из Яро­слав­ля («Яро­слав­ская Оран­та», 1-я четв. 13 в., ГТГ), име­нуе­мой так­же «Ве­ли­кая Па­на­гия». Са­ма ико­на Бо­го­ма­те­ри «Зна­ме­ние» пред­став­ле­на на ико­не «Чу­до от ико­ны Бо­го­ма­те­ри "Зна­ме­ние"» (15 в., Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный му­зей-за­по­вед­ник; см. Нов­го­род­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние»).

Об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри О. час­то вхо­дят в со­став изо­бра­же­ний Воз­не­се­ния Гос­под­ня (ико­на из празд­нич­но­го ря­да ико­но­ста­са Со­фий­ско­го со­бо­ра Нов­го­ро­да Ве­ли­ко­го, ок. 1341, Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный му­зей-за­по­вед­ник, и мн. др.) и По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (ико­на кон. 15 в. из со­б­ра­ния бан­ка «In­tesa», га­ле­рея «Па­лац­цо Ле­о­ни Мон­та­на­ри», Ви­чен­ца).

Лит.: Кон­да­ков Н. П. Ико­но­гра­фия Бо­го­мате­ри. СПб., 1914–1915. Т. 1–2. М., 1998. Т. 1–2; Lexikon der Christlichen Ikonogra­phie. Rom, 1971. Bd 3; Byzantine court cul­ture from 829 to 1204 / Ed. H. Maguire. Wash., 1997; Grabar A. Le vie della creazione nell’iconografia cristiana. Antichità e Me­dioevo. Mil., 1999; Andaloro M. Pittura medievale a Roma. Corpus. Mil., 2006. Vol. 1: L’orizzonte tardoantico e le nuove immagini, 312–468; Vel­mans T. Rayon­nement de Byzance. P., 2006; Picturing the Bib­le: the earliest Chris­tian art / Ed. J. Spier. New Haven; L., 2007.

Вернуться к началу