Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КСЕНА́КИС ЯНИС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 180

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Ферапонтова

КСЕНА́КИС (Ξενϰης, Xenakis) Янис (29.5.1922, Брэи­ла, Ру­мы­ния – 4.2.2001, Па­риж), греч. и франц. ком­по­зи­тор, ар­хи­тек­тор. С 1932 жил в Афи­нах. В 1946 окон­чил Афин­ский по­ли­тех­нич. ин-т. Ак­тив­ный уча­ст­ник греч. Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. В го­ды гражд. вой­ны (1946–49) за при­вер­жен­ность ком­му­ни­стич. иде­ям при­знан по­ли­тич. пре­ступ­ни­ком, в 1947 бе­жал в Па­риж, в Гре­ции за­оч­но при­го­во­рён к каз­ни и ли­шён гра­ж­дан­ст­ва (вновь по­лу­чил греч. гра­ж­дан­ст­во в 1974). В 1947–59 ра­бо­тал в сту­дии арх. Ле Кор­бю­зье, уча­ст­во­вал в не­сколь­ких про­ек­тах, са­мый зна­чи­тель­ный из ко­то­рых – па­виль­он «Элек­трон­ная по­эма» фир­мы «Phi­lips» на Все­мир­ной вы­став­ке в Брюс­селе (1958). В 1948–50 брал уро­ки у A. Онег­ге­ра и Д. Мийо, в нач. 1950-х гг. про­слу­шал кур­сы муз. эс­те­ти­ки и ана­ли­за муз. форм в Па­риж­ской конс. в клас­се О. Мес­сиа­на. В 1955–62 ра­бо­тал в сту­дии элек­трон­ной му­зы­ки, ос­но­ван­ной Пье­ром Шеф­фе­ром. В 1966 в Па­ри­же ос­но­вал Груп­пу ма­те­ма­ти­ки и ав­то­ма­ти­ки му­зы­ки [Equipe de Mathématique et d’Auto­matique Musicales, с 1972 Центр изу­че­ния ма­те­ма­ти­ки и ав­то­ма­ти­ки му­зы­ки (Centre d’Etudes Mathématiques et Automa­tique Musicales)], в ко­то­рой ра­бо­тал на ком­пь­ю­те­ре UРIС, пре­об­ра­зо­вы­ваю­щем гра­фич. эле­мен­ты в зву­ко­вые. В 1976 за­щи­тил док­тор­скую дис. «Нау­ка и ис­кус­ст­во. Взаи­мо­свя­зи» (Сор­бон­на). Пре­по­да­вал на лет­них кур­сах в Дарм­штад­те (1972, 1974, 1990). Уча­ст­ник мн. фес­ти­ва­лей совр. му­зы­ки: До­нау­эшин­ген­ско­го (1955, 1996), «Musica viva» в Мюн­хе­не (1957), «Па­риж­ская осень» (1972, 1984, 1986, 1989), Бет­хо­вен­ско­го в Бон­не (1974, 1980), Ба­хов­ско­го в Лон­до­не (1972, 1975, 1976, 1997), «Ла Ро­шель» (1975), в Мон­пе­лье (1987), «Вар­шав­ская осень» (1989, 1994), Страс­бур­ско­го му­зы­каль­но­го (1991). В 1994 при­ез­жал в Рос­сию, где в рам­ках фес­ти­ва­ля «Мо­с­ков­ская осень» со­стоя­лось неск. его ав­тор­ских кон­цер­тов. Со­труд­ни­чал с Г. Шер­хе­ном, З. Ме­той, С. Од­за­вой и др. круп­ней­ши­ми ди­ри­жё­ра­ми.

Один из ли­де­ров аван­гар­диз­ма 2-й пол. 20 в. Соз­да­тель т. н. сто­хас­ти­че­ской кон­цеп­ции со­чи­не­ния му­зы­ки (впер­вые вве­де­на в муз. прак­ти­ку в 1956 в про­грам­ме SMP – Stochastic Music Program), ос­но­ван­ной на при­ме­не­нии отд. по­ло­же­ний ве­ро­ят­но­стей тео­рии (цепь Мар­ко­ва – в его соч. «Ана­ло­гии А/В», 1959; рас­пре­де­ле­ние Га­ус­са – в «At­rées», 1962; рас­пре­де­ле­ние Мак­свел­ла – в «Pitho­prak­ta», 1956, и др.), игр тео­рии и ком­пь­ю­тер­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния. В ин­стру­мен­таль­ном твор­че­ст­ве ши­ро­ко поль­зо­вал­ся приё­ма­ми со­но­ри­ки. В во­каль­ных со­чи­не­ни­ях во­пло­щал идею воз­ро­ж­де­ния ан­тич­но­го те­ат­ра на совр. сце­не («Оре­стея», 1966; «Ме­дея», 1967; «Вак­хан­ки», 1993). Ра­бо­ты в об­лас­ти элек­трон­ной му­зы­ки: «Диа­мор­фо­зы» (1957), «Бо­хор» (1962), «От­ра­же­ние – цве­те­ние – пау­за» («Hibiki Hana Ма», 1970), «Ры­ча­ние бы­ков» («Taurhi­phanie», 1987) и др. Со­з­дал про­стран­ст­вен­ные ау­дио­ви­зу­аль­ные ком­по­зи­ции для ис­пол­не­ния на от­кры­том воз­ду­хе или в спец. по­ме­ще­ни­ях: «По­ли­топ в Мон­ре­а­ле» (Мон­ре­аль, 1967), «По­ли­топ в Клю­ни» (Па­риж, 1972), «По­ли­топ в Ми­ке­нах» (Ми­ке­ны, 1978). Вы­сту­пал с кри­ти­кой се­рий­ной му­зы­ки. Сре­ди др. со­чи­не­ний: ба­лет «Моз­го­вая энер­гия» («Kraanerg»; От­та­ва, 1969); для ор­ке­ст­ра – «Кон­ст­руи­ро­ва­ние дей­ст­ви­ем» («Terretektorh», 1966), «Тро­ст­ни­ки» («Jonchaies», 1977), «Из­мен­чи­вость мо­ря» («Sea-Change», 1997); для ин­ст­ру­мен­таль­ных со­ста­вов – «Бу­ду­чи» («Eon­ta») для фп. и квин­те­та ду­хо­вых (1963–64), «Фле­гра» для 11 ин­ст­ру­мен­тов (1975), «Уз­лы» («Komboї») для кла­ве­си­на и удар­ных (1981); для фп. с ор­ке­ст­ром – «Свя­зи» («Synaphaї», 1969), «Си­ла зем­ли» («Erikhthon», 1974); для хо­ра, орке­ст­ра или ан­самб­ля – «Мно­го пре­крас­но­го» («Polla ta dhina», 1962), «Ис­пе­пе­лён­ный» («Сendrées», 1973), «По­гре­баль­ная це­ре­мо­ния» («Nekuїa», 1981).

На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1991).

Соч.: Musiques formelles. P., 1963; Musique. Architecture. Tournai, 1971.

Лит.: Кон Ю. О тео­ре­ти­че­ской кон­цеп­ции Я. Ксе­на­ки­са // Кри­зис бур­жу­аз­ной куль­ту­ры и му­зы­ка. М., 1976. Вып. 3; Bois M. I. Xe­nakis: the man and his music. 2nd ed. West­port, 1980; Matossian N. Xenakis. L., 1986; Со­ко­лов А. Тео­ре­ти­че­ская кон­цеп­ция Я. Ксе­на­ки­са как ос­но­ва его прак­ти­че­ско­го ме­то­да ком­по­зи­ции // Тру­ды ГМПИ им. Гне­си­ных. 1989. № 105; Solomos M. I. Xenakis. Mercuès, 1996; Portrait(s) de I. Xenakis. P., 2001; Harley J. Xenakis: his life in music. N. Y., 2004; Фе­ра­пон­то­ва Е. Я. Ксе­на­кис: че­рез аван­гард к ан­тич­но­сти // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 2007. № 2; она же. Я. Ксе­на­кис – ли­ния жиз­ни // Про­бле­мы му­зы­каль­ной нау­ки. Уфа, 2007. № 1; Ду­бов М. Струк­тур­ная со­но­ри­ка Я. Ксе­на­ки­са // Му­зы­ко­ве­де­ние. 2008. № 1. 

Вернуться к началу