Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСЛА́НДЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Смирницкая

ИСЛА́НДЦЫ (са­мо­на­зва­ние – Íslendin­gur, мн. ч. Íslendingar), сканд. на­род, осн. на­се­ле­ние Ис­лан­дии (св. 290 тыс. чел. – 2006, оцен­ка). Жи­вут так­же в Ка­на­де (75,1 тыс. чел. исл. про­ис­хо­ж­де­ния – 2001, пе­ре­пись), США (30,4 тыс. чел. исл. про­ис­хож­де­ния – 2000, пе­ре­пись), Да­нии (8,5 тыс. чел.), Нор­ве­гии (3,7 тыс. чел.), Шве­ции (3,5 тыс. чел.). Го­во­рят на ис­ланд­ском язы­ке. Ве­рую­щие – лю­те­ра­не.

Ис­лан­дия за­се­ля­лась в осн. нор­веж­ца­ми (гл. обр. из Зап. Нор­ве­гии), а так­же вы­ход­ца­ми из др. сканд. стран и с Бри­тан­ских о-вов (Ир­лан­дии, Орк­ней­ских, Шет­ланд­ских, Геб­рид­ских о-вов, Сев. Бри­та­нии), в т. ч. кель­та­ми и по­том­ка­ми сме­шан­ных кель­то-сканд. бра­ков. Сре­ди кель­тов бы­ли как ра­бы, так и лю­ди знат­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. Кельт. ком­по­нент про­яв­ля­ет­ся в фи­зич. об­ли­ке И. (кра­нио­ло­гич. дан­ные, от­но­си­тель­но боль­шое чис­ло тем­но­во­ло­сых и др.), ан­тро­по­ни­ми­ке (сре­ди кельт. имён – Ньяль, Кор­мак, Кьял­лак). Пе­ри­од ме­ж­ду по­яв­ле­ни­ем пер­вых исл. по­се­лен­цев (870-е гг.) и уч­ре­ж­де­ни­ем аль­тин­га (930) на­зы­ва­ет­ся в исл. тра­ди­ции «ве­ком за­се­ле­ния стра­ны». «Кни­га о за­се­ле­нии стра­ны» (со­став­ле­на в кон. 13 в., но ос­но­ва­на на уст­ной тра­ди­ции) со­об­ща­ет о поч­ти 400 пер­во­по­се­лен­цах и их семь­ях, на­зы­ва­ет за­ня­тые ими зем­ли, име­на их пред­ков и по­том­ков, к ко­то­рым вос­хо­дят из­вест­ные исл. ро­ды. Ге­неа­ло­гич. па­мять иг­ра­ет ис­клю­чит. роль в ис­то­рич. са­мо­соз­на­нии И. Это от­ра­жа­ет­ся так­же в со­хра­не­нии И. тра­диц. ан­тро­по­ни­ми­ки: че­ло­век обо­зна­ча­ет­ся че­рез имя и па­тро­ним (ука­за­ние на имя от­ца: Эй­рик Йоунс­сон, т. е. «сын Йо­уна», Ин­ги­бьёрг Йоун­сдот­тир, т. е. «дочь Йо­уна» и т. п.), в не­ко­то­рых слу­ча­ях так­же – че­рез ме­сто рож­де­ния или про­жи­ва­ния.

К кон­цу «ве­ка за­се­ле­ния стра­ны» И. на­счи­ты­ва­лось 20–25 тыс. чел. Бы­ли за­ня­ты прак­ти­че­ски все зем­ли по по­бе­режью, при­год­ные для жиз­ни. Пер­вые по­се­лен­цы за­ни­ма­ли ог­ром­ные уча­ст­ки, но в даль­ней­шем ме­ж­ду ни­ми и но­вы­ми по­се­лен­ца­ми бы­ло дос­тиг­ну­то со­гла­ше­ние, ог­ра­ни­чи­ваю­щее раз­ме­ры зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти. На за­кре­п­лён­ных в тра­ди­ции све­де­ни­ях о пер­во­на­чаль­но за­ня­тых зем­лях впо­след­ст­вии ос­но­вы­ва­лось зе­мель­ное пра­во И. Де­ле­нию стра­ны на «чет­вер­ти» со­от­вет­ст­ву­ет пре­да­ние, со­об­щае­мое Снор­ри Стур­лу­со­ном в «Кру­ге Зем­ном», о «ду­хах-хра­ни­те­лях стра­ны» (дра­кон, пти­ца, бык, ве­ли­кан; изо­бра­же­ны на совр. гер­бе Ис­лан­дии), за­щи­тив­ших с че­ты­рёх сто­рон ост­ров от втор­же­ния дат­чан. Уч­ре­ж­де­ние аль­тин­га по­ло­жи­ло на­ча­ло пе­рио­ду «на­ро­до­вла­стия» (тьод­вель­ди). На аль­тин­г, со­би­рав­ший­ся ка­ж­дое лет­нее солн­це­стоя­ние на По­лях Тин­га, съез­жа­лось до не­сколь­ких тыс. бон­дов во гла­ве со свои­ми го­ди; здесь при­ни­ма­лись за­ко­ны, раз­би­ра­лись, в со­от­вет­ст­вии со стро­го ус­та­нов­лен­ной су­деб­ной про­це­ду­рой, тяж­бы, за­клю­ча­лись тор­го­вые сдел­ки и бра­ки, уст­раи­ва­лись со­стя­за­ния, ис­пол­ня­лись сти­хи, рас­ска­зы­ва­лись са­ги. Бла­го­да­ря этим еже­год­ным все­ис­ланд­ским со­б­ра­ни­ям соз­да­ва­лась еди­ная сеть об­ще­ния, фор­ми­ро­ва­лись об­щие для всей стра­ны куль­ту­ра и язык, ис­кус­ное вла­де­ние ко­то­рым вы­со­ко це­ни­лось в исл. об­ще­ст­ве. И. – един­ст­вен­ный на­род, в язы­ке ко­то­ро­го с древ­но­сти от­сут­ст­во­ва­ло про­ти­во­пос­тав­ле­ние лит. яз. ме­ст­ным диа­лек­там.

Век по­сле уч­ре­ж­де­ния аль­тин­га – вре­мя наи­бо­лее па­мят­ных со­бы­тий исл. ис­то­рии, о ко­то­рых по­ве­ст­ву­ют «са­ги об ис­ланд­цах», – по­лу­чил назв. «ве­ка саг». И. – ак­тив­ные уча­ст­ни­ки по­хо­дов ви­кин­гов (в осн. в со­ста­ве норв. дру­жин). При­ня­тие хри­сти­ан­ст­ва (по ре­ше­нию аль­тин­га в 1000) не при­ве­ло к ис­ко­ре­не­нию уст­ной лит. тра­ди­ции. На­про­тив, рас­про­стра­не­ние пись­мен­но­сти (с 12 в.) спо­соб­ст­во­ва­ло её за­кре­п­ле­нию и раз­ви­тию. С кон. 12 в. боль­шин­ст­во И. бы­ли гра­мот­ны. Цен­тра­ми письм. куль­ту­ры бы­ли как мо­на­сты­ри, так и ху­то­ра бо­га­тых и учё­ных И. (напр., ху­то­ра Со­ко­ли­ная До­ли­на и Од­ди, где вос­пи­ты­ва­лись со­от­вет­ст­вен­но Ари Муд­рый Тор­гиль­сон и Снор­ри Стур­лу­сон; один из вла­дель­цев Од­ди, Сэ­мунд Сиг­фус­сон Муд­рый, – пер­вый И., по­лу­чив­ший об­ра­зо­ва­ние во Фран­ции). На­зва­ние на­ро­да «И.» впер­вые по­яв­ля­ет­ся уже в ран­не­пись­мен­ной (книж­ной по ха­рак­те­ру) лит-ре. Пер­вые па­мят­ни­ки исл. пись­мен­но­сти бы­ли при­зва­ны уп­ро­чить са­мо­соз­на­ние И.: «Кни­га об ис­ланд­цах» Ари Муд­ро­го Тор­гиль­со­на, «Пер­вый грам­ма­ти­че­ский трак­тат», не­изв. ав­тор ко­то­ро­го свя­зы­вал не­об­хо­ди­мость нор­ма­ли­за­ции исл. пись­ма с со­хра­не­ни­ем в на­ро­де зна­ния про­шло­го сво­ей стра­ны, за­ко­нов и ге­неа­ло­гий. В 13 в., не­за­дол­го до кру­ше­ния исл. «на­ро­до­вла­стия», бы­ли за­пи­са­ны наи­бо­лее из­вест­ные «са­ги об ис­ланд­цах», ми­фо­ло­гич. и ге­ро­ич. пес­ни («Стар­шая Эд­да»), «Кни­га о за­се­ле­нии стра­ны», «Эд­да» («Млад­шая Эд­да») и «Круг Зем­ной» Снор­ри Стур­лу­со­на.

Под­дер­жа­ние лит. тра­ди­ции ста­ло в по­сле­дую­щие за «на­ро­до­вла­сти­ем» ве­ка опо­рой для со­хра­не­ния И. как са­мо­сто­ят. на­ро­да. На ху­то­рах пе­ре­пи­сы­ва­ли (и до сих пор усерд­но чи­та­ют) др.-исл. лит. па­мят­ни­ки. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ла и де­ше­виз­на пер­га­ме­на (од­но­го из про­дук­тов ов­це­вод­ст­ва), лишь в 17 в. вы­тес­нен­но­го бу­ма­гой. Пе­чат­ный ста­нок был впер­вые при­ве­зён в Ис­лан­дию из Гам­бур­га (1530) по­след­ним ка­то­лич. еп. Йо­уном Ара­со­ном и ус­та­нов­лен в его ре­зи­ден­ции в Хо­улар. Пер­вая на­пе­ча­тан­ная на нём кни­га – исл. пе­ре­вод Биб­лии про­тес­тант­ско­го еп. Гуд­бран­да Тор­лакс­со­на (1541–1627), так­же ма­те­ма­ти­ка и кар­то­гра­фа (ему при­над­ле­жит пер­вая от­ве­чаю­щая совр. тре­бо­ва­ни­ям кар­та Ис­лан­дии). С кон. 16 – нач. 17 вв. др.-исл. ру­ко­пи­си со­би­ра­лись и изу­ча­лись И., по­лу­чив­ши­ми об­ра­зо­ва­ние в Ко­пен­га­ге­не; сре­ди них – Ар­ни Маг­нус­сон (1663–1730), ко­торо­му при­над­ле­жа­ло не­пре­взой­дён­ное по бо­гат­ст­ву Ар­на­маг­не­ан­ское со­б­ра­ние (в т. ч. осн. ру­ко­пись «Стар­шей Эд­ды»), за­ве­щан­ное им Ко­пен­га­ген­ско­му ун-ту; зна­чит. его часть пе­ре­да­на в Ис­лан­дию в 1970–90-е гг. (ны­не – в Ин-те Ар­ни Маг­нус­со­на при Исл. ун-те в Рей­кья­ви­ке).

Архив БРЭ «Вечер в исландском доме (бадстова)». Картина датского художника Х. А. Шиэтта. 1861. Собравшиеся слушают чтение саги. Национальный музей (Рейкьявик).

В эпо­ху дат. гос­под­ства (16–17 вв.) влия­ние дат. яз., за­мет­ное в ры­бачь­их и тор­го­вых по­сёл­ках, адм. цен­трах, поч­ти не за­тро­ну­ло ху­то­ра. Пер­вым И., при­влёк­шим об­ществ. вни­ма­ние к со­стоя­нию исл. язы­ка, был Арн­г­рим Йоунс­сон Учё­ный (1568–1648). С кон. 18 в. исл. дви­же­ние за чис­то­ту язы­ка сомк­ну­лось с все­ев­ро­пей­ским (осо­бен­но дат­ским и не­мец­ким) ро­ман­тиз­мом и од­но­вре­мен­но с борь­бой И. за не­за­ви­си­мость. Боль­шую роль в этом сыг­ра­ла дея­тель­ность ве­ли­ко­го дат. лин­гвис­та Р. К. Рас­ка (1787–1832).

В пе­ри­од дат. дав­ле­ния на эко­но­ми­ку, по­ли­ти­ку и куль­ту­ру Ис­лан­дии стра­на пе­ре­жи­ва­ла глу­бо­кий эко­но­мич. упа­док, сов­пав­ший с по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та, из­вер­же­ния­ми вул­ка­нов, дли­тель­ны­ми пе­рио­да­ми го­ло­да и эпи­де­мия­ми. Со­глас­но пер­вой пе­ре­пи­си на­се­ле­ния в 1703, в Ис­лан­дии жи­ло ок. 50 тыс. чел. – поч­ти столь­ко же, сколь­ко в «век саг». В по­след­ней четв. 19 в. на­ча­лась зна­чит. эмиг­ра­ция в Аме­ри­ку (в осн. в рай­он Ве­ли­ких озёр). И. Ка­на­ды со­хра­ня­ют тра­диц. уст­ное твор­че­ст­во, про­во­дят фес­ти­ва­ли; в Вин­ни­пе­ге из­да­ёт­ся га­зе­та на исл. язы­ке.

Архив БРЭ Разделка выброшенного на берег кита. Из рукописи свода законов 16 в. Институт Арни Магнуссона (Рейкьявик).

До кон. 18 в. в Ис­лан­дии не бы­ло го­ро­дов. Пер­вый го­род – Рей­кья­вик, по­лу­чив­ший са­мо­управ­ле­ние в 1786, на­счи­ты­вал в это вре­мя 167 чел. На­ча­ло совр. Рей­кья­ви­ку по­ло­жил в сер. 18 в. дат. фогт (И. по про­ис­хо­ж­де­нию) Ску­ли Маг­нус­сон, по­ста­вив­ший неск. ма­ну­фак­тур на мес­те пер­во­го ху­то­ра Ин­голь­ва Ар­нар­со­на (дом Ску­ли – древ­ней­шее зда­ние в совр. Рей­кья­ви­ке). Осн. от­расль хо­зяй­ст­ва – от­гон­ное ов­це­вод­ст­во. Мно­го­ве­ко­вое раз­ви­тие ов­це­вод­ст­ва при­ве­ло к эро­зии тон­ко­го поч­вен­но­го слоя Ис­лан­дии. Б. ч. го­да ов­цы пас­лись на от­да­лён­ных па­ст­би­щах под при­смот­ром пас­ту­хов, зи­мой со­дер­жа­лись в за­го­нах. За­го­тов­ка се­на – осн. вид лет­них ра­бот, се­но­кос­ные лу­га и па­ст­би­ща – осн. вид уго­дья. День при­го­на овец с паст­би­ща (рет­тир, букв. – за­го­ны) – гл. про­мы­сло­вый празд­ник И. Из овечь­ей шер­сти де­ла­ли пре­им. сук­но; кус­ки сук­на в древ­но­сти слу­жи­ли пла­тёж­ным сред­ст­вом (вад­мал). С 16 в. рас­про­стра­ни­лось вя­за­ние. Раз­во­ди­ли так­же коз, ко­ров, ло­ша­дей осо­бой по­ро­ды, поч­ти не из­ме­нив­шей­ся с древ­но­сти (низ­ко­рос­лые, с длин­ной шер­стью и гри­вой, чрез­вы­чай­но вы­нос­ли­вые). Ло­шадь бы­ла един­ст­вен­ным транс­порт­ным сред­ст­вом, ис­поль­зо­ва­лась толь­ко как вер­хо­вое и вьюч­ное жи­вот­ное. Важ­ное зна­че­ние име­ло ры­бо­лов­ст­во. Из-за от­сут­ст­вия ле­са (бе­рёзо­вые ле­са и кус­тар­ни­ки бы­ли вы­руб­ле­ны на строи­тель­ст­во и осо­бен­но на то­п­ли­во) ко­раб­ле­строе­ние бы­ло раз­ви­то сла­бо, ры­бу ло­ви­ли в при­бреж­ных во­дах, озё­рах и ре­ках. Упот­ре­бля­ли в пи­щу мя­со вы­бро­шен­ных на бе­рег ки­тов (эта до­бы­ча мо­гла стать по­во­дом для столк­но­ве­ний). С 15 в. на­чал­ся экс­порт ры­бы. К 20 в. ки­то­бой­ный про­мы­сел, ры­бо­лов­ст­во и ры­бо­пе­ре­ра­бот­ка ста­ли осн. за­ня­ти­ями И. (до 2-й пол. 20 в. во вре­мя пу­ти­ны в про­мы­сле уча­ст­во­ва­ло поч­ти всё тру­до­спо­соб­ное на­се­ле­ние). Зем­ле­де­лие иг­ра­ло не­зна­чит. роль, до кон. 19 в. бы­ло ис­клю­чи­тель­но руч­ным. Вы­ра­щи­ва­ли лён, яч­мень. В осн. зер­но бы­ло при­воз­ным, как и ме­талл. Же­ле­зо не­вы­со­ко­го ка­че­ст­ва вы­плав­ля­лось так­же из ме­ст­ной бо­лот­ной ру­ды.

«Длинный дом» из Эйриксстадира (реконструкция – общий вид). Ок. 10 в. Приписывается исландскому викингу Эйрику Рыжему (Рауди) – одному из первооткрывателей Гренландии. Архив БРЭ
«Длинный дом» из Эйриксстадира (реконструкция – план).

Тра­диц. по­се­ле­ние – ху­тор (бэр). Про­стран­ст­во усадь­бы (тун) с жи­лой по­строй­кой в цен­тре, хо­зяйств. по­строй­ка­ми, лу­жай­кой и за­го­на­ми для ско­та об­но­си­лось ка­мен­ной ог­ра­дой. В тра­диц. жи­ли­ще (хус, букв. – до­ма) оби­та­ла боль­шая се­мья (стар­шие хо­зяе­ва, их же­на­тые сы­но­вья со свои­ми деть­ми, слу­ги). По ма­те­риа­лам ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок ре­кон­ст­руи­ро­ва­но жи­ли­ще (т. н. длин­ный дом) эпо­хи ви­кин­гов. Дом стро­ил­ся из торфяных кир­пи­чей (150 × 50 × 20 см), на ка­мен­ном фун­да­мен­те, в ко­то­ром ус­та­нав­ли­ва­лись опор­ные стол­бы кар­ка­са (в осн. из плав­ни­ко­во­го и при­воз­но­го де­ре­ва), шед­шие ря­да­ми вдоль до­ма; де­та­ли кар­ка­са со­еди­ня­лись де­рев. гвоз­дя­ми. Кир­пи­чи ук­ла­ды­ва­лись в два слоя (в бо­лее позд­них до­мах час­то под уг­лом друг к дру­гу – т. н. се­лё­доч­ный хре­бет), про­стран­ст­во ме­ж­ду ко­то­ры­ми за­пол­ня­лось зем­лёй и гра­ви­ем; сте­ны дос­ти­га­ли в тол­щи­ну 2 м, ино­гда внут­ри об­ши­ва­лись де­ре­вом. Бы­ли из­вест­ны и по­лу­зем­лян­ки. Кры­шу кры­ли дёр­ном, про­слаи­вае­мым бе­ре­стой, свер­ху по­кры­ва­ли зе­лё­ным дёр­ном. С тор­цов бы­ли от­го­ро­же­ны се­ни-кла­до­вые, ино­гда – по­ме­ще­ния для ско­та. Де­рев. вход­ные две­ри име­ли рез­ной фрон­тон, пло­щад­ка пе­ред вхо­дом (хлад) мос­ти­лась кам­нем. Осн. по­ме­ще­ние в центр. час­ти до­ма (ска­ли) име­ло в цен­тре очаг и све­то­ды­мо­вое от­вер­стие в кров­ле. Про­стран­ст­во вдоль стен, огра­ни­чен­ное опор­ны­ми стол­ба­ми, за­ни­ма­ли на­ры. Центр. опор­ные стол­бы об­рам­ля­ли мес­та хо­зяи­на и по­чёт­но­го гос­тя (эн­две­гис) у оча­га. В бо­лее бо­га­тых до­мах хо­зя­ин и хо­зяй­ка спа­ли в от­го­ро­жен­ной спаль­ной ни­ше с две­рью, за­кры­ваю­щей­ся на за­сов (лок­рек­кья – «по­стель с за­по­ром»); в даль­нем от вхо­да кон­це до­ма при­страи­ва­лось «чис­тое» по­ме­ще­ние (сто­ва, бад­сто­ва), слу­жив­шее в осн. ме­стом жен­ских ра­бот, с оча­гом в цен­тре, де­рев. скамь­я­ми и сто­ла­ми вдоль стен, ткац­ким стан­ком. Позд­нее сто­ва слу­жи­ла так­же об­щей спаль­ней. С 14 в. вме­сто «длин­ных до­мов» ста­ли стро­ить комп­лек­сы по­стро­ек, объе­ди­нён­ных по ти­пу мно­го­ряд­ной свя­зи и сое­ди­нён­ных про­доль­ным ко­ри­до­ром. С 18 в. их тор­цо­вые сте­ны (габлар) строи­лись из де­ре­ва.

Архив БРЭ Торфяные дома из Скоугар. 19 в.

В древ­но­сти муж­чи­ны но­си­ли ниж­ние (льня­ные) и верх­ние (шер­стя­ные) шта­ны и ру­ба­ху до ко­лен (кюр­тиль), под­поя­сан­ную рем­нём с ме­тал­лич. пряж­кой и на­ко­неч­ни­ком, шер­стя­ной плащ, кре­пив­ший­ся на пле­че фи­бу­лой; жен­щи­ны – длин­ную ру­ба­ху и верх­нюю оде­ж­ду на лям­ках, кре­пив­ших­ся па­рой фи­бул, со­еди­нён­ных низ­кой из бус и ме­тал­лич. под­ве­сок. К 19 в. сло­жил­ся нац. жен­ский кос­тюм: ру­ба­ха, юб­ка с пе­ред­ни­ком и круп­ны­ми фи­ли­гран­ны­ми пряж­ка­ми, ко­рот­кий кор­саж и курт­ка с ме­тал­лич. за­стёж­ка­ми, верх­нее рас­паш­ное при­та­лен­ное пла­тье с уз­ки­ми ру­ка­ва­ми; юб­ка, кор­саж, курт­ка, пла­тье в осн. чёр­но­го цве­та. Во­ло­сы уби­ра­лись под чёр­ную ша­поч­ку (скохтху­ва) с длин­ной цвет­ной ки­стью. В 18–19 вв. жен­ская шап­ка име­ла вид вы­со­ко­го за­гну­то­го впе­рёд кол­па­ка. Во 2-й пол. 19 в. худ. Си­гур­дом Гуд­мундс­со­ном бы­ла соз­да­на но­вая мо­дель нац. ко­стю­ма (скёйт­бу­нин­гур): чёр­ные юб­ка и при­ле­гаю­щий жа­кет с ме­тал­лич. за­стёж­кой и поя­сом, вы­со­кий го­лов­ной убор с бе­лой ву­алью.

Архив БРЭ Интерьер старинного исландского дома (бадстова). 19 в.

Осн. пи­ща – ба­ра­ни­на, в т. ч. ба­ра­нья тре­бу­ха, ли­вер, жир (от­сю­да ста­рое уни­чи­жи­тель­ное про­зви­ще И. – мёр­лан­ди, от мёр – «нут­ря­ной жир»). Исл. нац. блю­да – коп­чё­ная ба­ра­нья го­ло­ва, ли­вер­ная и кро­вя­ная кол­ба­са, фер­мен­ти­ро­ван­ная аку­ла. Осн. на­пит­ки – пи­во, ки­сло­мо­лоч­ный на­пи­ток (скир), хра­нив­ший­ся в боль­ших де­рев. бадь­ях (кер), до по­ло­ви­ны вко­пан­ных в зем­лю.

Архив БРЭ Исландская традиционная одежда. Акварель. 1722. Национальный музей (Рейкьявик).

Со­хра­ня­ют­ся эк­зо­гам­ные пат­ри­ли­ней­ные (пер­во­на­чаль­но, ве­ро­ят­но, би­ла­те­раль­ные) ло­ка­ли­зо­ван­ные родст­вен­ные груп­пы (айх­тир), вос­хо­дя­щие к об­ще­му пред­ку (муж­чи­не, ре­же жен­щи­не), к име­ни ко­то­рых до­бав­лял­ся суф­фикс -ин­гар (мн. ч.). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с мно­го­об­раз­ны­ми опи­са­тель­ны­ми кон­струк­ция­ми для бо­ко­вых родст­вен­ни­ков. В по­ко­ле­нии эго на­ме­ча­ет­ся пе­ре­ход к ли­ней­но­му спо­со­бу груп­пи­ров­ки. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу. На­ря­ду с фор­маль­ной тер­ми­но­ло­ги­ей род­ст­ва, под­чёр­ки­ваю­щей ин­ди­ви­ду­аль­ные свя­зи, рас­про­стра­не­ны обоб­щён­ные тер­ми­ны: ро­дич, пре­им. бо­ко­вой (френ­ди, фрэн­ка), при­ём­ный родст­вен­ник (фо­стри, фо­стра), свойст­вен­ник (ма­гур, маг­ко­на), со­би­ра­тель­ные наз­ва­ния для от­ца и сы­на (фэд­гин), ма­те­ри и до­че­ри (мэд­гин) и т. д. Бы­ли рас­про­стра­не­ны обы­чаи ата­лы­чест­ва, ле­ви­ра­та, кров­ной ме­сти.

Архив БРЭ Ежегодно на праздновании Дня независимости 17 июня к собравшимся обращается Королева гор, символизирующая Исландию. На фото – Королева гор в национальном костюме (актриса Тинна Гуннлаугсдоттир)....

Гл. празд­ник в древ­но­сти – празд­ник Се­ре­ди­ны зи­мы (Йоль), по­сле кре­ще­ния сов­пав­ший с Ро­ж­де­ст­вом и Свят­ками; в это вре­мя И. съез­жа­лись к род­ст­вен­ни­кам, рас­ска­зы­ва­ли са­ги, сказ­ки-бы­валь­щи­ны о сверхъ­ес­те­ст­вен­ных су­ще­ст­вах – трол­лях, «скры­том на­ро­де» (хуль­ду­фо­улк), ютя­щем­ся под мши­сты­ми при­гор­ка­ми ря­дом с людь­ми, под­ме­няю­щем де­тей, и др.; жи­те­лях не­оби­тае­мой час­ти стра­ны (ути­ле­гу­менн); до­б­рых и злых кол­ду­нах (в т. ч. по­пу­ляр­ны ска­зоч­ные сю­же­ты о Сэ­мун­де Му­дром); при­ви­де­ни­ях («жи­вых мерт­ве­цах») – обыч­но лю­дях, по­гиб­ших на­силь­ст­вен­ной смер­тью; ведь­ме – по­хи­ти­тель­ни­це де­тей Гри­ле и её 13 сы­новь­ях (йольс­вей­нар – свя­точ­ные пар­ни). Опи­са­ние со­бы­тия в сказ­ке точ­но при­вя­за­но к кон­крет­ным фак­там (вре­мя, име­на ге­ро­ев и сви­де­те­лей и т. д.), в чём ус­мат­ри­ва­ют влия­ние са­ги. Осн. спор­тив­ные иг­ры – борь­ба (гли­ма), кон­ские бои. Муз. фольк­лор пре­им. во­каль­ный: тви­сёнги (2-го­лос­ные муж­ские пес­ни с па­рал­лель­ным дви­же­ни­ем го­ло­сов), ри­мы (хо­ро­вод­ные пес­ни), ви­сы (од­но­го­лос­ные пес­ни на разл. те­ма­ти­ку: за­столь­ные, пов­се­днев­ные, лю­бов­ные, мор­ские, «ло­ша­ди­ные» и др.), ту­лы (пес­ни с на­бо­ром имён), ви­ки­ва­ки, букв. – недельное бдение (пес­ни-тан­цы). Нар. ин­ст­ру­мен­ты (су­щест­во­ва­ли до нач. 20 в.) – смыч­ко­вые: фид­ла (2–4-струн­ный) и лан­гс­пил (смыч­ко­вая цит­ра; од­на стру­на ме­ло­диче­ская, дру­гие – бур­дон­ные). Изу­че­ние исл. нар. пе­сен ве­дёт­ся с нач. 20 в. Зна­чит. роль в бы­ту И. за­ни­ма­ет хо­ро­вое пе­ние.

Лит.: Jónas Jónasson. Íslenzkir þjо́ðhættir. Rey­kjavík, 1961; Стеб­лин-Ка­мен­ский МИ. Куль­ту­ра Ис­лан­дии. Л., 1967; Kuhn H. Das alte Ísland. Düsseldorf; Köln, 1978; Hastrup K. Culture and history in medieval Iceland: an an­thropological analysis of structure and change. Oxf., 1985; Miller W. I. Bloodtaking and peacemaking: feud, law, and society in Saga Iceland. Chi., 1990. Sigur­ður A. Magnússon. The Icelanders. Reykjavik, 1990.

Вернуться к началу