Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́НДЕРНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 533

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Кирилина

ГЕ́НДЕРНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА (лин­гвис­ти­че­ская ген­де­ро­ло­гия), на­уч­ное на­прав­ле­ние, изу­чаю­щее, как про­яв­ля­ет­ся в язы­ке и ре­чи про­цесс соз­да­ния куль­ту­рой и об­ще­ст­вом раз­ли­чий ме­ж­ду по­ла­ми, а так­же ре­зуль­тат это­го про­цес­са (см. Ген­дер). Ис­сле­до­ва­нию в ген­дер­ном ас­пек­те под­да­ют­ся прак­ти­че­ски все об­лас­ти язы­ка как сис­те­мы и язы­ка в его функ­цио­ни­ро­ва­нии. В са­мом об­щем пла­не Г. л. изу­ча­ет 2 груп­пы яв­ле­ний.

1. Г. л. опи­сы­ва­ет и объ­яс­ня­ет по­ло­вую ди­хо­то­мию в язы­ке, её лин­гвис­тич. ме­ха­низ­мы. Вы­яв­ле­ны ген­дер­ные асим­мет­рии, сви­де­тель­ст­вую­щие о до­ми­ни­ро­ва­нии в язы­ке т. н. муж­ской кар­ти­ны ми­ра, что по­зво­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать ори­ен­ти­ро­ван­ность язы­ка не столь­ко на че­ло­ве­ка во­об­ще, сколь­ко на че­ло­ве­ка муж­ско­го по­ла (ан­д­ро­цен­трич­ность язы­ка).

2. Г. л. кон­ст­руи­ру­ет ген­дер при по­мо­щи ре­че­вых и др. ком­му­ни­ка­тив­ных средств. Ус­та­нов­лен ве­ро­ят­но­ст­ный ха­рак­тер раз­ли­чий в муж­ской и жен­ской ре­чи, а так­же их за­ви­си­мость от ком­му­ни­ка­тив­ной си­туа­ции, жан­ра об­ще­ния, уров­ня об­ра­зо­ва­ния, про­фес­сии и др. па­ра­мет­ров ком­му­ни­ка­ции.

Г. л. раз­ви­ва­ет­ся в не­сколь­ких на­прав­ле­ни­ях. Сре­ди них – со­цио- и пси­хо­лин­гви­стич., лин­гво­куль­ту­ро­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния, изу­че­ние меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции (об­ще­ния пред­ста­ви­те­лей разл. куль­тур), иден­ти­фи­ка­ци­он­ная ди­аг­но­сти­ка. Ста­нов­ле­ние и ин­тен­сив­ное раз­ви­тие Г. л. при­шлось на по­след­ние де­ся­ти­ле­тия 20 в. в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем пост­мо­дер­ни­ст­ской фи­ло­со­фии (см. Пост­мо­дер­низм) и пе­ре­смот­ром на­уч. прин­ци­пов изу­че­ния ка­те­го­рий эт­нич­ности, воз­ра­ста и по­ла, ко­то­рые ра­нее рас­смат­ри­ва­лись толь­ко как био­ло­ги­че­ски пре­до­пре­де­лён­ные.

Су­ще­ст­вен­ную роль в ста­нов­ле­нии Г. л. сыг­ра­ли воз­ник­но­ве­ние со­цио­лин­гви­сти­ки и фе­ми­ни­ст­ское об­ществ. дви­же­ние кон. 1960 – нач. 1970-х гг., при­няв­шее наи­бо­лее ши­ро­кий раз­мах в США и Гер­ма­нии и вы­ра­зив­шее­ся в язы­ко­зна­нии в ви­де т. н. фе­ми­ни­ст­ской кри­ти­ки язы­ка, обос­но­вав­шей ген­дер­ные асим­мет­рии в язы­ке и на­прав­лен­ной на их уст­ра­не­ние, что при­ве­ло к рефор­ми­ро­ва­нию офиц. язы­ка в ря­де стран – в США, Гер­ма­нии и др.

В Рос­сии воз­ник­но­ве­ние ген­дер­ных ис­сле­до­ва­ний в линг­ви­сти­ке от­но­сит­ся к сер. 1990-х гг. Отеч. язы­ко­зна­ние и ра­нее рас­смат­ри­ва­ло про­бле­му по­ло­вой ди­хо­то­мии в язы­ке в рам­ках др. лин­гвис­тич. дис­ци­п­лин. От­ли­чи­тель­ная чер­та ран­них сов. ис­сле­до­ва­ний – им­пли­цит­ное до­пу­ще­ние со­ци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти мно­гих яв­ле­ний, от­ра­жаю­щих взаи­мо­связь по­ла и язы­ка. По­ле­ми­ки, ти­пич­ной для зап. на­уч. тра­ди­ции, не воз­ник­ло; не по­лу­чил рас­про­стра­не­ния и фе­ми­ни­ст­ский дис­курс, что мо­жет объ­яс­нять­ся пре­об­ла­да­ни­ем мар­кси­ст­ской тео­рии в гу­ма­ни­тар­ных нау­ках. Сов. пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся так­же прак­тич. на­прав­лен­но­стью: боль­шое ко­ли­че­ст­во тру­дов свя­за­но с по­треб­но­стя­ми ав­то­ро­вед­че­ской кри­ми­на­ли­стич. экс­пер­ти­зы – с ди­аг­но­сти­кой и ус­та­нов­ле­ни­ем иден­ти­фи­ка­ци­он­ных при­зна­ков муж­ской и жен­ской ре­чи.

По­лу­чен­ные в ря­де ис­сле­до­ва­ний дан­ные по­зво­ля­ют сде­лать вы­вод о не­рав­ной сте­пе­ни ан­д­ро­цен­триз­ма разл. язы­ков и куль­тур и о разл. сте­пе­ни экс­пли­цит­но­сти вы­ра­же­ния ген­де­ра. Пред­ло­же­ны ког­ни­тив­но-праг­ма­тич. и сти­ли­стич. мо­де­ли опи­са­ния ген­де­ра, ус­та­нов­ле­ны ви­ды ген­дер­ных асим­мет­рий в язы­ке. Рас­тёт чис­ло ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щён­ных ген­дер­ным ас­пек­там ком­му­ни­ка­ции, од­на­ко эта про­бле­ма­ти­ка всё ещё на­хо­дит­ся в ста­дии ос­вое­ния. Пер­спек­тив­но изу­че­ние ген­дер­но­го ас­пек­та проф. ком­му­ни­ка­ции, взаи­мо­свя­зи ха­рак­те­ро­ло­гич. осо­бен­но­стей язы­ка и про­яв­ле­ния в нём ген­де­ра.

Лит.: Lakoff R. Language and women’s pla­ce // Language in Society. 1973. № 2; Tan­nen D. You just don’t understand: women and men in conversation. L., 1992; Зем­ская Е. А., Ки­тай­го­род­ская М. А., Ро­за­но­ва Н. Н. Осо­бен­но­сти муж­ской и жен­ской ре­чи // Рус­ский язык в его функ­цио­ни­ро­ва­нии. М., 1993; Ko­tt­hoff H. Die Geschlechter in der Gesprächsfor­schung. Hierarchien, Theorien, Ideologien // Der Deutschunterricht. 1996. № 1; Ки­ри­ли­на А. В. Ген­дер: лин­гвис­ти­че­ские ас­пек­ты. М., 1999; Го­рош­ко Е. И. Язы­ко­вое соз­на­ние: ген­дер­ная па­ра­диг­ма. М., 2003; The handbook of lan­guage and gender / Ed. J. Holmes, M. Meyer­hoff. Malden, 2003; Coats J. Women, men and language. A sociolinguistic account of sex dif­fereces in language. 3rd ed. Harlow, 2004; Ген­дер и язык / Сост. А. В. Ки­ри­ли­на. М., 2005; Гри­цен­ко Е. С. Язык. Ген­дер. Дис­курс. Н. Нов­го­род, 2005; Крейд­лин Г. Е. Муж­чи­ны и жен­щи­ны в не­вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции. М., 2005.

Вернуться к началу