Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРРО́ КЛОД

ПЕРРО́ (Perrault) Клод (25.9.1613, Па­риж – 9.10.1688, там же), франц. врач, ана­том, ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель, ар­хи­тек­тор и тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры, чл. Ко­ро­лев­ской АН (1666). Сын ад­во­ка­та Па­риж­ско­го пар­ла­мен­та, брат Ш. Пер­ро. В 1641 по­лу­чил сте­пень д-ра ме­ди­ци­ны в Па­риж­ском ун-те, за­тем пре­по­да­вал там и за­ни­мал­ся мед. прак­ти­кой; изу­чал ана­то­мию че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, а так­же про­цес­сы их жиз­не­дея­тель­но­сти. Его ис­сле­до­ва­ния по срав­нит. ана­то­мии жи­вот­ных во­шли в кол­лек­тив­ный 2-том­ный труд ака­де­мии «За­пис­ки, слу­жа­щие к по­яс­не­нию ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии жи­вот­ных» («Mémoires pour servir а̀ l’his­toire na­tu­relle des animaux», 1671–76). За­ни­мал­ся так­же изо­бре­те­ни­ем во­ен. ма­шин, гру­зо­подъ­ём­ных ме­ха­низ­мов и пр.

В 1667 П. вме­сте с Ш. Леб­ре­ном и Л. Ле­во во­шёл в соз­дан­ный Ж. Б. Коль­бе­ром «ма­лый со­вет» для раз­ра­бот­ки про­ек­та вост. фа­са­да Лув­ра. Ко­ро­лю Лю­до­ви­ку XIV бы­ло пред­став­ле­но 2 про­ек­та, и вы­бран­ный им ва­ри­ант поч­ти сра­зу стал рас­смат­ри­вать­ся как ин­ди­виду­аль­ная ра­бо­та П. Этот фа­сад с 3 ри­за­ли­та­ми и за­клю­чён­ной ме­ж­ду ни­ми во 2-м яру­се ко­лон­на­дой со сдво­ен­ны­ми ко­лон­на­ми (1667–72; см. илл. к ст. Лувр) стал про­грамм­ным па­мят­ни­ком франц. клас­си­циз­ма 17 в. Сре­ди др. по­стро­ек П. – Па­риж­ская об­сер­ва­то­рия для Ака­де­мии на­ук (1667–72), три­ум­фаль­ная ар­ка дю-Трон (на­ча­ла стро­ить­ся ок. 1669, сне­се­на до за­вер­ше­ния строи­тель­ст­ва в 1710); П. так­же ра­бо­тал в зам­ке Коль­бе­ра Со и в Вер­са­ле, соз­дал про­екты франц. ор­де­ра ар­хи­тек­тур­но­го (на кон­курс, объ­яв­лен­ный Коль­бе­ром в 1671, для оформ­ле­ния ат­ти­ко­во­го эта­жа Лув­ра), объ­е­ди­не­ния Лув­ра и двор­ца Тю­иль­ри (ок. 1674), ре­кон­ст­рук­ции ц. Сент-Же­невь­ев (Св. Же­невь­е­вы) в Па­ри­же (ок. 1675 – ок. 1680). В ком­мен­та­ри­ях к сво­ему пе­ре­во­ду трак­та­та Вит­ру­вия (1673) и в тру­де «О по­ряд­ке пя­ти ви­дов ко­лонн в со­от­вет­ст­вии с ме­то­дом древ­них» («Ordonnance des cinq espèces de colonnes selon la méthode des anciens», 1683) П. от­де­лил прин­ци­пы ан­тич­ной ар­хи­тек­ту­ры, ак­ту­аль­ные для совр. эпо­хи, от ут­ра­тив­ших свою важ­ность, от­ри­цая при этом уни­вер­саль­ность и вне­вре­мен­ность идеа­ла кра­со­ты – ос­но­во­по­ла­гаю­щую идею клас­си­циз­ма. Кон­цеп­ция П. рас­смат­ри­ва­лась в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры в 1672 в хо­де «спо­ра о древ­них и но­вых» как вы­ра­же­ние по­зи­ции «но­вых» и, не­смот­ря на по­бе­ду «древ­них» во гла­ве с Н. Ф. Блон­де­лем, ока­за­ла влия­ние на франц. клас­си­цизм 18 в.

Соч.: Essais de physique. P., 1680–1688. Vol. 1–4; Recueil de plusieurs machines de nou­velle invention. P., 1700; Mémoires de ma vie. Voyage а̀ Bordeaux (1669). P., 1909. P., 2010.

Лит.: Herrmann W. The theory of C. Perrault. L., 1973; Picon A. C. Per­rault, ou la curiosité d’un classique. P., 1988; Petzet M. C. Perrault und die Architektur des Sonnenkönigs... Münch., 2000.

Вернуться к началу