Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЗЫРЫ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 59

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Алексеев, Л. С. Марсадолов

ПАЗЫРЫ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра «ски­фо-си­бир­ско­го ми­ра» (6–3 вв. до н. э.) на Ал­тае, час­ти тер­ри­торий Сев.-Вост. Ка­зах­ста­на, Сев.-Зап. Ки­тая, Мон­го­лии. Па­мят­ни­ки ис­сле­ду­ют­ся с 1865 (Ка­тан­дин­ский кур­ган на Ал­тае и Бе­рель­ский кур­ган в Ка­зах­ста­не, рас­коп­ки В. В. Рад­ло­ва). Вы­де­ле­на М. П. Гряз­но­вым в 1939. На­зва­на по Па­зы­рык­ским кур­га­нам. Из­вест­ны се­зон­ные по­се­ле­ния и сто­ян­ки с ос­тат­ка­ми уг­луб­лён­ных жи­лищ и хо­зяйств. ям. Изу­ча­лись в осн. кур­га­ны (ис­сле­до­ва­но бо­лее 600 на 130 мо­гиль­ни­ках), ко­то­рые по раз­ме­рам, кон­ст­рук­ции, чис­лу ко­ней, со­про­во­ж­даю­щих по­гре­бён­ных лю­дей, под­раз­де­ля­ют­ся на боль­шие (рас­ко­па­но 15), сред­ние и ма­лые. Наи­бо­лее из­вест­ны Ба­ша­дар­ские курганы, Ту­эк­тин­ские кур­га­ны (Центр. Ал­тай; рас­коп­ки С. И. Ру­ден­ко в 1954) и др., от­но­ся­щие­ся к ран­не­му эта­пу П. к. (6–5 вв. до н. э.); Укок, Па­зы­рык­ские кур­га­ны и др. позд­не­го эта­па (5–3 вв. до н. э.). К ха­рак­тер­ным чер­там П. к. от­но­сят по­гре­бе­ние в де­рев. сру­бах, вост. ори­ен­ти­ров­ку и му­ми­фи­ка­цию по­гре­бён­ных, со­про­во­ж­де­ние их за­хо­ро­не­ния­ми ко­ней, не­ко­то­рые ти­пы ке­ра­ми­ки (напр., уз­ко­гор­лые кув­ши­ны) и др. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. Но­си­те­ли П. к. при­над­ле­жа­ли к ев­ро­пео­ид­ной и мон­го­ло­ид­ной ра­сам. П. к. сло­жи­лась на ос­но­ве ме­ст­ных куль­тур ран­не­скиф­ско­го вре­ме­ни (май­э­мир­ской, бий­кен­ской) и прив­не­сён­ных с тер­ри­то­рии Ма­лой и Ср. Азии или Сев.-Зап. Ки­тая но­вых куль­тур­ных тра­ди­ций (по­гре­баль­ный об­ряд, ке­ра­ми­ка), что со­про­во­ж­да­лось уве­ли­че­ни­ем ев­ро­пео­ид­но­го ком­по­нен­та её но­си­те­лей. Не­ко­то­рые тра­ди­ции, вос­хо­дя­щие к П. к., про­сле­жи­ва­ют­ся в сме­нив­ших её куль­ту­рах, вплоть от эпох гос­под­ства хун­ну и Тюрк­ских ка­га­на­тов.

Войлочный ковёр из 5-го Пазырыкского кургана. Эрмитаж (С.-Петербург).

Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли Па­зы­рык­ские кур­га­ны, груп­па из пяти боль­ших и не­сколь­ких ма­лых кур­га­нов в меж­гор­ном уро­чи­ще Па­зы­рык, у с. Ба­лык­ту­юль, в 1,5 км от р. Боль­шой Ула­ган (Ула­ган­ский р-н Рес­пуб­ли­ки Ал­тай, Рос­сия). Рас­коп­ки М. П. Гряз­но­ва в 1929 и С. И. Ру­ден­ко в 1947–49. Хро­но­ло­гия дис­кус­си­он­на (5–4 или 4–3 вв. до н. э.). По дан­ным ден­д­ро­хро­но­ло­гии, боль­шие Па­зы­рык­ские кур­га­ны со­ору­же­ны в ин­тер­ва­ле 49 лет: сна­ча­ла 2-й кур­ган, че­рез 1–2 го­да – 1-й, че­рез 7 лет – 4-й, че­рез 30 лет – 3-й, че­рез 11 лет – 5-й. Ка­мен­ные по­лу­сфе­рич. на­сы­пи (выс. до 5 м, диа­метр до 50 м) пе­ре­кры­ва­ют мо­гиль­ные ямы (глу­би­на до 4–5 м) с двой­ны­ми де­рев. сру­ба­ми, гро­ба­ми-ко­ло­да­ми с му­ми­фи­ци­ров. те­ла­ми по­гре­бён­ных лю­дей, за­хо­ро­не­ния­ми ко­ней (от 5 до 14). Па­зы­рык­ские кур­га­ны ог­раб­ле­ны в древ­но­сти, но их уни­каль­ность в том, что во льду со­хра­ни­лись ты­ся­чи пред­ме­тов из де­ре­ва, ро­га, ко­жи, ме­ха, вой­ло­ка, тка­ни. Сре­ди на­хо­док: ук­ра­шен­ная, в т. ч. рас­ши­тая оде­ж­да, ору­жие, по­су­да, ук­ра­ше­ния, кон­ские по­гре­баль­ные убо­ры с ро­га­ми оле­ней, коз­лов, ба­ра­нов и с изо­бра­же­ния­ми фан­та­стич. жи­вот­ных, муз. ин­ст­ру­мен­ты, ков­ры и по­по­ны с зоо- и ан­тро­по­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми, ко­лес­ни­ца и др., в т. ч. кит. и инд. зер­ка­ла, кит. шёлк, иран. тка­ни и ко­вёр. Изо­бра­же­ния на ря­де пред­ме­тов и та­туи­ров­ках на ко­же по­гре­бён­ных вы­пол­не­ны в ски­фо-си­бир­ском зве­ри­ном сти­ле. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ет вой­лоч­ный ко­вёр (4,5×6,4 м) из кур­га­на № 5 (рис.) – с изо­бра­же­ния­ми бо­ги­ни, си­дя­щей на тро­не, и муж­чи­ны, подъ­ез­жаю­ще­го к ней на ко­не; эта сце­на, воз­мож­но, сим­во­ли­зи­ро­ва­ла акт при­об­ще­ния вои­на или во­ж­дя к по­ту­сто­рон­не­му ми­ру. Ма­те­риа­лы Па­зы­рык­ских кур­га­нов хра­нят­ся в Эр­ми­та­же (С.-Пе­тер­бург).

Лит.: Гряз­нов М. П. Пер­вый Па­зы­рык­ский кур­ган. Л., 1950; Ру­ден­ко С. И. Куль­ту­ра на­се­ле­ния Гор­но­го Ал­тая в скиф­ское вре­мя. М.; Л., 1953; он же. Куль­ту­ра на­се­ле­ния Цен­траль­но­го Ал­тая в скиф­ское вре­мя. М.; Л., 1960; По­лось­мак Н. В.«Сте­ре­гу­щие зо­ло­то гри­фы» (ак-ала­хин­ские кур­га­ны). Но­во­сиб., 1994; она же. Всад­ни­ки Уко­ка. Но­во­сиб., 2001.

Вернуться к началу