НАУКОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАУКОВЕ́ДЕНИЕ, междисциплинарная область исследований науч. знания и науч. деятельности, включающая наукометрию (исследование науки количественными методами), социологию науки, экономику науки, психологию науч. творчества. От исследования науч. сообщества и коммуникаций в нём совр. Н. перешло к изучению отношений науки, технологии и общества и, наконец, к анализу экспертиз и экспертных оценок.
Первые опыты изучения формирования науч. сообществ с помощью статистич. методов представлены в работах А. Декандоля («История науки и учёных за два века» – «Histoire des sciences et des savants depuis deux siècles», 1873) и Ф. Гальтона («Английские люди науки. Их природа и питание» – «English men of science: their nature and nurture», 1874, и др.); проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд («Великие люди» – «Grosse Männer», 1909). В 1920–30-х гг. появились первые формулировки Н. как особой отрасли исследований: рус. учёный И. А. Боричевский предложил сам термин «Н.» (1926) и включил в Н. изучение внутр. природы науки и её обществ. назначения; польск. учёные М. и С. Оссовские предложили программу Н. как «науки о науке» (1936); важное значение имели работы по социологии науки Р. Мертона (1938) и Дж. Бернала (1939).
В отеч. Н. в 1920–30-х гг. разрабатывалась теория науки (Г. А. Грузинцев), статистич. методами исследовались кадры учёных (Ю. А. Филипченко), массив открытий (Т. И. Райнов) и массив публикаций (К. Р. Симон), анализировались проблемы науч. творчества и изобретений (П. К. Энгельмейер, И. И. Лапшин), социологич. аспекты науч. знания, науч. организаций и институтов (Б. М. Гессен, Н. И. Бухарин, К. Р. Мегрелидзе), культурно-историч. проблемы науки (В. И. Вернадский).
Как самостоят. область исследований Н. окончательно оформилось после 2-й мировой войны в результате превращения науки в социальный институт, а науч. деятельности в массовую профессию. Ядром Н. в 1960-х гг. стала социология науки (Т. Кун, М. Малкей и др.), объектом изучения явились науч. сообщество (науч. школы, «невидимые колледжи», исследовательские группы, лаборатории – Н. И. Родный, Д. Крейн, М. К. Петров, Б. Латур) и коммуникации внутри него (С. Вулгар, У. Хагстром). С сер. 1960-х гг. в Н. утвердилась информац.-библиометрич. программа, в рамках которой были найдены новые индикаторы науки и средства их обработки (с помощью индекса цитирования), построены метрич. модели их анализа (Ю. Гарфилд, Г. Смолл, Д. Чубин, С. и Дж. Коулы, В. В. Налимов, Г. М. Добров, И. В. Маршакова-Шайкевич и др.), предложены разл. модели возрастания массива науч. публикаций как системы представления знаний (Д. Прайс, Б. Гриффит, Э. М. Мирский). Были намечены новые пути изучения науч. творчества (Д. Пельц, Ф. Эндрюс, М. Г. Ярошевский, А. Н. Лук), на базе историко-науч. реконструкций исследовались идеалы и нормы науч. деятельности (В. С. Стёпин), социальные и когнитивные формы институциализации науки (Р. Уитли, К. Кнорр-Цетина) и др.
Своей задачей Н. ставит анализ изменения тезауруса науки, форм организации науч. деятельности, механизмов самоорганизации учёных, осн. направлений науч. политики в тех или иных странах, связей науки с техникой, образованием и культурой, её места в процессах глобализации и т. п. Наличие этих разнородных целей обусловило использование в Н. наряду с математич. моделированием разл. подходов и методов, специфических для входящих в него отд. дисциплин.
Издания по Н.: «Наука та наукознавство» (с 1993), «Social studies of science» (с 1971), «Scientometrics» (с 1978), «Науковедение» (1999–2004); серия книг «Науковедение. Проблемы и исследования» (с 1968); бюллетень «Науковедение и информатика» (с 1969); реферативно-библиографич. ж. «Науковедение» (с 1973).