Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАПШИ́Н ИВАН ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 715

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Ванчугов

ЛАПШИ́Н Иван Ива­но­вич [11(23).10.1870, Мо­ск­ва – 17.11.1952, Пра­га], рус. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель нео­кан­ти­ан­ст­ва. Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. фа­куль­тет С.-Пе­терб. ун-та (1893), уче­ник А. И. Вве­ден­ско­го. С 1897 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. ун-те (проф. с 1913). В 1922 вы­слан из Рос­сии на «фи­ло­соф­ском па­ро­хо­де». С 1923 в Че­хос­ло­ва­кии; проф. Рус. юри­дич. ф-та, позд­нее Рус. нар. ун-та в Пра­ге.

В соч. «За­ко­ны мыш­ле­ния и фор­мы по­зна­ния» (1906) Л., ис­хо­дя из то­го, что за­ко­ны мыш­ле­ния не­при­ло­жи­мы вне сфе­ры воз­мож­но­го опы­та, от­верг не толь­ко по­ня­тие «ве­щи в се­бе», но и все ви­ды дог­ма­тич. ме­та­фи­зи­ки, рас­смат­ри­вая их как «ра­бо­чие ги­по­те­зы», ко­то­рые мо­гут иметь лишь эв­ри­стич. цен­ность. В ра­бо­тах «Про­бле­ма "чу­жо­го я" в но­вей­шей фи­ло­со­фии» (1910) и «Оп­ро­вер­же­ние со­лип­сиз­ма» (1924) ут­вер­жда­лась не­до­ка­зуе­мость «транс­цен­дент­ной ре­аль­но­сти чу­жо­го я», ко­то­рую Л. объ­яв­лял «кон­ст­рук­ци­ей мыс­ли», ил­лю­зи­ей, свя­зан­ной со склон­но­стью че­ло­ве­ка к эс­те­тич. пе­ре­во­пло­ще­нию. «Фи­ло­со­фия изо­бре­те­ния и изо­бре­те­ние в фи­ло­со­фии» (т. 1–2, 2-е изд., 1924; пе­ре­из­да­на в 1999), за­ду­ман­ная как вве­де­ние в ис­то­рию фи­ло­со­фии, по­свя­ще­на про­бле­мам твор­че­ст­ва, пре­ж­де все­го фи­ло­соф­ско­го, в его от­ли­чии как от ре­ли­ги­оз­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го (от­но­ся­щих­ся к сфе­ре эмо­цио­наль­но­го мыш­ле­ния), так и спе­ци­аль­но на­уч­но­го. Ав­тор со­чи­не­ний по пси­хо­ло­гии, ис­то­рии пе­да­го­ги­ки, ис­то­рии рус. иск-ва (в т. ч. му­зы­ки) и эс­те­ти­ки.

Соч.: Все­лен­ское чув­ст­во. СПб., 1911; Гно­сео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. П., 1917. Вып. 1: Ло­ги­ка от­но­ше­ний и сил­ло­гизм; Ху­до­же­ст­вен­ное твор­че­ст­во. П., 1922; Фи­ло­соф­ские взгля­ды Ра­ди­ще­ва. П., 1922; Эс­те­ти­ка Дос­то­ев­ско­го. Бер­лин, 1923; La syn­er­gie spiri­tuelle. Pra­ha, 1935; Фе­но­ме­но­ло­гия. Пра­га, 1937; Спор о сво­бо­де во­ли в со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии. Пра­га, 1941; О свое­об­ра­зии рус­ско­го ис­кус­ст­ва. Пра­га, 1944; Рим­ский-Кор­са­ков и его зна­че­ние в ис­то­рии рус­ской му­зы­ки. Пра­га, 1945.

Вернуться к началу