Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАГ-ХАММА́ДИ РУ́КОПИСИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 673

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Ю. Мирошников

НАГ-ХАММА́ДИ РУ́КОПИСИ (биб­лио­те­ка Наг-Хам­ма­ди), со­б­ра­ние древ­них тек­стов на копт­ском язы­ке, об­на­ру­жен­ное в дек. 1945 близ совр. г. Наг-Хам­ма­ди в Верх­нем Егип­те.

Н.-Х. р. бы­ли слу­чай­но най­де­ны в гли­ня­ном со­су­де ме­ст­ны­ми кре­сть­я­на­ми. С 1952 все ру­ко­пи­си, кро­ме ко­дек­са I, хра­нят­ся в Копт­ском му­зее в Каи­ре. Часть ко­дек­са I бы­ла не­за­кон­но вы­ве­зе­на из Егип­та, ку­п­ле­на Ин-том Юн­га в Цю­ри­хе и офи­ци­аль­но по­да­ре­на К. Г. Юн­гу (от­сю­да назв. Ко­декс Юн­га); воз­вра­ще­на в Еги­пет в 1975. Н.-Х. р. на­счи­ты­ва­ют 13 ко­дек­сов (1153 стра­ни­цы), со­дер­жа­щих 45 со­чи­не­ний (не­ко­то­рые пред­став­ле­ны в не­сколь­ких вер­си­ях), а так­же ряд не­иден­ти­фи­ци­ро­ван­ных фраг­мен­тов. Бóльшая часть тек­стов до их от­кры­тия бы­ла не­из­вест­на. Н.-Х. р. да­ти­ру­ют­ся, ве­ро­ят­нее все­го, 2-й пол. 4 в. Все тек­сты на­пи­са­ны на разл. диа­лек­тах копт­ско­го яз. и яв­ля­ют­ся пе­ре­во­да­ми бо­лее древ­них греч. тек­стов. Фак­си­миль­ное из­да­ние ко­дек­сов в 12 то­мах пред­при­ня­то в 1972–84; пол­ное кри­тич. из­да­ние в 14 то­мах, вклю­чая тек­сты кар­то­на­жей, – в 1975–96.

Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ние Н.-Х. р. – «Еван­ге­лие от Фо­мы» – пред­став­ля­ет со­бой со­б­ра­ние из­ре­че­ний, при­пи­сы­вае­мых Ии­су­су Хри­сту. Не­смот­ря на то, что текст, по всей ви­ди­мо­сти, не­од­но­крат­но ре­дак­ти­ро­вал­ся, по мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, ряд из­ре­че­ний да­ти­ру­ет­ся 1 в. и яв­ля­ет­ся не ме­нее древ­ним, чем тра­ди­ция ка­но­нич. си­ноп­тич. Еван­ге­лий. В час­ти со­б­ра­ния Н.-Х. р. вы­де­ля­ют 3 круп­ные груп­пы тек­стов: си­фи­ан­скую (свя­зан­ную с тра­ди­ци­ей, при­пи­сы­вав­шей по­том­ст­ву Си­фа, 3-го сы­на Ада­ма и Евы, осо­бую роль в ис­то­рии спа­се­ния) – «Апо­ка­лип­сис Ада­ма», «Ал­ло­ген», «Апок­риф Ио­ан­на» и др.; ва­лен­ти­ни­ан­скую (вос­хо­дя­щую к уче­нию Ва­лен­ти­на) – «Еван­ге­лие ис­ти­ны», «Еван­ге­лие от Фи­лип­па», «Трёх­ча­ст­ный трак­тат» и др.; гер­ме­ти­че­скую (на­зван­ную по име­ни ми­фич. Гер­ме­са Трис­ме­ги­ста) – «Аск­ле­пий», «Рас­су­ж­де­ние о вось­мёр­ке и де­вят­ке» и др.

В ра­бо­тах пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей Н.-Х. р. час­то обо­зна­ча­лись как «копт­ская гно­сти­че­ская биб­лио­те­ка», од­на­ко к нач. 21 в. боль­шин­ст­во учё­ных от­ка­за­лось от это­го на­име­но­ва­ния (пре­ж­де все­го, вви­ду не­од­но­знач­но­сти са­мо­го тер­ми­на гно­сти­цизм). Н.-Х. р. яв­ля­ют­ся важ­ным ис­точ­ни­ком по ис­то­рии ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва, ран­не­хри­сти­ан­ской и иу­дей­ской ли­те­ра­тур, фи­ло­соф­ско-бо­го­слов­ских идей за пре­де­ла­ми цер­ков­ной тра­ди­ции.

Лит.: Doresse J. The Secret Books of the Egyp­tian Gnostics: an introduction to the Gnostic Coptic manuscripts discovered at Chenobos­kion. L., 1960; Robinson J. M. The Jung Co­dex: the rise and fall of a monopoly // Reli­gious Studies Review. 1977. Vol. 3. № 1; idem. From the Cliff to Cairo: the story of the dis­co­verers and the middlemen of the Nag Ham­madi Codices // Les textes de Nag Hammadi: col­lo­que international. Louvain; Quе́bec, 1981; Pat­terson S. J. The Gospel of Tho­mas and Je­sus. Sonoma, 1993; Williams M. A. Rethinking «Gnos­ticism»: an argument for dismantling a du­bious category. Princeton, 1996; Хос­ро­ев А. Л. Из ис­то­рии ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва в Егип­те. М., 1997.

Вернуться к началу