Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МХИТА́Р ГОШ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 543-544

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Джагацпанян, Е. В. Карабегова

МХИТА́Р ГОШ (1120-е гг., Ганд­зак, ны­не Гянд­жа – 1213, мон. Нор-Ге­тик, ны­не Го­ша­ванк), арм. учё­ный-пра­во­вед, бо­го­слов, ис­то­рик, ли­те­ра­тор и об­ществ. дея­тель. Учил­ся на ро­ди­не у Ован­не­са Та­ву­ше­ци, за­тем в Ки­ли­кий­ском ар­мян­ском цар­ст­ве, два­ж­ды был удо­сто­ен сте­пе­ни вар­да­пе­та (учё­но­го мо­на­ха, об­ла­дав­ше­го пра­вом про­по­ве­до­вать и на­став­лять па­ст­ву). С кон. 12 в. гла­ва вост. вар­да­пе­тов; уча­ст­ник цер­ков­ных со­бо­ров в Ло­ри (1205) и Ани (1207). Поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том в сре­де ду­хо­вен­ст­ва и у свет­ской вла­сти. Ос­но­вал мон. Нор-Ге­тик и шко­лу при нём. Ав­тор бо­лее 10 тру­дов в разл. об­лас­тях зна­ния. В 1184 со­ста­вил Су­деб­ник (вклю­ча­ет 3 час­ти – «Вве­де­ние», «Цер­ков­ные ка­но­ны» и «Свет­ские за­ко­ны») – це­ло­ст­ную по­ли­ти­ко-пра­во­вую сис­те­му, в ос­но­ву ко­то­рой по­ло­же­на кон­цеп­ция ес­те­ст­вен­но­го (бо­же­ст­вен­но­го) пра­ва. Осн. её прин­ци­па­ми яв­ля­ют­ся ра­вен­ст­во всех лю­дей пе­ред Бо­гом, пер­во­на­чаль­ная сво­бо­да че­ло­ве­ка, пра­во на жизнь, сво­бо­да со­вес­ти и ве­ро­ис­по­ве­да­ния, не­при­кос­но­вен­ность лич­но­го иму­ще­ст­ва. Су­деб­ник М. Г. при­ме­нял­ся в Вост. Ар­ме­нии и Ки­ли­кий­ском арм. цар­ст­ве, а так­же до 19 в. в стра­нах и ре­гио­нах, где про­жи­ва­ли ар­мя­не (в Гру­зии, Кры­му, Рос­сии и др.). В нач. 18 в. Вах­танг VI ис­поль­зо­вал Су­деб­ник М. Г. при упо­ря­до­че­нии норм груз. пра­ва в сво­де за­ко­нов «Уло­же­ние Вах­тан­га VI».

М. Г. ввёл в арм. лит-ру жанр бас­ни, со­брав и об­ра­бо­тав бы­то­вав­шие в на­ро­де бас­ни и прит­чи: сб. «Бас­ни» («Аракк’», изд. в Ве­не­ции в 1790). Рас­по­ло­же­ние ба­сен в сб-ке на­по­ми­на­ет раз­ме­ще­ние за­ко­нов в Су­деб­ни­ке: от воз­вы­шен­но­го – к мир­ско­му и ча­ст­но­му (прит­чи о не­бе и зем­ле, за­тем – о рас­те­ни­ях, го­ро­дах, жи­вот­ных и лю­дях); язык ба­сен ла­ко­ни­чен и прост. Мно­го­числ. спи­ски, сде­лан­ные со сб-ка М. Г., хра­нят­ся в Ма­те­на­да­ра­не, в арм. биб­лио­те­ках Ие­ру­са­ли­ма, Ве­не­ции, Ве­ны и др.

Соч.: Ар­мян­ский су­деб­ник. Ер., 1954; [Бас­ни] // Бас­ни сред­не­ве­ко­вой Ар­ме­нии. Ер., 2007.

Лит.: Ме­лик­сет-Бек Л. Не­из­дан­ные тру­ды Мхи­та­ра Го­ша // Эч­ми­ад­зин. 1959. № 12 (на арм. яз.); Абе­гян М. Ис­то­рия древ­не­ар­мян­ской ли­те­ра­ту­ры. Ер., 1975; Му­ра­дян П. Идея ве­ро­тер­пи­мо­сти и меж­на­цио­наль­но­го со­гла­сия в Ар­ме­нии 12–13 вв. // Ганд­за­сар. 1993. № 4 (на арм. яз.).

Вернуться к началу