МУФТИЯ́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУФТИЯ́Т, в России и СССР неофиц. название региональных духовных управлений мусульман-суннитов, руководимых муфтиями.
Появление М. было вызвано нуждами гос. регулирования конфессиональной жизни мусульман. Первый М. – Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) – учреждён в 1788. Его юрисдикция охватывала территорию Европ. России и Сибири, за исключением Крыма. ОМДС выступало как высшая инстанция шариатского суда, выпускало фетвы по важнейшим вопросам религ. и обществ. жизни, ведало экзаменами на право занимать духовные должности, метриками мусульм. приходов, строительством и ремонтом мечетей, мусульм. школами. В 1794–1831 шло формирование Таврического (Крымского) М. – Таврич. магометанского духовного правления, по правовому положению и функциям во многом идентичного ОМДС. Оренбургский и таврический муфтии назначались императором и были подсудны Сенату; высшее мусульм. духовенство обоих М. находилось на гос. содержании. В 1872 созданы аналогичные духовные правления мусульман-суннитов и мусульман-шиитов в Закавказье. Духовное правление шиитов может быть названо М. условно, поскольку института муфтиев в шиитской традиции нет. Деятельность всех 4 М. контролировалась Департаментом духовных дел иностранных исповеданий, а закавказских – также наместниками (в 1881–1905 главноначальствующими) Кавказского края.
Революции 1917 привели к большим изменениям в организации управления мусульм. сообществом России. В июле 1917 ОМДС преобразовано в Центр. духовное управление мусульман внутренней России и Сибири (ЦДУМ), среди руководителей которого выделялся муфтий Р. Фахретдинов (1921–36). Прекратили существование М. в Крыму и Закавказье. По сов. законодательству ислам, как и др. религии, был отделён от государства и уравнен с ними в правах, но на практике поставлен под жёсткий гос. контроль. Давление на религ. организации усилилось на рубеже 1920–1930-х гг., деятельность ЦДУМ была фактически приостановлена.
В Вел. Отеч. войну ЦДУМ возобновило деятельность, в 1943–44 созданы М. Ср. Азии и Казахстана (САДУМ) и М. Сев. Кавказа (ДУМСК). Возникшее в 1944 Духовное управление мусульман Закавказья ведало одновременно шиитами и суннитами, поэтому термин «М.» применим к нему условно. В его структуре должность муфтия занимал зам. председателя (шейх-уль-ислам), ведавший делами суннитских общин региона. На съезде в Уфе в 1948 ЦДУМ было преобразовано в Духовное управление мусульман Европ. части СССР и Сибири (ДУМЕС). Руководители региональных М. избирались на региональных мусульм. съездах. Послевоенные М. сохранили за собой некоторые богословские и правовые функции (издание фетв и др.), контроль за соблюдением духовными лицами шариатских норм, учёт мечетей и молитвенных домов. Они служили инструментами гос. контроля над верующими, принимали участие во внешнеполитич. деятельности СССР, помогая государству налаживать контакты с мусульм. странами. Деятельность М. непосредственно контролировалась Советом по делам религий при СМ СССР.
В условиях кризиса и распада СССР САДУМ и ДУМСК прекратили существование. В 1990-е гг. в странах СНГ и субъектах РФ со значит. мусульм. населением возникли новые М. На нач. 21 в. в РФ существуют 3 осн. координац. центра мусульм. общин: Совет муфтиев России (1996, Москва), ЦДУМ России и европ. стран СНГ (1992, Уфа), Координац. центр мусульман Сев. Кавказа (1998, Назрань). С ними связаны неск. десятков М., действующих в разл. субъектах РФ.
См. также Ислам.