Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОБИ́Л

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 559-560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Рассказов

МОБИ́Л (Mobile), го­род на юге США, в юго-зап. час­ти шта­та Ала­ба­ма. Тре­тий по чис­лу жи­те­лей го­род шта­та (по­сле Бир­мин­ге­ма и Монт­го­ме­ри); нас. 206 тыс. чел. (2012; в т. ч. ок. 1/2 – аф­ро­амери­кан­цы). Об­ра­зу­ет вто­рую по чис­лу жи­те­лей гор. аг­ло­ме­ра­цию шта­та (по­сле аг­ло­ме­ра­ции Бир­мин­ге­ма) с нас. св. 600 тыс. чел. Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу р. Мо­бил, в мес­те её впа­де­ния в од­но­им. бух­ту (за­лив) Мек­си­кан­ско­го зал. Узел ав­то­ма­ги­ст­ра­лей и же­лез­ных до­рог. Круп­ный мор­ской и реч­ной порт на пе­ре­се­че­нии внутр. вод­ных пу­тей (ре­ки Мо­бил, Тен­со и Бе­ре­го­вой ка­нал). Ре­гио­наль­ный аэ­ро­порт М., аэ­ро­порт де­ло­во­го рай­она Мо­бил.

Ос­но­ван фран­цу­за­ми в 1702, на совр. мес­те с 1711. До 1720 сто­ли­ца франц. Лу­и­зиа­ны. С 1763 в со­ста­ве брит. ко­лонии Зап. Фло­ри­да, в пе­ри­од Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83 в 1780 пе­ре­дан Ис­па­нии. В 1813 в хо­де анг­ло-аме­ри­кан­ской вой­ны 1812–14 пе­ре­шёл под кон­троль амер. войск. В 1819 вме­сте с тер­ри­то­ри­ей Исп. Фло­ри­ды офи­ци­аль­но пе­ре­дан США, во­шёл в со­став но­во­об­ра­зо­ван­но­го шта­та Ала­ба­ма, то­гда же по­лу­чил ста­тус го­ро­да. В 1-й пол. 19 в. М. – мор. порт по вы­во­зу дре­ве­си­ны и хлоп­ка. В го­ды Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–65 важ­ней­ший порт Кон­фе­де­ра­тив­ных Шта­тов Аме­ри­ки, че­рез ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­лась тор­гов­ля со стра­на­ми Ка­риб­ско­го бас­сей­на и Ев­ро­пы. В авг. 1864 в мор. сра­же­нии в бух­те Мо­бил фе­де­раль­ные си­лы адм. Д. Г. Фар­ра­гу­та раз­гро­ми­ли флот Кон­фе­де­ра­ции; в 1865 го­род взят се­ве­ря­на­ми. В пе­ри­од Ре­кон­ст­рук­ции Юга США пе­ре­жил эко­но­мич. спад. В 20 в. раз­ви­тию М. как круп­но­го транс­порт­но­го, тор­го­во­го и ин­ду­ст­ри­аль­но­го цен­тра шта­та спо­соб­ст­во­ва­ло со­ору­же­ние Па­нам­ско­го ка­на­ла (1914), Бе­ре­го­во­го ка­на­ла (сис­те­мы ка­на­ли­зи­ро­ван­ных вод­ных пу­тей вдоль по­бе­ре­жья Мек­си­кан­ско­го зал.) и др.

Мобил. Вид деловой части города.

В ис­то­рич. цен­тре М. со­хра­ни­лись ар­хит. па­мят­ни­ки в сти­ле клас­си­циз­ма – ка­то­лич. со­бор Не­по­роч­но­го за­ча­тия (1835–50), пре­сви­те­ри­ан­ская ц. (1836), епи­ско­паль­ная ц. Хри­ста (1835–42), особ­няк Брэг­гов – Мит­чел­лов (1855); в сти­ле нео­го­ти­ки – аф­роа­ме­ри­кан­ская ме­то­ди­ст­ская епи­ско­паль­ная ц. Хри­ста Эм­ма­нуи­ла (1881, фа­сад – 1890–91) и др. Ка­то­лич. мо­на­сты­ри – По­се­ще­ния Бо­го­ма­те­рью св. Ели­за­ве­ты (зда­ния 1850-х гг. в сти­ле франц. не­оре­нес­сан­са, 1870–1890-х гг. в нео­ро­ман­ском и нео­го­тич. сти­лях), Сес­тёр ми­ло­сер­дия (зда­ние – 1908).

На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин-т Мит­чел­ла по изу­че­нию про­блем ра­ка при Ун-те Юж. Ала­ба­мы. Круп­ней­ший вуз – Ун-т Юж. Ала­ба­мы (1963); сре­ди не­го­су­дарств. ву­зов – бап­ти­ст­ский ун-т М. (1961); ряд кол­лед­жей. Му­зей М. (1855, совр. ста­тус с 1973) в зда­нии Ста­рой ра­ту­ши в сти­ле клас­си­циз­ма (1855–57), Нац. аф­роа­ме­ри­кан­ский ар­хив и му­зей (1931); му­зеи: Кон­де-Шар­лотт (1957; в зда­нии в сти­ле клас­си­циз­ма, 1850; вос­соз­да­ны ин­терь­е­ры разл. эта­пов ис­то­рии М.), ху­дож. (1963), со­ци­аль­ной ис­то­рии до­во­ен­но­го Юга (1971; в усадь­бе 19 в.), кар­на­ва­ла М. (2005). На зап. бе­ре­гу бух­ты Мо­бил – ме­сто веч­ной сто­ян­ки лин­ко­ра «Ала­ба­ма» (1942; му­зей с 1964) в Ме­мо­ри­аль­ном пар­ке его име­ни (1965, совр. ста­тус с 1986), здесь так­же на­хо­дит­ся под­нятая в 1969 на по­ста­мент под­вод­ная лод­ка «Драм» (1941). В М. – опер­ная труп­па, «Зен­гер ти­этр» (1927), «Драм­те­атр в пар­ке» (1961), «Мо­бил бал­ле» (1987), сим­фо­нич. ор­кестр. Еже­год­ный кар­на­вал (фес­ти­валь по­том­ков фран­коя­зыч­ных жи­те­лей го­ро­да; М. счи­та­ет­ся ро­ди­ной франц. тан­ца «Мар­ди Грас»). Наи­бо­лее из­вест­ны ста­дио­ны: для мат­чей по амер. фут­бо­лу – «Ладд-Пиблс» (ос­но­ван в 1948, св. 40 тыс. мест), бейс­бо­лу «Хэнк Аарон» (от­крыт в 1997, ок. 6 тыс. мест).

Основа экономики – сфе­ра ус­луг, гл. обр. здра­во­охра­не­ние (М. – ре­гио­наль­ный центр мед. ус­луг сев. час­ти по­бе­ре­жья Мек­си­кан­ско­го зал.), об­разо­ва­ние, ус­лу­ги транс­пор­та и ло­ги­сти­ка. По объ­ё­мам гру­зо­обо­ро­та (64,5 млн. т в 2007) порт М. вхо­дит в чис­ло 10 круп­ней­ших в США, спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на внутр. и экс­порт­но-им­порт­ных пе­ре­воз­ках (пе­ре­вал­ка уг­ля, неф­ти и неф­те­про­дук­тов, разл. хи­ми­ка­тов, ми­нер. удоб­ре­ний, строй­ма­те­риа­лов, дре­ве­си­ны и бу­ма­ги, с.-х. про­дук­ции). На тер­ри­то­рии Ре­гио­наль­но­го аэ­ро­пор­та М. (в 20 км к за­па­ду от центр. де­ло­во­го рай­она го­ро­да) – тре­ни­ро­воч­ный центр пи­ло­тов Бе­ре­го­вой ох­ра­ны США. Аэ­ро­порт де­ло­во­го рай­она М. (в 5 км к югу от центр. де­ло­во­го рай­она) слу­жит гл. обр. пе­ре­ва­лоч­ным уз­лом, в т. ч. для во­ен. гру­зов; здесь на тер­ри­то­рии быв. ба­зы ВВС Брук­ли (Brookley) рас­по­ло­жен транс­порт­но-про­из­водств. Брук­ли-ком­плекс, вклю­чаю­щий авиац., мор., ж.-д. и ав­то­мо­биль­ные гру­зо­вые тер­ми­на­лы, а так­же пред­при­ятия ок. 100 ком­па­ний, вы­пус­каю­щие разл. ви­ды ком­плек­тую­щих для аэ­ро­кос­мич. пром-сти, ком­пь­ю­тер­ное обо­рудо­ва­ние и др. В аг­ло­ме­ра­ции М. – судо­строе­ние и су­до­ре­монт, про­из-во гли­но­зё­ма, ми­нер. удоб­ре­ний, це­мен­та. Пред­при­ятия де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной пром-сти и др.

Близ М. – па­мят­ные мес­та, свя­зан­ные с со­бы­тия­ми Гражд. вой­ны в США 1861–1865: к вос­то­ку от М., в дель­те р. Тен­со, близ г. Спа­ниш-Форт, – Ис­то­рич. парк Блейк­ли; к югу от М., у вхо­да в бух­ту Мо­бил, – во­ен.-ис­то­рич. му­зеи фор­тов Гейнс и Мор­ган.

Лит.: The Port of Mobile, Alabama. Wash., 1998.

Вернуться к началу