Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНИМА́ЛЬНАЯ ЗА́РАБОТНАЯ ПЛА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 371-372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

МИНИМА́ЛЬНАЯ ЗА́РАБОТНАЯ ПЛА́ТА, ус­та­нав­ли­вае­мый за­ко­но­да­тель­но или на ос­но­ве спе­ци­аль­ных (кол­лек­тив­ных) со­гла­ше­ний ми­ни­мум оп­ла­ты тру­да на­ём­но­го ра­бот­ни­ка, ко­то­рый яв­ля­ет­ся для всех ра­бо­то­да­те­лей (пред­при­ни­ма­те­лей) ниж­ней гра­ни­цей оп­ла­ты его тру­да – вы­пла­ты в мень­ших раз­ме­рах счи­та­ют­ся не­ле­галь­ны­ми и пре­сле­ду­ют­ся по за­ко­ну. М. з. п. мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся в рас­чё­те на час (по­ча­со­вая), не­де­лю, ме­сяц, год или ком­би­ни­ро­ван­но на об­ще­на­цио­наль­ном уров­не или для оп­ре­де­лён­ных сек­то­ров (от­рас­лей) эко­но­ми­ки, быть диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной по ква­ли­фи­ка­ции, по­лу, воз­рас­ту, тер­ри­то­рии и от­ра­жать ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти. Она вы­пол­ня­ет од­но­вре­мен­но эко­но­ми­че­скую и со­ци­аль­ную функ­ции, спо­соб­ст­вуя ста­би­ли­за­ции уров­ня жиз­ни.

Ис­то­рия ин­сти­ту­та М. з. п. вос­хо­дит к кон. 19 – нач. 20 вв. Впер­вые она бы­ла вве­де­на в Но­вой Зе­лан­дии (1894), Ав­ст­ра­лии (1890-е гг.), в Ве­ли­ко­бри­та­нии (1909, пром-сть и тор­гов­ля); пер­вый за­кон о М. з. п., при­ня­тый в США (штат Мас­са­чу­сетс) в 1912, от­но­сил­ся толь­ко к за­ня­тым жен­щи­нам и под­ро­ст­кам; сра­зу же по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны за­ко­ны о М. з. п. бы­ли вве­де­ны во Фран­ции, Нор­ве­гии, Ав­ст­рии, Че­хо­сло­ва­кии, а в 1920-е гг. – и в Гер­ма­нии, Ис­па­нии. Пер­вые за­ко­ны ка­са­лись не­зна­чит. час­ти на­ём­ных ра­бот­ни­ков и бы­ли на­прав­ле­ны на со­кра­ще­ние ча­сов ра­бо­ты и рост оп­ла­ты тру­да в ох­ва­чен­ных за­ко­ном от­рас­лях пром-сти. Ны­не М. з. п., ус­та­нав­ли­вае­мая за­ко­ном или кол­лек­тив­ны­ми со­гла­ше­ния­ми, су­ще­ст­ву­ет бо­лее чем в 90% стран ми­ра; в 74% стран Ев­ро­пей­ско­го сою­за ми­ни­мум ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­но­да­тель­но, сре­ди стран зо­ны ев­ро са­мый вы­со­кий уро­вень М. з. п. в Люк­сем­бур­ге (ок. 1700 ев­ро в ме­сяц; с мар­та 2009), Ир­лан­дии (1500; с ию­ля 2007) и Ни­дер­лан­дах (1400; с ию­ля 2009).

Пер­вая кон­вен­ция по М. з. п. при­ня­та Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­ей тру­да (МОТ) в 1928 – Кон­вен­ция МОТ № 26 о соз­да­нии про­це­ду­ры ус­та­нов­ле­ния М. з. п. Пре­ду­смат­ри­ва­лось, что на ос­но­ве нац. за­ко­но­да­тель­ст­ва в про­це­ду­ре ус­та­нов­ле­ния М. з. п. на рав­ных ус­ло­ви­ях и с рав­ным пред­ста­ви­тель­ст­вом уча­ст­ву­ют за­ин­те­ре­со­ван­ные пред­при­ни­ма­те­ли и тру­дя­щие­ся в ли­це сво­их ор­га­ни­за­ций; что тру­дя­ще­му­ся пре­дос­тав­ля­ет­ся пра­во по­лу­чать в су­деб­ном по­ряд­ке сум­му, ко­то­рая ему не­до­п­ла­че­на, ес­ли за­ра­бот­ная пла­та вы­пла­чи­ва­лась по бо­лее низ­кой став­ке, чем ми­ни­маль­ная. Ре­ко­мен­да­ция к дан­ной кон­вен­ции пред­ла­га­ла уде­лить осо­бое вни­ма­ние тем от­рас­лям и сек­то­рам пром-сти, в ко­то­рых при­ме­ня­ет­ся труд жен­щин. По­след­няя кон­вен­ция МОТ № 131 об ус­та­нов­ле­нии ми­ни­маль­ной за­ра­бот­ной пла­ты «с осо­бым учё­том раз­ви­ваю­щих­ся стран» при­ня­та в 1970 (всту­пи­ла в си­лу в апр. 1972) и пред­ла­га­ет вве­сти сис­те­му ус­та­нов­ле­ния М. з. п., ох­ва­ты­ваю­щую все груп­пы ра­бо­таю­щих по най­му. Эта кон­вен­ция пря­мо ус­та­нав­ли­ва­ет для ра­ти­фи­ци­ро­вав­ших её стран, что М. з. п. име­ет си­лу за­ко­на и не под­ле­жит по­ни­же­нию, а не­при­ме­не­ние это­го по­ло­же­ния вле­чёт уго­лов­ные и др. санк­ции. При ус­та­нов­ле­нии М. з. п. нац. прак­ти­ка долж­на учи­ты­вать, с од­ной сто­ро­ны, по­треб­но­сти тру­дя­щих­ся и их се­мей, вклю­чая срав­нит. уро­вень жиз­ни др. со­ци­аль­ных групп, а с дру­гой – уро­вень про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, же­ла­тель­ность дос­ти­же­ния и под­дер­жа­ния вы­со­ко­го уров­ня за­ня­то­сти и др. це­ли эко­но­мич. раз­ви­тия. Для раз­ви­ваю­щих­ся стран до­ку­мен­ты МОТ осо­бо вы­де­ля­ют те­зис о том, что М. з. п. – это ин­ст­ру­мент по­ли­ти­ки по борь­бе с ни­ще­той.

В хо­де раз­ви­тия ин­сти­ту­та М. з. п. её раз­мер ус­та­нав­ли­вал­ся сна­ча­ла в ви­де аб­со­лют­но­го, но­ми­наль­но­го раз­ме­ра или как от­но­ше­ние к сред­ней или ка­кой-ли­бо др. за­ра­бот­ной пла­те, а в 2000-х гг. в ря­де стран да­ёт­ся од­но­вре­мен­но аб­со­лют­ный раз­мер и до­ля по от­но­ше­нию к сред­ней в эко­но­ми­ке за­ра­бот­ной пла­те. В США 1-й фе­де­раль­ный за­кон о М. з. п. при­нят в 1938 ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей Ф. Д. Руз­вель­та и ох­ва­ты­вал, за ис­клю­че­ни­ем ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных слу­жа­щих и лиц сво­бод­ных про­фес­сий, 43% на­ём­ных ра­бот­ни­ков; в 1991 их ох­ват М. з. п. со­ста­вил поч­ти 90% и она бы­ла рав­на 4,25 долл. в час, в 2009 – 7,25 долл. на об­ще­на­цио­наль­ном уров­не (мак­си­маль­ной она бы­ла в шта­те Ва­шинг­тон – 8,55 долл.). В та­ких раз­ви­тых стра­нах, как Ав­ст­рия, Гер­ма­ния, Ис­лан­дия, Ита­лия, Да­ния, Нор­ве­гия, Фин­лян­дия и Шве­ция, М. з. п. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся не за­ко­ном, а на ос­но­ве от­рас­ле­вых кол­лек­тив­ных до­го­во­ров, обя­за­тель­ность за­клю­че­ния и ис­пол­не­ния ко­то­рых, как пра­ви­ло, обес­пе­чи­ва­ет­ся за­ко­но­да­тель­но; при этом она мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся на од­ном уров­не для всей стра­ны на ос­но­ве со­гла­ше­ния об­ще­на­цио­наль­ных кон­фе­де­ра­ций проф­сою­зов и ра­бо­то­да­те­лей (как в Да­нии), или для ка­ж­дой от­рас­ли эко­но­ми­ки по со­гла­ше­нию об­ще­на­цио­наль­ной кон­фе­де­ра­ции проф­сою­зов и от­рас­ле­вых ас­со­циа­ций ра­бо­то­да­те­лей (как в Нор­ве­гии), или рас­про­стра­нять­ся на ра­бот­ни­ков, да­же не со­стоя­щих в проф­сою­зе (как в Фин­лян­дии). Го­су­дар­ст­ва, раз­ви­ваю­щие­ся по со­ци­аль­но на­прав­лен­ной эко­но­мич. мо­де­ли (wel­fare-state model), ре­гу­ли­ру­ют за­ра­бот­ную пла­ту, за­ко­но­да­тель­но ус­та­нав­ли­вая ми­ни­мум как еже­ме­сяч­ной, так и по­ча­со­вой за­ра­бот­ной пла­ты (спо­соб взаи­мо­обес­пе­чи­ваю­щих га­ран­тий). В ря­де стран с ши­ро­ки­ми адм. пол­но­мо­чия­ми ре­гио­нов на­ря­ду с об­ще­на­цио­наль­ным (фе­де­раль­ным) уров­нем М. з. п. су­ще­ст­ву­ют ре­гио­наль­ные уров­ни (напр., в шта­тах США, в пре­фек­ту­рах Япо­нии, в субъ­ек­тах РФ). Один из са­мых все­объ­ем­лю­щих за­ко­нов о М. з. п. дей­ст­ву­ет в Япо­нии (при­нят в 1959 и пе­рио­ди­че­ски пе­ре­смат­ри­ва­ет­ся); он по­зво­ля­ет не при­ме­нять по­ло­же­ния о М. з. п. лишь к трём ка­те­го­ри­ям ра­бот­ни­ков: с чрез­вы­чай­но низ­кой тру­до­спо­соб­но­стью, обу­слов­лен­ной фи­зи­че­ски­ми или пси­хи­че­ски­ми не­дос­тат­ка­ми; в пе­ри­од ис­пы­тат. сро­ка; про­хо­дя­щим проф. под­го­тов­ку. В не­ко­то­рых раз­ви­тых стра­нах ус­та­нав­ли­ва­ет­ся спец. ми­ни­мум для под­ро­ст­ков и мо­ло­дёжи, ко­то­рый обыч­но мень­ше об­ще­го ми­ни­му­ма. Но са­ми диа­па­зо­ны воз­рас­тных групп в них раз­ли­ча­ют­ся. Так, в Люк­сем­бур­ге ми­ни­мум для под­ро­ст­ков от 15 до 17 лет ни­же ми­ни­му­ма для не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих на 25%, для 17–18-лет­них – на 20%, а в Ве­ли­ко­бри­та­нии для мо­ло­дё­жи 18–21 го­да ни­же поч­ти на 17%, для лиц же до 18 лет – на 38%. В Ни­дер­лан­дах об­щий ми­ни­мум рас­про­стра­ня­ет­ся на лиц 23 лет и стар­ше, а ли­ца в воз­рас­те 15–22 лет по­лу­ча­ют в пре­де­лах 30–85% от это­го ми­ни­му­ма. В Бель­гии, на­про­тив, ми­ни­мум для мо­ло­дё­жи по­вы­ша­ет­ся, ес­ли у ра­бо­таю­ще­го есть стаж (для ли­ца в воз­рас­те 21,5 го­да со ста­жем 0,5 го­да на 2,7%, а для 22-лет­не­го при ста­же в 1 год на 3,8%). Боль­шин­ст­во на­уч. экс­пер­тов счи­та­ет, что за­ко­но­да­тель­ное за­кре­п­ле­ние ин­сти­ту­та по­ча­со­вой М. з. п. при­во­дит к зна­чит. по­ло­жи­тель­но­му эф­фек­ту по от­но­ше­нию к за­ня­тым по срав­не­нию с его ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем на ос­но­ве кол­лек­тив­ных со­гла­ше­ний.

Раз­ви­тие сис­тем со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния в 1960–90-е гг. в по­дав­ляю­щем чис­ле раз­ви­тых стран при­ве­ло к из­ме­не­нию под­хо­да к М. з. п. как од­но­му из средств за­щи­ты от бед­но­сти се­мьи ра­бот­ни­ка в поль­зу др. ме­ха­низ­мов со­ци­аль­ной за­щи­ты. В эко­но­ми­чес­ки раз­ви­тых стра­нах М. з. п. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на от­но­си­тель­но вы­со­ком уров­не по от­но­ше­нию к до­хо­дам лиц на­ём­но­го тру­да: в Ис­па­нии и Япо­нии это ок. 30% от со­во­куп­но­го до­хо­да, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ир­лан­дии – ок. 40%, в Ав­ст­ра­лии, Бель­гии, Ни­дер­лан­дах, Но­вой Зе­лан­дии – 50–60%, а во Фран­ции – ок. 2/3.

Вве­де­ние М. з. п. в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах ока­зы­ва­ет бо­лее силь­ное влия­ние на уро­вень за­ня­то­сти, чем в раз­ви­тых стра­нах, что свя­за­но пре­ж­де все­го с бо­лее низ­ким уров­нем сред­ней за­ра­бот­ной пла­ты и со­от­вет­ст­вен­но бо­лее вы­со­ким от­но­ше­ни­ем к ней ми­ни­маль­ной. Ми­ним. уро­вень в раз­ви­тых стра­нах в осн. вы­ше, чем сред­ний уро­вень за­ра­бот­ной платы в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах; от­кло­ня­ют­ся от этой тен­ден­ции стра­ны СНГ и юго-вост. Ев­ро­пы. В ря­де стран су­ще­ст­ву­ют спец. гос. ор­га­ны, кон­тро­ли­рую­щие со­блю­де­ние как за­ко­ном ус­та­нов­лен­но­го ми­ни­му­ма, так и ми­ни­му­ма по со­гла­ше­нию (напр., в Бель­гии ра­бо­та­ет Ин­спек­ция по со­ци­аль­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву, в Ар­ген­ти­не – Со­вет по ре­гу­ли­ро­ва­нию ми­ним. про­жи­точ­ной за­ра­бот­ной пла­ты, со­стоя­щий по ана­ло­гии с МОТ из рав­но­го чис­ла пред­ста­ви­те­лей пра­ви­тель­ст­ва, ра­бо­то­да­те­лей и ра­бот­ни­ков и за­клю­ча­ющий кол­лек­тив­ное со­гла­ше­ние с Нац. со­ве­том по во­про­сам за­ня­то­сти и про­из­во­ди­тель­но­сти).

Пер­вая по­пыт­ка вве­де­ния рос. нор­мы М. з. п. бы­ла пред­при­ня­та в апр. 1991 в свя­зи с по­вы­ше­ни­ем роз­нич­ных цен и от­ра­зи­лась в За­ко­не РСФСР «О по­вы­ше­нии со­ци­аль­ных га­ран­тий тру­дя­щих­ся». Фак­ти­че­ски за­кон в пол­ном объ­ё­ме (в нём пре­ду­смат­ри­вал­ся ми­ним. раз­мер по­со­бия по врем. не­тру­до­спо­соб­но­сти на уров­не 90% М. з. п., сти­пен­дии в со­от­но­ше­нии с М. з. п.) не при­ме­нял­ся и был из­ме­нён За­ко­ном РФ «О по­вы­ше­нии ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты тру­да» (дек. 1991). До ре­фор­мы ин­сти­ту­та оп­ла­ты тру­да в 2008 (ис­хо­дя из М. з. п.) за­ко­но­да­тель­но ус­та­нав­ли­ва­лись сти­пен­дии уча­щим­ся, сту­ден­там, ас­пи­ран­там, по­со­бия и др. со­ци­аль­ные вы­пла­ты. Все­го за кри­зис­ный пе­ри­од 1991–97 в РФ М. з. п. пе­ре­смат­ри­ва­лась 15 раз.

В Рос­сии М. з. п. от­но­сит­ся к осн. со­ци­аль­ным га­ран­ти­ям, пре­дос­тав­ляе­мым го­су­дар­ст­вом на­се­ле­нию; она ус­та­нав­ли­ва­ет­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О ми­ни­маль­ном раз­ме­ре оп­ла­ты тру­да» (2000). Осо­бен­но­стью рос. за­ко­но­да­тель­ст­ва яв­ля­ет­ся при­вяз­ка к ми­ним. раз­ме­ру оп­ла­ты тру­да (МРОТ) ба­зо­вых сумм ис­чи­сле­ния сти­пен­дий, по­со­бий и др. со­ци­аль­ных вы­плат, на­ло­гов, сбо­ров, штра­фов и т. п. Ди­на­ми­ка МРОТ в 2000–11 пред­став­ле­на в таб­ли­це:

Дата введенияСумма, рублей в месяц
1.1.2000132
1.1.2001200
1.7.2001300
1.5.2002450
1.10.2003600
1.1.2005720
1.9.2005800
1.5.20061100
1.9.20072300
1.1.20094330
1.6.20114611

Уро­вень М. з. п. рас­тёт, но вы­пол­не­ние за­ко­но­дат. нор­мы о при­бли­же­нии к уров­ню про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма от­кла­ды­ва­лось как в кон. 1990-х гг. (пе­ри­од эко­но­мич. кри­зи­са), так и в 2000-е гг. (пе­ри­од эко­но­мич. рос­та).

Лит.: Mincer J. Unemployment effects of mi­nimum wages // Journal of Political Economy. 1976. Vol. 84; Card D., Krueger A. B. Myth and measurement: the new economics of the minimum wage. Princeton; Chichester, 1995; Ни­ки­фо­ро­ва А. А. Ми­ни­маль­ная за­ра­бот­ная пла­та в стра­нах с ры­ноч­ной эко­но­ми­кой // Труд за ру­бе­жом. 1997. № 4; Бу­рэ К. С. Го­су­дар­ст­вен­но ус­та­нов­лен­ный ми­ни­маль­ный раз­мер по­ча­со­вой оп­ла­ты тру­да: за­ру­беж­ный опыт // Там же. 2007. № 4; Neumark D., Wascher W. L. Minimum wages. Camb.; L., 2008.

Вернуться к началу