МИНИМА́ЛЬНАЯ ЗА́РАБОТНАЯ ПЛА́ТА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИМА́ЛЬНАЯ ЗА́РАБОТНАЯ ПЛА́ТА, устанавливаемый законодательно или на основе специальных (коллективных) соглашений минимум оплаты труда наёмного работника, который является для всех работодателей (предпринимателей) нижней границей оплаты его труда – выплаты в меньших размерах считаются нелегальными и преследуются по закону. М. з. п. может устанавливаться в расчёте на час (почасовая), неделю, месяц, год или комбинированно на общенациональном уровне или для определённых секторов (отраслей) экономики, быть дифференцированной по квалификации, полу, возрасту, территории и отражать региональные особенности. Она выполняет одновременно экономическую и социальную функции, способствуя стабилизации уровня жизни.
История института М. з. п. восходит к кон. 19 – нач. 20 вв. Впервые она была введена в Новой Зеландии (1894), Австралии (1890-е гг.), в Великобритании (1909, пром-сть и торговля); первый закон о М. з. п., принятый в США (штат Массачусетс) в 1912, относился только к занятым женщинам и подросткам; сразу же после 1-й мировой войны законы о М. з. п. были введены во Франции, Норвегии, Австрии, Чехословакии, а в 1920-е гг. – и в Германии, Испании. Первые законы касались незначит. части наёмных работников и были направлены на сокращение часов работы и рост оплаты труда в охваченных законом отраслях пром-сти. Ныне М. з. п., устанавливаемая законом или коллективными соглашениями, существует более чем в 90% стран мира; в 74% стран Европейского союза минимум регулируется законодательно, среди стран зоны евро самый высокий уровень М. з. п. в Люксембурге (ок. 1700 евро в месяц; с марта 2009), Ирландии (1500; с июля 2007) и Нидерландах (1400; с июля 2009).
Первая конвенция по М. з. п. принята Международной организацией труда (МОТ) в 1928 – Конвенция МОТ № 26 о создании процедуры установления М. з. п. Предусматривалось, что на основе нац. законодательства в процедуре установления М. з. п. на равных условиях и с равным представительством участвуют заинтересованные предприниматели и трудящиеся в лице своих организаций; что трудящемуся предоставляется право получать в судебном порядке сумму, которая ему недоплачена, если заработная плата выплачивалась по более низкой ставке, чем минимальная. Рекомендация к данной конвенции предлагала уделить особое внимание тем отраслям и секторам пром-сти, в которых применяется труд женщин. Последняя конвенция МОТ № 131 об установлении минимальной заработной платы «с особым учётом развивающихся стран» принята в 1970 (вступила в силу в апр. 1972) и предлагает ввести систему установления М. з. п., охватывающую все группы работающих по найму. Эта конвенция прямо устанавливает для ратифицировавших её стран, что М. з. п. имеет силу закона и не подлежит понижению, а неприменение этого положения влечёт уголовные и др. санкции. При установлении М. з. п. нац. практика должна учитывать, с одной стороны, потребности трудящихся и их семей, включая сравнит. уровень жизни др. социальных групп, а с другой – уровень производительности труда, желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости и др. цели экономич. развития. Для развивающихся стран документы МОТ особо выделяют тезис о том, что М. з. п. – это инструмент политики по борьбе с нищетой.
В ходе развития института М. з. п. её размер устанавливался сначала в виде абсолютного, номинального размера или как отношение к средней или какой-либо др. заработной плате, а в 2000-х гг. в ряде стран даётся одновременно абсолютный размер и доля по отношению к средней в экономике заработной плате. В США 1-й федеральный закон о М. з. п. принят в 1938 администрацией Ф. Д. Рузвельта и охватывал, за исключением административных служащих и лиц свободных профессий, 43% наёмных работников; в 1991 их охват М. з. п. составил почти 90% и она была равна 4,25 долл. в час, в 2009 – 7,25 долл. на общенациональном уровне (максимальной она была в штате Вашингтон – 8,55 долл.). В таких развитых странах, как Австрия, Германия, Исландия, Италия, Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция, М. з. п. устанавливается не законом, а на основе отраслевых коллективных договоров, обязательность заключения и исполнения которых, как правило, обеспечивается законодательно; при этом она может устанавливаться на одном уровне для всей страны на основе соглашения общенациональных конфедераций профсоюзов и работодателей (как в Дании), или для каждой отрасли экономики по соглашению общенациональной конфедерации профсоюзов и отраслевых ассоциаций работодателей (как в Норвегии), или распространяться на работников, даже не состоящих в профсоюзе (как в Финляндии). Государства, развивающиеся по социально направленной экономич. модели (welfare-state model), регулируют заработную плату, законодательно устанавливая минимум как ежемесячной, так и почасовой заработной платы (способ взаимообеспечивающих гарантий). В ряде стран с широкими адм. полномочиями регионов наряду с общенациональным (федеральным) уровнем М. з. п. существуют региональные уровни (напр., в штатах США, в префектурах Японии, в субъектах РФ). Один из самых всеобъемлющих законов о М. з. п. действует в Японии (принят в 1959 и периодически пересматривается); он позволяет не применять положения о М. з. п. лишь к трём категориям работников: с чрезвычайно низкой трудоспособностью, обусловленной физическими или психическими недостатками; в период испытат. срока; проходящим проф. подготовку. В некоторых развитых странах устанавливается спец. минимум для подростков и молодёжи, который обычно меньше общего минимума. Но сами диапазоны возрастных групп в них различаются. Так, в Люксембурге минимум для подростков от 15 до 17 лет ниже минимума для неквалифицированных рабочих на 25%, для 17–18-летних – на 20%, а в Великобритании для молодёжи 18–21 года ниже почти на 17%, для лиц же до 18 лет – на 38%. В Нидерландах общий минимум распространяется на лиц 23 лет и старше, а лица в возрасте 15–22 лет получают в пределах 30–85% от этого минимума. В Бельгии, напротив, минимум для молодёжи повышается, если у работающего есть стаж (для лица в возрасте 21,5 года со стажем 0,5 года на 2,7%, а для 22-летнего при стаже в 1 год на 3,8%). Большинство науч. экспертов считает, что законодательное закрепление института почасовой М. з. п. приводит к значит. положительному эффекту по отношению к занятым по сравнению с его регулированием на основе коллективных соглашений.
Развитие систем социальной защиты населения в 1960–90-е гг. в подавляющем числе развитых стран привело к изменению подхода к М. з. п. как одному из средств защиты от бедности семьи работника в пользу др. механизмов социальной защиты. В экономически развитых странах М. з. п. устанавливается на относительно высоком уровне по отношению к доходам лиц наёмного труда: в Испании и Японии это ок. 30% от совокупного дохода, США, Великобритании, Ирландии – ок. 40%, в Австралии, Бельгии, Нидерландах, Новой Зеландии – 50–60%, а во Франции – ок. 2/3.
Введение М. з. п. в развивающихся странах оказывает более сильное влияние на уровень занятости, чем в развитых странах, что связано прежде всего с более низким уровнем средней заработной платы и соответственно более высоким отношением к ней минимальной. Миним. уровень в развитых странах в осн. выше, чем средний уровень заработной платы в развивающихся странах; отклоняются от этой тенденции страны СНГ и юго-вост. Европы. В ряде стран существуют спец. гос. органы, контролирующие соблюдение как законом установленного минимума, так и минимума по соглашению (напр., в Бельгии работает Инспекция по социальному законодательству, в Аргентине – Совет по регулированию миним. прожиточной заработной платы, состоящий по аналогии с МОТ из равного числа представителей правительства, работодателей и работников и заключающий коллективное соглашение с Нац. советом по вопросам занятости и производительности).
Первая попытка введения рос. нормы М. з. п. была предпринята в апр. 1991 в связи с повышением розничных цен и отразилась в Законе РСФСР «О повышении социальных гарантий трудящихся». Фактически закон в полном объёме (в нём предусматривался миним. размер пособия по врем. нетрудоспособности на уровне 90% М. з. п., стипендии в соотношении с М. з. п.) не применялся и был изменён Законом РФ «О повышении минимального размера оплаты труда» (дек. 1991). До реформы института оплаты труда в 2008 (исходя из М. з. п.) законодательно устанавливались стипендии учащимся, студентам, аспирантам, пособия и др. социальные выплаты. Всего за кризисный период 1991–97 в РФ М. з. п. пересматривалась 15 раз.
В России М. з. п. относится к осн. социальным гарантиям, предоставляемым государством населению; она устанавливается Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» (2000). Особенностью рос. законодательства является привязка к миним. размеру оплаты труда (МРОТ) базовых сумм исчисления стипендий, пособий и др. социальных выплат, налогов, сборов, штрафов и т. п. Динамика МРОТ в 2000–11 представлена в таблице:
Дата введения | Сумма, рублей в месяц |
1.1.2000 | 132 |
1.1.2001 | 200 |
1.7.2001 | 300 |
1.5.2002 | 450 |
1.10.2003 | 600 |
1.1.2005 | 720 |
1.9.2005 | 800 |
1.5.2006 | 1100 |
1.9.2007 | 2300 |
1.1.2009 | 4330 |
1.6.2011 | 4611 |
Уровень М. з. п. растёт, но выполнение законодат. нормы о приближении к уровню прожиточного минимума откладывалось как в кон. 1990-х гг. (период экономич. кризиса), так и в 2000-е гг. (период экономич. роста).