Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЙЯПА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 493-494

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Д. Беляев

МАЙЯПА́Н (Mayapán) (древ­нее назв. Ич­паа-Май­я­пан), го­род ци­ви­ли­за­ции майя по­стклас­сич. пе­рио­да на се­ве­ре п-ова Юка­тан, в 40 км к юго-вос­то­ку от совр. г. Ме­ри­да (Мек­си­ка). По од­ной тра­диции (в хро­ни­ках, за­пи­сан­ных в 16 в. в «Кни­гах Чи­лам-Ба­лам»), М. впер­вые упо­мя­нут в кон. 12 – нач. 13 вв., в свя­зи с тем, что Ху­нак Ке­ель, слу­жив­ший у пра­ви­те­ля М. Ах Меш Ку­ка, был бро­шен в ко­ло­дец в ка­че­ст­ве жерт­вы, спас­ся и стал пра­ви­те­лем М. За­тем он воз­гла­вил вос­ста­ние про­тив Чи­чен-Ицы, за­хва­тил и раз­ру­шил её. В от­ме­ст­ку по­том­ки жи­те­лей Чи­чен-Ицы че­рез неск. де­ся­ти­ле­тий за­хва­ти­ли М. Со­глас­но др. тра­ди­ции (в «Со­об­ще­нии о де­лах в Юка­та­не» Д. де Лан­ды), М. ос­но­ван ми­фич. пра­ви­те­лем Ку­куль­ка­ном. Ме­ж­ду 1263 и 1283 к вла­сти в М. при по­мо­щи на­ём­ни­ков, го­во­рив­ших на нау­а­ских язы­ках (см. в ст. Ас­тек­ские язы­ки), при­шла ди­на­стия Ко­ко­мов (воз­мож­но, свя­за­на с ти­ту­лом к’ухуль-ко­ком, ис­поль­зо­вав­шим­ся в Чи­чен-Ице в 9 в.). Их гос-во кон­троли­ро­ва­ло всю тер­ри­то­рию Сев. Юка­та­на. Опо­ра на чу­же­зем­ных на­ём­ни­ков вы­зва­ла не­до­воль­ст­во под­вла­ст­ных пра­ви­те­лей, пре­ж­де все­го ди­на­стии Шиу из Уш­ма­ля. В 1441 Ах Шу­пан Ту­туль Шиу воз­гла­вил вос­ста­ние, за­хва­тил М. и ис­тре­бил пра­вя­щий дом, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го из сы­но­вей пра­ви­те­ля М. (он в это вре­мя был во гла­ве тор­го­вой экс­пе­ди­ции на тер­ри­то­рию Гон­ду­ра­са). Спас­ший­ся ца­ре­вич ос­но­вал но­вое гос-во Ко­ко­мов со сто­ли­цей в г. Со­ту­та, про­су­ще­ст­во­вав­шее до исп. за­вое­ва­ния. Пра­ви­тель М. ди­на­стии Ко­ко­мов име­но­вал­ся ко­тек­пан («на­хо­дя­щий­ся во двор­це»), его не­бес­ным по­кро­ви­те­лем счи­тал­ся Ку­куль­кан (Ке­цаль­ко­атль), культ ко­то­ро­го стал обя­за­тель­ным для под­чи­нён­ных зе­мель (их пра­ви­те­ли по­сто­ян­но жи­ли в сто­ли­це или име­ли там сво­их управ­ляю­щих – каль­ва­ков). Вер­хов­ный жрец М. но­сил ти­тул ах-май.

Майяпан. Маска бога дождя Чаака. 13–14 вв. Фото Д. Д. Беляева

Ос­тат­ки М. от­кры­ты Дж. Л. Сте­фен­сом и англ. ху­дож­ни­ком Ф. Ка­зер­ву­дом в 1841. Сте­фенс пер­вым ото­жде­ст­вил их с го­ро­дом, упо­мя­ну­тым в исп. ис­точни­ках 16–17 вв. На­уч. ис­сле­до­ва­ния с 1930-х гг. (в осн. Ин-т Кар­не­ги). Рас­коп­ки с 1942 (в осн. амер. ис­сле­до­ва­те­ли, Дж. Брей­нерд и др.). Ра­бо­ты Ин-та Кар­не­ги в М. в 1951–55 при уча­стии ря­да ве­ду­щих спе­циа­ли­стов по­ло­жи­ли на­ча­ло ком­плекс­но­му ис­сле­до­ва­нию го­ро­дов майя, вклю­чая изу­че­ние це­ре­мо­ни­аль­ной зо­ны, жи­лых квар­та­лов и др. Рас­коп­ки во­зоб­нов­ле­ны в нач. 1990-х гг., с 1996 – мекс. экс­пе­ди­ци­ей К. Пе­ра­са Ло­пе, с 2001 – в рам­ках про­ек­та по изу­че­нию эко­но­ми­ки М. (Ун-т шта­та Нью-Йорк в Ол­ба­ни и мекс. Нац. ин-т ан­тро­по­ло­гии и ис­то­рии). М. был ок­ру­жён ка­мен­ной сте­ной дл. ок. 9 км с 7 боль­ши­ми кры­ты­ми во­ро­та­ми и 5 про­хо­да­ми; вклю­чал ок. 4000 по­стро­ек (по совр. оцен­кам, на­се­ле­ние со­став­ля­ло до 20 тыс. чел.), об­ра­зую­щих усадь­бы, ок­ру­жён­ные за­бо­ра­ми; неск. уса­деб име­ли об­щую ограду и раз­де­ля­лись улоч­ка­ми. До­ма про­стых го­ро­жан со­стоя­ли из 2 ком­нат; усадь­бы зна­ти (из­вест­но бо­лее 50) вклю­ча­ли ка­мен­ную по­строй­ку (под её по­лом встре­ча­ют­ся по­гре­бе­ния) с ко­лон­на­ми и де­рев. кры­шей, 1-ком­нат­ное свя­ти­ли­ще с ко­лон­на­дой, ал­тарь в цен­тре дво­ра. Яд­ро М. рас­по­ла­га­лось в зап. час­ти го­ро­да, вклю­ча­ло пи­ра­ми­ды, воз­ве­дён­ные на плат­фор­мах за­лы с ко­лон­на­да­ми; там же, на краю се­но­та (кар­сто­во­го ко­лод­ца), на­хо­ди­лось гл. зда­ние – Храм Ку­куль­ка­на, ок­руг­лая в пла­не сту­пен­ча­тая пи­ра­ми­да; её ниж­ние уров­ни ук­ра­ше­ны сту­ко­вы­ми изо­бра­же­ния­ми бо­жеств смер­ти с ору­жи­ем в ру­ках. Сте­ны не­ко­то­рых зда­ний по­кры­ты рос­пи­ся­ми в сти­ле Миш­те­ка-Пу­эб­ла, ха­рак­тер­ном для куль­тур на тер­ри­то­рии Центр. Мек­си­ки. В за­лах с ко­лон­на­да­ми мно­го це­ре­мо­ни­аль­ной ке­ра­ми­ки (в осн. фи­гур­ные ку­риль­ни­цы) и нет по­гре­бе­ний. Пред­по­ла­га­ют, что это опи­сан­ные Д. де Лан­дой муж­ские до­ма, по др. вер­сии, это жи­ли­ща для па­лом­ни­ков или ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные зда­ния, свя­зан­ные с го­ро­да­ми, под­чи­нён­ны­ми М. Зал Q151 ук­ра­шен ка­мен­ны­ми мас­ка­ми бо­га до­ж­дя Чаа­ка в сти­ле Пу­ук (рис.). В М. бы­ла воз­ро­ж­де­на тра­ди­ция майя клас­сич. пе­рио­да воз­дви­гать сте­лы с ие­рог­ли­фич. над­пи­ся­ми, в т. ч. 3 сте­лы, при­уро­чен­ные к окон­ча­нию 20-лет­них ка­лен­дар­ных пе­рио­дов (1244, 1283, 1441). М. был важ­ным тор­го­вым цен­тром, под­дер­жи­вав­шим кон­так­ты с по­бе­режь­ем Мек­си­кан­ско­го зал. и тер­ри­то­ри­я­ми в совр. Центр. Мек­си­ке. Сре­ди мно­го­числ. им­порт­ных из­де­лий – ке­ра­ми­ка, об­си­ди­ан (ме­сто­ро­ж­де­ния Иштепе­ке в Гор­ной Гва­те­ма­ле – 95%; Па­чука в Центр. Мек­си­ке – 5%), мед­ные из­де­лия и др. Изу­ча­лись мас­тер­ские – ке­ра­мич. (из­го­тов­ле­ние ку­риль­ниц ти­па Чен-Муль и др.), по об­ра­бот­ке крем­ня и об­си­диа­на.

Лит.: Mayapan, Yucatan, Mexico / Ed. H. E. Pol­lock a. o. Wash., 1962; Smith R. E. The pot­tery of Mayapan. Camb., 1971. Vol. 1–2; Mil­brath S., Peraza C. Revisiting Mayapan: Me­xico’s last Maya capital // Ancient Mesoamerica. 2003. Vol. 14.

Вернуться к началу