Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУКРЕ́ЦИЙ ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 128-129

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лук­ре­ций Кар (Titus Luc­retius Carus) (ок. 94 – 55 до н. э.), др.-рим. по­эт и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель эпи­ку­ре­из­ма. Ав­тор со­хра­нив­шей­ся фи­лос. по­эмы «О при­ро­де ве­щей» («De rerum natura») в 6 кни­гах, по­свя­щён­ной рим. ари­сто­кра­ту Гаю Мем­мию, па­тро­ну Ка­тул­ла и Цин­ны. О жиз­ни Л. поч­ти ни­че­го не ­из­вест­но; со­глас­но ле­ген­де, со­об­щае­мой Ие­ро­ни­мом, Л. пи­сал свою по­эму во вре­мя про­свет­ле­ний от бе­зу­мия, вы­зван­но­го лю­бов­ным на­пит­ком, ко­то­рый да­ла ему же­на, и за­тем по­кон­чил с со­бой. В по­эме Л. в по­пу­ляр­ной фор­ме из­ла­га­ет­ся фи­лос. сис­те­ма Эпи­ку­ра, осн. за­да­ча ко­то­рой – ос­во­бо­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва от стра­ха смер­ти и стра­ха бо­гов (пре­ж­де все­го по­смерт­ных на­ка­за­ний) че­рез по­сти­же­ние «за­ко­нов при­ро­ды» (foede­ra na­turae), ис­клю­чаю­щих вся­кое вме­ша­тель­ст­во бо­гов в че­ло­ве­че­скую жизнь, и осоз­на­ние смерт­но­сти ду­ши, ис­клю­чаю­щей по­смерт­ные му­че­ния. С гим­на к бо­ги­не люб­ви и тво­ря­щей си­лы при­ро­ды Ве­не­ре (влия­ние Эм­пе­док­ла) на­чи­на­ет­ся 1-я кни­га, в ко­то­рой из­ла­га­ют­ся фун­дам. на­ча­ла ато­миз­ма – су­ще­ст­во­ва­ние не­де­ли­мых и веч­ных ато­мов и пус­то­ты, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся за­кон со­хра­не­ния ма­те­рии («из ни­че­го не бу­дет ни­че­го») и оп­ро­вер­га­ют­ся мо­ни­сти­че­ские (Ге­рак­лит) и плю­ра­ли­сти­че­ские (Эм­пе­докл, Анак­са­гор) тео­рии не­ато­ми­стич. тол­ка. Во 2-й кни­ге рас­смат­ри­ва­ет­ся ато­ми­стич. ме­ха­ни­ка и све­де­ние всех чув­ст­вен­ных ка­честв (та­ких, как цвет, тем­пе­ра­ту­ра, вкус, за­пах) к ме­ха­нич. раз­ли­чи­ям в фор­ме и раз­ме­ре ато­мов, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся тео­рия бес­чис­лен­ных ми­ров в бес­ко­неч­ном про­стран­ст­ве Все­лен­ной. В 3-й кни­ге – по­сле про­слав­ле­ния ге­ния Эпи­ку­ра – трак­ту­ет­ся при­ро­да ду­ши и её связь с те­лом. Вслед за Де­мок­ри­том и Эпи­ку­ром Л. счи­та­ет ду­шу ма­те­ри­аль­ной, со­стоя­щей из мель­чай­ших сфе­рич. ато­мов «ог­ня». Ато­мар­ная струк­ту­ра ду­ши до­ка­зы­ва­ет её смерт­ность и не­обос­но­ван­ность стра­ха смер­ти. Пси­хо­ло­гии ощу­ще­ний (объ­яс­няе­мых де­мок­ри­тов­ской тео­ри­ей «от­пе­чат­ков» ве­щей, ис­те­каю­щих от ве­щей и про­ни­каю­щих в ор­га­ны чувств) и мыс­ли­тель­ной функ­ции ду­ши по­свя­ще­на 4-я кни­га. Л. ос­та­ёт­ся ве­рен эпи­ку­ров­ско­му сен­суа­лиз­му в тео­рии по­зна­ния (вся­кое ощу­ще­ние ис­тин­но), а в кон­це кни­ги ана­ли­зи­ру­ет (и осу­ж­да­ет) лю­бов­ную страсть. В 5-й кни­ге из­ла­га­ет­ся кос­мо­ло­гия и де­мон­ст­ри­ру­ет­ся ко­неч­ность на­ше­го ми­ра, а так­же рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы гео­ло­гии и про­ис­хо­ж­де­ния жи­вот­ных и рас­те­ний. Тео­рия ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния че­ло­ве­ка и раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции пу­тём про­грес­са от­но­сит­ся к са­мым зна­ме­ни­тым и влия­тель­ным в ис­то­рии фи­ло­со­фии час­тям по­эмы Л. В 6-й кни­ге объ­яс­ня­ют­ся ес­теств. при­чи­ны «ме­тео­ро­ло­ги­че­ских» яв­ле­ний (гром и мол­ния, об­ла­ка и дождь, зем­ле­тря­се­ния, вул­ка­ны, раз­ли­вы Ни­ла, лин­ло­гия, маг­не­тизм, эпи­де­мии), она за­вер­ша­ет­ся опи­са­ни­ем чу­мы в Афи­нах.

Со вре­мён Ци­це­ро­на Л. стал про­слав­лен­ным рим. по­этом, но клей­мо «без­бож­ни­ка», по­став­лен­ное на нём зап. от­ца­ми Церк­ви (Лак­тан­ций и др.), при­ве­ло к его поч­ти пол­но­му заб­ве­нию в сред­ние ве­ка. По­эма Л. со­хра­ни­лась в двух ру­ко­пи­сях 9 в., ко­то­рые бы­ли най­де­ны итал. гу­ма­ни­стом П. Брач­чо­ли­ни в 1417 и лег­ли в ос­но­ву пер­вых пе­чат­ных из­да­ний в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. На­ря­ду с 10-й кн. труда «Жиз­ни и мне­ния про­слав­лен­ных фи­ло­со­фов» Дио­ге­на Ла­эр­тия по­эма Л. ста­ла од­ним из осн. ис­точ­ни­ков по фи­ло­со­фии Эпи­ку­ра.

Соч.: О при­ро­де ве­щей. М.; Л., 1946. Т. 1 [лат. текст и пер.]; О при­ро­де ве­щей / Вступ. ст. Ф. А. Пет­ров­ско­го. М., 1958; De re­rum na­tura. Camb. (Mass.); L., 1975.

Лит.: Лук­ре­ций. О при­ро­де ве­щей. М.; Л., 1947. Т. 2: [ста­тьи о Лук­ре­цие]; Sallmann KG. Die Natur bei Lukrez. Bonn, 1962; Воуаnсé Р. Lucrèce: sa vie, son œuvre, avec un exposé de sa philosophie. P., 1964; Kenney E. J. Lucre­tius. Oxf., 1977 (bibl.); Roberts L. A Con­cor­dans of Lucretius. N. Y.; L., 1977; Clay D., Luc­retius und Epicurus. Ithaca, 1983; Probleme der Lukrezforschung / Hrsg. von C. J. Classen. Hildesheim, 1986; Gale M., Myth and poetry in Lucretius. Camb., 1994; Lucretius and his in­tellectual background. Amst.; N. Y., 1997; God­win J. Lucretius. L., 2004; The Cambridge com­panion to Lucretius / Ed. S. Gillespie, P. Har­die. Camb., 2007; Gordon С. A. A bibliography of Luc­retius. 2nd ed. Winchester, 1985.

Вернуться к началу