Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́УДА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 70

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛА́УДА (итал. lauda – хва­ла), жанр ду­хов­ной по­эзии и му­зы­ки в Ита­лии 13–16 вв. Л. соз­да­ва­лись на итал. (ре­же лат.) язы­ке; в 13–14 вв. не­ред­ко име­ли фор­му бал­ла­ты; бы­ли по­свя­ще­ны гл. обр. куль­ту Бо­го­ро­ди­цы, а так­же про­слав­ля­ли Ии­су­са Хри­ста, свя­тых, мир как Бо­жие тво­ре­ние, хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли. Л. за­ро­ди­лась в Ум­брии в кру­гу мо­на­хов-фран­ци­скан­цев; пер­вой Л. на итал. яз. (ум­брий­ском диа­лек­те) счи­та­ет­ся «Песнь о солн­це» (др. назв. «Хва­ла тво­ре­нию», ок. 1225) Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го, на­пи­сан­ная рит­мич. про­зой и вос­хва­ляю­щая в ка­че­ст­ве «брать­ев и сес­тёр» все яв­ления ми­ра, вклю­чая «се­ст­ру Смерть» (му­зы­ка этой Л. не сохр.). Рас­цвет Л. свя­зан с нар. ре­лиг. дви­же­ни­ем сер. 13 в.: брат­ст­ва ми­рян, ох­ва­чен­ные на­строе­ния­ми по­кая­ния, экс­та­тич. люб­ви к Хри­сту и Бо­го­ма­те­ри, от­вра­ще­ния к мир­ским бла­гам, пе­ли Л. на сво­их со­б­ра­ни­ях. С муз. точ­ки зре­ния Л. 13 – нач. 14 вв. пред­став­ля­ли со­бой од­но­го­лос­ные, пре­им. сил­ла­би­че­ские, ре­же раз­ви­тые ме­лиз­ма­тич. ме­ло­дии. До нас дош­ло ок. 200 сб-ков Л. (т. н. лау­да­рии) то­го вре­ме­ни, из них толь­ко 2 – с му­зы­кой: Кор­тон­ский лау­да­рий (кон. 13 в.; 65 ла­уд, из них 46 – с му­зы­кой) и Фло­рен­тий­ский лау­да­рий (из­вес­тен так­же как «Laudario Mag­lia­be­chiano», нач. 14 в.; 97 ла­уд, из них 88 – с му­зы­кой). Не­ред­ко Л. вы­пол­ня­лись как кон­тра­фак­ту­ры свет­ских тек­сто­му­зы­каль­ных форм, при этом тра­диц. кур­ту­аз­ные мо­ти­вы и сю­же­ты за­ме­ня­лись на ре­ли­ги­оз­ные (напр., вме­сто «воз­люб­лен­ной гос­по­жи» тру­ба­ду­ров – «гос­по­жа Бед­ность»; бал­ла­та «Блон­дин­ка-зе­лен­щи­ца» Ф. Лан­ди­ни бы­ла пе­ре­тек­сто­ва­на в Л. «О Ии­су­се Хри­сте»). Со 2-й пол. 14 в. рас­про­стра­ни­лись мно­го­го­лос­ные Л. Из­вест­на дра­ма­тич. раз­но­вид­ность Л. с диа­ло­га­ми ме­ж­ду ал­ле­го­рич. пер­со­на­жа­ми: Греш­ни­ком и Ма­дон­ной, Хри­стом и Ду­шой, Ду­шой и Лю­бо­вью. Боль­шин­ст­во ав­то­ров по­эзии и му­зы­ки в Л. ано­ним­ны. Вы­даю­щие­ся об­раз­цы ср.-век. Л. соз­дал Яко­по­не да То­ди; их осн. мо­ти­вы: же­ла­ние ду­ши уме­реть вме­сте с Хри­стом, жизнь Ии­су­са как зер­ка­ло ду­ши, плач Ма­дон­ны над Сы­ном; ду­ша как не­вес­та Хри­ста, най­ден­ная для не­го ан­ге­ла­ми; пол­ное рас­тво­ре­ние ду­ши в Бо­ге. В 15–16 вв. со­чи­ня­лись в разл. не­слож­ных пе­сен­ных фор­мах (гл. обр. фрот­то­ла в её раз­но­вид­но­стях). Л. вы­пол­ня­ли функ­цию по­пу­ляр­ной ре­лиг. му­зы­ки до кон. 16 в. (в Тос­ка­не это­му спо­соб­ст­во­ва­ли про­по­ве­ди Дж. Са­во­на­ро­лы, ко­то­рый при­зы­вал к пе­нию ла­уд не толь­ко в брат­ст­вах ми­рян, но и в церк­ви). Пе­ре­пе­чат­ки сб-ков Л. из­вест­ны вплоть до нач. 19 в.

Лит.: Laude cortonesi dal secolo XIII al XV / A cura di G. Varanini, L. Banfi, A. C. Burgio. Firenze, 1981–1985. Vol. 1–4; Pirrotta N. Mu­sic and culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque. Camb. (Mass.), 1984; Barr C. The monophonic lauda and the lay religious confraternities of Tuscany and Umbria in the late Middle Ages. Kalamazoo, 1988; Wilson B. Music and merchants: the laudesi companies of republican Florence. Oxf., 1992; Fallows D. A catalogue of polyphonic songs, 1415–1480. Oxf.; N. Y., 1999.

Вернуться к началу