Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУА́ЛА-ЛУ́МПУР

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 193

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Мазеин, В. А. Тюрин
Куала-Лумпур. Панорама центральной части города.
Куала-Лумпур. Индуистский храм Шри-Махамариамман. 1873.

КУА́ЛА-ЛУ́МПУР (Kuala Lumpur), сто­ли­ца Ма­лай­зии, име­ет ста­тус Фе­де­раль­ной тер­ри­то­рии (1974). Рас­по­ло­же­на на юго-за­па­де п-ова Ма­лак­ка, в до­ли­не р. Ке­ланг, в 30 км от по­бе­ре­жья Ма­лакк­ско­го прол. Нас. 1469,0 тыс. чел. (2009; 451,8 тыс. чел. в 1970), гл. обр. эт­нич. ки­тай­цы (43%), ма­лай­цы (38%), вы­ход­цы из Ин­дии (ок. 10%). Вме­сте с ок­ру­жаю­щи­ми тер­ри­то­рия­ми шта­та Се­лан­гор К.-Л. об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию с нас. 7635,9 тыс. чел. – 27% об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния стра­ны (2009; 910 тыс. чел. в 1970); сре­ди круп­ней­ших го­ро­дов аг­ло­ме­ра­ции: Суб­анг-Джая, Ке­ланг, Ам­панг, Шах-Алам, Пе­та­линг-Джая, Ба­ту-Сем­би­лан-Че­рас, Кад­жанг, Сай­берд­жая. К.-Л. – круп­ней­ший эко­но­мич., по­ли­тич., на­уч. и куль­тур­ный центр стра­ны; круп­ный транс­порт­ный узел на гл. ав­то­мо­биль­ной и ж.-д. ма­ги­ст­ра­лях зап. час­ти п-ова Ма­лак­ка. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты: Куа­ла-Лум­пур (1998) в при­го­ро­де Се­панг (27 млн. пас­са­жи­ров, 0,7 млн. т гру­зов, 2007), им. сул­та­на Аб­дул Азиз Ша­ха в Суб­анг-Джая. Мор. аван­порт К.-Л. – Ке­ланг (гру­зо­обо­рот 133,5 млн. т и 7,1 млн. т кон­тей­не­ров ДФЭ, 2007).

К.-Л. (ма­лай­ское – «или­стое устье») ос­но­ван кит. оло­во­до­быт­чи­ка­ми в 1857 у слия­ния рек Ке­ланг и Гом­бак. С 1873 в со­ста­ве сул­та­на­та Се­лан­гор под брит. про­тек­то­ра­том. Управ­лял­ся «ка­пи­та­на­ми ки­тай­цев», на­зна­чав­ши­ми­ся ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­стя­ми из чле­нов об­щи­ны К.-Л. С 1880 сто­ли­ца сул­та­на­та. В 1881 по­стра­дал от по­жа­ра. С 1886 адм. центр т. н. фе­де­ри­ро­ван­ных ма­лай­ских кня­жеств (Пе­рак, Се­лан­гор, Па­ханг, Не­ге­ри-Сем­би­лан), ме­сто пре­бы­ва­ния брит. ге­не­раль­но­го ре­зи­ден­та. В 1930–40-х гг. один из цен­тров кит. ра­бо­че­го и ма­лай­ско­го нац. дви­же­ний. 11.1.1942 ок­ку­пи­ро­ван япон­ца­ми, ос­во­бо­ж­дён 15.8.1945. На­хо­дил­ся под пря­мым управ­ле­ни­ем брит. ко­ро­ны: сто­ли­ца Ма­лай­ско­го Сою­за (с 1.4.1946) и Ма­лай­ской Фе­де­ра­ции (с 15.4.1948). С 31.8.1957 сто­ли­ца не­за­ви­си­мой Ма­лай­ской Фе­де­ра­ции (с 1963 Ма­лай­зия). 13.5.1969 в го­ро­де про­изош­ли столк­но­ве­ния на эт­нич. поч­ве ме­ж­ду ма­лай­ца­ми и ки­тай­ца­ми. В 2001 К.-Л. по­лу­чил ста­тус «на­цио­наль­ной и за­ко­но­да­тель­ной сто­ли­цы» [Фе­де­раль­ная тер­ри­то­рия К.-Л. – ме­сто пре­бы­ва­ния пар­ла­мен­та и ре­зи­ден­ции вер­хов­но­го гла­вы стра­ны (ко­ро­ля)]; ис­пол­ни­тель­ные и су­деб­ные ор­га­ны вла­сти Ма­лай­зии пе­ре­ве­де­ны в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ный адм. центр стра­ны Пут­рад­жая (при­го­род К.-Л.).

В ис­то­рич. цен­тре К.-Л. – пл. Мер­де­ка (Не­за­ви­си­мо­сти) с по­строй­ка­ми ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да, сре­ди ко­то­рых – ком­плекс Ко­ро­лев­ско­го клу­ба Се­лан­гор в фор­мах «не­отю­до­ров­ско­го» сти­ля (1890-е гг.); а так­же Брит. сек­ре­та­ри­ат (1894–97; ны­не зда­ние Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да Ма­лай­зии «Бан­гу­нан Сул­тан Аб­дул Са­мад»), Банк Ин­дии, Ав­ст­ра­лии и Ки­тая в «мав­ри­тан­ском» сти­ле (кон. 19 в.; ны­не зда­ние Нац. ис­то­рич. му­зея), нео­го­тич. со­бор Св. Ма­рии (1884–87, все – арх. А. Ч. Нор­ман), зда­ние де­ло­во­го цен­тра «Дая­бу­ми» (1985; пер­вый не­бо­скрёб в стра­не). По­бли­зо­сти, на стрел­ке, об­ра­зо­ван­ной слия­ни­ем рек Ке­ланг и Гом­бак, – ме­четь Масд­жид-Джа­ме (1909), а к югу от пл. Мер­де­ка на­хо­дит­ся во­кзал (1911; оба – арх. А. Б. Хаб­бок); в этих по­строй­ках в ду­хе эк­лек­тиз­ма при­сут­ст­ву­ют эле­мен­ты инд. ар­хи­тек­ту­ры вре­ме­ни Ве­ли­ких Мо­го­лов. К юго-за­па­ду от ис­то­рич. цен­тра рас­по­ло­жен дво­рец Ис­та­на-Не­га­ра (1928).

Глав­ные де­ло­вые рай­оны го­ро­да на­хо­дят­ся к вос­то­ку от пл. Мер­де­ка – тра­диц. Чай­на-та­ун с пе­ше­ход­ной ули­цей Джа­лан-Пе­та­линг, ин­дуи­ст­ским хра­мом Шри-Ма­ха­ма­ри­ам­ман (1873), хра­ма­ми Цзе Я (1880-е гг.) и Чань­си­шую­энь (нач. 20 в.) в ду­хе тра­диц. кит. ар­хи­тек­ту­ры; рай­он тор­го­вых цен­тров, оте­лей и офи­сов Бу­кит-Бин­танг, к се­ве­ро-вос­то­ку от ко­то­ро­го – пар­ко­вая зо­на Бу­кит-На­нас и те­ле­баш­ня «Ме­на­ра Куа­ла-Лум­пур» с оформ­ле­ни­ем в ду­хе ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ры (1996, выс. 421 м), ули­ца не­бо­скрё­бов Джа­лан-Ам­панг. Сре­ди вы­сот­ных зда­ний К.-Л.: «Ме­на­ра Ме­си­ниа­га» – об­ра­зец т. н. эко­ло­ги­че­ски чис­той ар­хи­тек­ту­ры в сти­ле хай-тек (1993, арх. К. Ян), пар­ные не­бо­скрё­бы в фор­мах по­стмо­дер­низ­ма «Пе­тро­нас» (1992–98, арх. С. Пел­ли; выс. 451,9 м), баш­ня «Ме­на­ра Те­ле­ком», по­вто­ряю­щая свои­ми очер­та­ния­ми рос­ток бам­бу­ка (2001).

К за­па­ду от цен­тра К.-Л. рас­по­ло­жен парк Лейк-гар­денс с Нац. мо­ну­мен­том (1966, скульп­тор Ф. де Уэл­дон). Близ пар­ка – вы­сот­ное зда­ние пар­ла­мен­та Ма­лай­зии в фор­мах мо­дер­низ­ма (1963, арх. Дж. Керд­жа Рая), зда­ния Нац. му­зея Ма­лай­зии в ду­хе тра­диц. ма­лай­ской ар­хи­тек­ту­ры (1963) и Ма­лай­зий­ско­го му­зея ис­лам­ско­го иск-ва, со­че­таю­щие эле­мен­ты не­омо­дер­низ­ма и ис­лам­ско­го зод­че­ст­ва (1998, ар­хит. бю­ро «Kumpulan Akitek»), и Нац. ме­четь (1963–65, арх. Д. Б. бин Абу Ка­сим). На се­ве­ре К.-Л. – один из круп­ней­ших в ми­ре пе­щер­ных хра­мо­вых ком­плек­сов Ба­ту-Кейвс (1891) с 47-мет­ро­вой скульп­ту­рой бо­же­ст­ва Му­ру­га­на (ава­та­ры Ши­вы) – ре­лиг. свя­ты­ня ин­дуи­стов Ма­лай­зии и гл. центр их па­лом­ни­че­ст­ва, ме­сто про­ве­де­ния еже­год­но­го фес­ти­ва­ля «Тай­пу­сам» (ян­варь – фев­раль).

Раз­ви­тие гор. аг­ло­ме­ра­ции К.-Л. – один из луч­ших при­ме­ров ур­ба­ни­стич. пла­ни­ро­ва­ния и де­цен­тра­ли­за­ции сто­лич­ных функ­ций в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах ми­ра. В до­ли­не р. Ке­ланг, в зап. час­ти гор. аг­ло­ме­ра­ции, рас­по­ло­же­ны осн. пром. го­ро­да-спут­ни­ки сто­ли­цы, соз­дан­ные в 1950–80-х гг. (Шах-Алам, Пе­та­линг-Джая, Суб­анг-Джая и др.); к се­ве­ру от К.-Л. – гл. спаль­ные при­го­ро­ды (Ра­ванг и др.), строи­тель­ст­во ко­то­рых на­ча­лось в 1970–80-х гг.; с 1990-х гг. рост гор. аг­ло­ме­ра­ции про­ис­хо­дит пре­им. в юж. на­прав­ле­нии, где раз­ви­ва­ют­ся т. н. по­ст­ин­ду­ст­ри­аль­ные при­го­ро­ды и го­ро­да-спут­ни­ки (Сай­берд­жая, Пут­рад­жая).

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний К.-Л. – Ма­л­ай­зий­ское от­де­ле­ние Ко­ро­лев­ско­го ази­ат. об-ва (1877), Ма­лай­зий­ский ин-т архи­тек­ту­ры (PAM; 1920, совр. назв. с 1967), Нац. агент­ст­во язы­ка и лит-ры (1956); н.-и. ин­сти­ту­ты: мед. ис­сле­до­ва­ний (1901), кау­чу­ка (1925), ле­со­вод­ства (FRIM, 1929), с.-х. ис­сле­до­ва­ний и раз­ви­тия (1969), сис­тем мик­ро­элек­тро­ни­ки (1985) и др.; на­уч. об­ще­ст­ва: ес­теств. на­ук (1940), био­хи­мии и мо­леку­ляр­ной био­ло­гии (1940), ис­то­ри­че­ское (1953), ин­же­не­ров (1959), ин­же­не­ров с. х-ва (1982) и др.; ас­со­циа­ции: на­уч­ная (1955), биб­лио­теч­ная (1955), ме­ди­цин­ская (1959) и др. Круп­ные ву­зы: Ма­лай­ский ун-т (ос­но­ван в 1949 в Син­га­пу­ре; совр. назв. с 1962), Ме­ж­ду­нар. ис­лам­ский ун-т (1983), Ун-т К.-Л. (2002), кам­пу­сы др. ун-тов Ма­лай­зии; Ма­лай­зий­ский ин-т ма­лай­ско­го язы­ка (1958), Ма­ла­йзий­ский ин-т управ­ле­ния (1966); ряд не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­зов. Нац. ар­хи­вы (1957), Нац. б-ка (1966). Нац. му­зей Ма­лай­зии (1963); му­зеи: иск-ва Азии (1974), воо­руж. сил (1982), во­ен.-возд. сил (1985), Нац. ис­то­ри­че­ский (1991), тка­ней (1997), Ма­ла­йзий­ский ис­лам­ско­го иск-ва (1999) и др.; му­зеи-ме­мо­риа­лы: пре­мьер-ми­ни­ст­ра Аб­дул Ра­зака, пев­ца и ак­тё­ра П. Рам­ли.

Нац. спор­тив­ный ком­плекс «Ки­лат Ке­лаб», ста­ди­он «Мер­де­ка» (ок. 40 тыс. мест). Ве­ло­дром, ип­по­дром, ста­ди­он бад­мин­то­на, ста­ди­он «Лем­бах Пан­тай» (для хок­кея на тра­ве) и др. спор­тив­ные со­ору­же­ния. В 1998 со­стоя­лись 16-е Иг­ры Со­дру­же­ст­ва на Нац. ста­дио­не «Бу­кит-Джа­лил» (ок. 100 тыс. мест). Близ К.-Л., на ме­ж­ду­нар. ав­то­дро­ме «Се­панг», про­во­дит­ся Гран-при Ма­лай­зии (с 1999) – этап чем­пио­на­та ми­ра «Фор­му­ла-1». Во 2-й пол. 2000-х гг. со­стоя­лись: чем­пио­нат ми­ра «Фор­му­ла-1» по гон­кам мо­тор­ных ка­те­ров (2005), Ку­бок ми­ра (2006) по кон­но­му спор­ту, авиа­шоу вер­то­лё­тов Азии (2007). С 2009 про­во­дят­ся тур­ни­ры Жен­ской тен­нис­ной ас­со­циа­ции (WTA) и Ассоциации теннисистов профессиона­лов (АТР) – От­кры­тые чем­пио­наты Ма­лай­зии.

В сфе­ре ус­луг соз­да­ёт­ся св. 3/4 ВРП Фе­де­раль­ной тер­ри­то­рии К.-Л.; ве­ду­щие от­рас­ли – бан­ков­ское и стра­хо­вое де­ло, те­ле­ком­му­ни­ка­ции, опе­ра­ции с не­дви­жи­мо­стью, роз­нич­ная тор­гов­ля. В К.-Л. дей­ст­ву­ют фон­до­вая бир­жа (1964), го­лов­ные офи­сы ве­ду­щих ма­лай­зий­ских бан­ков, в т. ч. Нац. бан­ка (Bank Nega­ra – центр. банк стра­ны), Bumiputera, Malayan Banking Berhad и др., пред­стави­тель­ст­ва круп­ней­ших иностр. бан­ков (в т. ч. амер. Citibank и Goldman Sachs, сау­дов­ско­го Al-Rajhi Bank). Штаб-квар­ти­ры боль­шин­ст­ва круп­ных нац. ком­па­ний и фи­нан­со­во-пром. объ­е­ди­не­ний: «Petronas» (круп­ней­шая нац. неф­те­га­зо­вая кор­по­ра­ция), «Tenaga Na­sio­nal» (элек­тро­энер­ге­ти­ка), «Telekom Malaysia» (те­ле­ком­му­ни­ка­ции), «Gen­ting» (рес­то­ран­ное и гос­ти­нич­ное де­ло); го­лов­ные пред­ста­ви­тель­ст­ва иностр. кор­по­ра­ций, в т. ч. ме­ж­ду­нар. неф­те­га­зо­вых («Exxon­Mobil», «Royal Dutch Shell», «Statoil») и ма­ши­но­строи­тель­ных («Mi­t­subishi», «Matsushita Electric», «Su­mi­tomo» и др.) ком­па­ний.

При­го­ро­ды и го­ро­да-спут­ни­ки К.-Л. ак­ку­му­ли­ру­ют ок. 4/5 объ­ё­ма пря­мых пром. ин­ве­сти­ций, на­прав­ляе­мых в эко­но­ми­ку аг­ло­ме­ра­ции. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: ма­ши­но­строе­ние, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, хи­мич., лёг­кая, пи­ще­вая, по­ли­гра­фи­че­ская. Дей­ст­ву­ют элек­тро­ста­ле­пла­виль­ный за­вод ком­па­нии «Lion Group» в Ке­лан­ге (мощ­но­стью 0,8 млн. т в год), пред­при­ятие пе­ре­дель­ной чёр­ной ме­тал­лур­гии ком­па­нии «Masteel» в Бу­кит-Ра­д­жа (0,3 млн. т ста­ли в год). В г. Шах-Алам – го­лов­ной за­вод нац. ав­то­мо­биль­ной ком­па­нии «Proton» (го­до­вая мощ­ность 100 тыс. лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей; соз­дан при тех­нич. со­труд­ни­че­ст­ве с япон. кор­по­ра­ци­ей «Mitsubi­shi»), за­вод ав­то­мо­биль­ных дви­га­те­лей ком­па­нии «Mitsu­bishi» (мощ­ность 120 тыс. шт. в год). Раз­ви­ты элек­трон­ная – круп­ные пред­при­ятия япон­ских и тай­вань­ских фирм по про­из-ву по­лу­про­вод­ни­ков, сбор­ке ин­те­граль­ных мик­ро­схем, ви­део­маг­ни­то­фо­нов, кон­ди­цио­не­ров и др. (в го­ро­дах Шах-Алам, Ке­ланг, Пе­та­линг-Джая, Су­б­анг-Джая), элек­тро­тех­нич. пром-сть (Шах-Алам), су­до­строе­ние и су­до­ре­монт (Ке­ланг), про­из-во с.-х. обо­ру­до­ва­ния. В зап. ин­ду­ст­ри­аль­ных при­го­ро­дах К.-Л. со­сре­до­то­че­на б. ч. пред­при­ятий хи­ми­че­ской (про­из-во на­ту­раль­но­го кау­чу­ка, пла­ст­масс, шин, ре­зи­но­тех­ни­че­ских из­де­лий), де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, це­мент­ной (г. Ра­ванг), пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

В юж. час­ти аг­ло­ме­ра­ции с кон. 1990-х гг. раз­ви­ва­ет­ся круп­ней­ший в Юго-Вост. Азии тех­но­по­лис (на­зы­ва­ет­ся так­же «муль­ти­ме­дий­ный су­пер­ко­ри­дор» или «ма­лай­зий­ская си­ли­ко­но­вая до­ли­на») с цен­тром в г. Сай­берд­жая. В пре­де­лах тех­но­по­ли­са со­сре­до­то­че­ны пред­при­ятия нау­ко­ём­ких про­из­водств в сфе­ре ин­фор­мац. тех­но­ло­гий, раз­ра­бо­ток аль­тер­на­тив­ных ис­точ­ни­ков энер­гии и др. (в т. ч. соз­да­ние муль­ти­ме­дий­но­го и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния, средств про­грамм­но­го обес­пе­че­ния); здесь рас­по­ло­жен Тех­но­ло­гич. парк Ма­лай­зии, а так­же сеть взаи­мо­свя­зан­ных цен­тров НИОКР. Дей­ст­ву­ют фи­лиа­лы и пред­ста­ви­тель­ст­ва боль­шин­ст­ва ве­ду­щих ме­ж­ду­нар. кор­по­ра­ций в сфе­ре ин­фор­мац. тех­но­ло­гий (в т. ч. «Microsoft», «No­kia», «Ericsson», «British Telecom»).

Лит.: Barter P., Bunnell T., Morshidi S. Ku­ala Lumpur metropolitan area: a globalizing city-region // Cities. 2002. Vol. 19. № 5; Ива­но­ва И. С. Ма­лай­зия в зер­ка­ле гео­гра­фии ур­ба­ни­за­ции // Ма­лай­ско-ин­до­не­зий­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 2004. Вып. 16; Ramasamy B., Chakrabartya A., Cheahb M. Malaysia’s leap into the future: an evaluation of the multimedia super corridor // Technovation. 2004. Vol. 24. № 11.

Вернуться к началу