Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕ́СКАС ХАСДАЙ БЕН АВРААМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 698

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Рохлина

КРЕ́СКАС Хас­дай бен Ав­ра­ам (ок. 1340, Бар­се­ло­на – ок. 1412, Са­ра­го­са), евр. бо­го­слов и фи­ло­соф. Рав­вин в Са­ра­го­се, са­нов­ник при ара­гон­ском дво­ре Хуа­на I (1387–95). Гл. труд – фи­лос. соч. «Свет Гос­по­день» («Ор Ашем» или «Ор Адо­най», ок. 1410, опубл. в 1555). 1-я часть – «Све­ча Бо­га» («Нер Эло­им») – бы­ла за­ду­ма­на К. как кри­ти­ка ари­сто­те­лиз­ма Май­мо­ни­да. От­ли­чая фи­ло­со­фию и ве­ру от ре­лиг. за­ко­на, в про­ти­во­вес Май­мо­ни­ду К. ут­вер­ждал, что ве­ра, не бу­ду­чи под­вла­ст­на сво­бод­но­му вы­бо­ру, не мо­жет быть за­по­ве­да­на, а яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мой ос­но­вой, без ко­то­рой по­ня­тие за­по­ве­ди со­вер­шен­но не­мыс­ли­мо. К. ввёл от­лич­ные от ари­сто­те­лев­ских оп­ре­де­ле­ния мес­та (как «от­дель­ной ве­ли­чи­ны») и вре­мени (как ме­ры по­сто­ян­ст­ва, а не ме­ры дви­же­ния). Это сде­ла­ло воз­мож­ной кон­цеп­цию пус­то­го про­стран­ст­ва и вре­ме­ни, не за­ви­ся­щих от вра­ще­ния сфер. Фи­зи­ка К. ос­но­ва­на на по­ня­тии ак­ту­аль­ной бес­ко­неч­но­сти, ко­то­рое оп­ре­де­ля­ет и его ме­та­фи­зи­ку: Бог, не­пре­рыв­но тво­ря­щий Все­лен­ную, по­ни­ма­ет­ся как не­ис­чер­пае­мое един­ст­во всех по­ло­жи­тель­ных ат­ри­бу­тов (в про­ти­во­по­лож­ность от­ри­ца­тель­ным ат­ри­бу­там у Май­мо­ни­да). За­мет­но влия­ние каб­ба­лы на К., осо­бен­но на его уче­ние о бес­ко­неч­ном и на его пред­став­ле­ние о Бо­ге и об уст­рем­лён­но­сти че­ло­ве­ка к един­ст­ву с Ним. Ав­тор сти­хов и по­ле­мич. трак­та­та «Оп­ро­вер­же­ние ос­но­во­по­ло­же­ний хри­сти­ан­ст­ва» (1397–98). Влия­ние идей К. ис­пы­та­ли Дж. Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла, Дж. Бру­но и Б. Спи­но­за.

Лит.: Wolfson H. A. Crescas’ critique of Aris­totle. Camb., 1971; Harvey W. Z. Physics and metaphysics in H. Crescas. Amst., 1998.

Вернуться к началу