Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ЛТРЕЙН ДЖОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 541

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Дж. Колтрейн. Фото с грампластинки «The Blue Note Years».

КО́ЛТРЕЙН (Coltrane) Джон (23.9.1926, Хам­лет, штат Сев. Ка­ро­ли­на – 17.7.1967, Нью-Йорк), амер. джа­зо­вый сак­со­фо­нист и ком­по­зи­тор. Один из наи­бо­лее из­вест­ных вир­туо­зов и ре­фор­ма­то­ров джа­за 2-й пол. 20 в. В 1943–45 учил­ся в муз. шко­ле Орн­стай­нов (Фи­ла­дель­фия). В 1949–51 иг­рал на альт- и те­нор-сак­со­фо­не в кол­лек­ти­вах под рук. Д. Гил­лес­пи. Оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на ис­пол­ни­тель­ский и ком­по­зи­тор­ский стиль К. ока­зал М. Дей­вис, в ан­самб­лях ко­то­ро­го он ра­бо­тал в 1955–57 и 1958–60. Впер­вые в 1960, за­тем в 1965 ор­га­ни­зо­вал собств. ан­самбль, ак­тив­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с ним в об­лас­ти гар­мо­нии, фор­мы и рит­ма. Сре­ди со­чи­не­ний – пье­сы «Ги­гант­ские ша­ги» (1960), «Мои лю­би­мые ве­щи» (1960; К. ис­пол­нял её на со­пра­но-сак­со­фо­не), 4-ча­ст­ная сюи­та «Love Supreme» (1964; свя­за­на с эку­ме­нич. идея­ми ав­то­ра), по слож­но­сти язы­ка и тех­ни­ки ком­по­зи­ции срав­ни­мые с му­зы­кой аван­гар­диз­ма (рас­ши­ре­ние ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти, в ря­де слу­ча­ев от­каз от неё; ис­поль­зо­ва­ние не­омо­даль­ных ла­до­вых струк­тур – гл. обр. под влия­ни­ем инд. ра­ги; ра­ди­каль­ный пе­ре­смотр тра­ди­ци­он­но­го для джа­за пред­став­ле­ния о кон­со­нан­се и дис­со­нан­се).

Лит.: Baker D. The jazz style of J. Coltrane: a musical and historical perspective. Lebanon, 1980; Porter L. J. Coltrane: his life and music. Ann Arbor, 1998.

Вернуться к началу