Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОВЫ́ЛИН ИЛЬЯ АЛЕКСЕЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 391

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

КОВЫ́ЛИН (Ка­вы­лин) Илья Алек­сее­вич [20(31).7.1731, с. Пис­цо­во Ко­ст­ром­ской пров. Мо­с­ков­ской губ., ны­не Ива­нов­ской обл.  21.8(2.9).1809, Мо­ск­ва], ку­пец, ос­но­ва­тель од­но­го из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных ста­ро­об­рядч. цен­тров.

И. А. Ковылин. Гравюра с портрета работы неизвестного художника 19 в.

Вы­хо­дец из кре­по­ст­ных кре­сть­ян; вла­дел кир­пич­ны­ми за­во­да­ми в Мо­ск­ве на Вве­ден­ских го­рах, ме­ж­ду Се­мё­нов­ской и Пре­об­ра­жен­ской за­ста­ва­ми. При­над­ле­жав­ший от ро­ж­де­ния к Рус. пра­во­слав­ной церк­ви, К. под влия­ни­ем на­стоя­те­ля моск. об­щи­ны фе­до­се­ев­цев в 1768 при­нял кре­ще­ние в ста­ро­об­рядч. фе­до­се­ев­ском со­гла­сии с на­ре­че­ни­ем име­ни Ва­си­лий. Во вре­мя эпи­де­мии чу­мы в Мо­ск­ве в 1771 по­лу­чил раз­ре­ше­ние уст­ро­ить на свои сред­ст­ва не­по­да­лё­ку от Пре­об­ра­жен­ских во­рот ка­ран­тин для ос­мот­ра всех по­ки­даю­щих го­род, а так­же клад­би­ще (см. Пре­об­ра­жен­ское клад­би­ще). Позд­нее ка­ран­тин был об­ра­щён в бес­по­пов­ское об­ще­жи­тель­ст­во для вдов и си­рот по ти­пу Вы­го-Лек­син­ско­го об­ще­жи­тель­ст­ва, ко­то­рое К. по­се­тил в 1772 и при­вёз от­ту­да пев­цов и на­чёт­чи­ков. На тер­ри­то­рии об­ще­жи­тель­ст­ва, раз­де­лён­но­го на се­вер­ную (муж­скую) и юж­ную (жен­скую) час­ти, бы­ли по­строе­ны про­сто­рные по­ме­ще­ния. Тру­да­ми К. в 1801 на муж­ском дво­ре бы­ла со­ору­же­на мо­лен­ная, в 1805 на жен­ском дво­ре – шесть ка­мен­ных кор­пу­сов с мо­лен­ны­ми. Для ук­ре­п­ле­ния и ук­ра­ше­ния это­го ста­ро­обрядч. цен­тра К. по­жерт­во­вал лич­ное иму­ще­ст­во, ко­то­рое оце­ни­ва­лось в 300 тыс. руб., в ка­че­ст­ве стро­ит. ма­те­риа­ла ис­поль­зо­вал­ся кир­пич его за­во­дов. К. за­бо­тил­ся о си­ро­тах и пре­ста­ре­лых, про­жи­вав­ших в бо­га­дель­не, о корм­ле­нии не­иму­щих, не­за­ви­си­мо от их ве­ро­ис­по­ве­да­ния, уч­ре­дил учи­ли­ще для де­тей-си­рот, ко­то­рых обу­ча­ли иск-ву пе­ре­пи­сы­ва­ния книг, зна­мен­но­му пе­нию по крю­кам, ико­но­пи­си. Он был од­ним из соз­да­те­лей «Ус­та­ва Бо­га­де­лен­но­го до­ма на Пре­об­ра­жен­ском клад­би­ще» (ут­вер­ждён имп. Алек­сан­дром I в 1809), ос­во­бо­ж­дав­ше­го ста­ро­об­ряд­цев Пре­об­ра­жен­ско­го клад­би­ща от опе­ки Моск. ду­хов­ной кон­си­сто­рии. К. был по­жиз­нен­но из­бран по­пе­чи­те­лем Пре­об­ра­жен­ско­го клад­би­ща.

К.  ав­тор соч. «Рас­смот­ре­ние, кто от со­тво­рен­ной тва­ри па­че всех со­гре­ши­ли, на не­бе­си и на зем­ли» (1808, изд. 1870). Он со­брал в оби­те­ли бо­га­тей­шую биб­лио­те­ку, ак­тив­но уча­ст­во­вал в по­ле­ми­ке внут­ри ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, за­щи­щая ве­ро­уче­ние фе­до­се­ев­цев. Его лит. на­сле­дие изу­че­но ма­ло.

По­хо­ро­нен на Пре­об­ра­жен­ском клад­би­ще. Имя К. но­сят рас­по­ло­жен­ные ря­дом пе­ре­улок и ту­пик.

Лит.: Ис­то­рия Пре­об­ра­жен­ско­го клад­би­ща // Сбор­ник пра­ви­тель­ст­вен­ных све­де­ний о рас­коль­ни­ках / Сост. В. Кель­си­ев. Лон­дон, 1860. Вып. 1; Ма­те­риа­лы для ис­то­рии бес­по­пов­ских со­гла­сий в Мо­ск­ве. М., 1870; Бы­ков­ский И. К. Пре­об­ра­жен­ский при­ход ста­ро­об­ряд­цев фео­до­сий­цев ста­ро­по­мор­ско­го бла­го­чес­тия в Мо­ск­ве. 2-е изд. М., 1907; Маль­цев А. И. Ста­ро­об­ряд­че­ские бес­по­пов­ские со­гла­сия в XVIII – на­ча­ле XIX в. Но­во­сиб., 2006.

Вернуться к началу