Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВИНТ СМИ́РНСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 495

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. М. Савельева

КВИНТ СМИ́РНСКИЙ (Κόϊντος Σμυρναίος, лат. Quintus Smyrnaeus), греч. по­эт 3–4 вв. Ав­тор гек­са­мет­рич. по­эмы «По­стго­ме­ри­ка» (букв. – «По­сле Го­ме­ра», Τὰ μεθ῞Ομηρον) в 14 кни­гах. Её лат. назв. «Posthomerica» и имя К. С. упо­ми­на­ют­ся у Ев­ста­фия в схо­ли­ях к Го­ме­ру и у Ио­ан­на Це­ца. В по­эме К. С. на­зы­ва­ет Смир­ну (ны­не Из­мир) сво­ей ро­ди­ной (12,306–313), со­об­щая, что в юно­сти был пас­ту­хом и пас овец при хра­ме Ар­те­ми­ды. По­эма вос­пол­ня­ет ла­ку­ны ме­ж­ду со­бы­тия­ми, опи­сан­ны­ми в «Илиа­де» и «Одис­сее», и яв­ля­ет­ся цен­ным ис­точ­ни­ком по сю­же­ти­ке ут­ра­чен­ных эпо­сов («Эфио­пи­ки», «Ма­лой Илиа­ды», «Па­де­ния Трои»). По­строе­на как ряд до­с­та­точ­но не­за­ви­си­мых друг от дру­га по­ве­ст­во­ва­ний: К. С. рас­ска­зы­ва­ет о Пен­фе­си­лее, Мем­но­не, о смер­ти Ахил­ла и спо­ре о его дос­пе­хах ме­ж­ду Аяк­сом и Одис­се­ем; опи­сы­ва­ет бит­вы с уча­сти­ем го­ме­ров­ских пер­со­на­жей Эв­ри­пи­ла, Не­оп­то­ле­ма, Фи­лок­те­та; смерть Па­ри­са; штурм и па­де­ние Трои; от­плы­тие гре­ков. Ха­рак­те­ры со­пос­тав­ля­ют­ся по прин­ци­пу кон­тра­ста: не­ис­то­вость – сдер­жан­ность, си­ла – хит­рость и т. п. При­мер ис­тин­но­го му­же­ст­ва и гиб­ко­го ума дан в об­раз­ах Аяк­са и Одис­сея; ге­ро­ич. иде­ал во­пло­щён в Не­оп­то­ле­ме с его сдер­жан­но­стью, сы­нов­ни­ми доб­ро­де­те­ля­ми и при­ле­жа­ни­ем. Спо­соб­ность про­ти­во­бор­ст­во­вать судь­бе пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­на в Си­но­не, Лао­ко­оне. В эпо­се про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние фи­ло­со­фии стои­ков (идеи про­ти­во­стоя­ния все­мо­гу­ще­ст­ву судь­бы; веч­ной жиз­ни, ко­то­рой об­ла­да­ют толь­ко ду­ши ве­ли­ких и муд­рых; ут­вер­жде­ние идеа­ла нрав­ст­вен­ной доб­ро­де­те­ли). В по­эме ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны ри­то­рич. приё­мы (ги­пер­бо­лы, эм­фа­тич. эпи­те­ты, эк­фра­сис), наи­бо­лее яр­ко пред­став­лен­ные в длин­ных ре­чах по тра­ди­ци­он­ным для эпо­са по­во­дам: в при­зы­вах к борь­бе, пла­чах по умер­шим, по­хва­лах, ин­век­ти­вах, уте­ше­ни­ях. Ис­точ­ни­ка­ми для К. С. ста­ли кик­лич. по­эмы, тра­ге­дии, по­эма «Ар­го­нав­ти­ка» Апол­ло­ния Ро­дос­ско­го, и др. Силь­ное влия­ние на эпос К. С. ока­за­ла «Энеи­да» Вер­ги­лия.

Изд.: Квинт Смирнский. По­сле Го­ме­ра [от­рыв­ки] // Па­мят­ни­ки позд­ней ан­тич­ной по­эзии и про­зы II–V в. М., 1964; Quintus de Smyrne. La suite d’Homère / Ed. F. Vian. P., 1963–1969. Vol. 1–3.

Лит.: James A., Lee K. A commentary on Qu­in­tus of Smyrna Posthomerica V. Leiden, 2000.

Вернуться к началу